Родительский всеобуч №1. Тема: «Создание благоприятного психологического климата для успешного развития ребёнка»

 

Создание благоприятного психологического климата в школе осуществляется в разных формах: урок, внеклассная деятельность… В настоящее время совершенствование урока обуславливается современными целями обучения, воспитание и развитие творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учиться по достижению запланированной цели.

Проявление современного урока наблюдается в течение всего урока: интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни, внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта и ориентации на победное учение.

В центре внимания в школе находится ученик, его личность, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируются реализации их потребностей и мотивов, вовлечение в творческий учебный труд, который приносит учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.

Важен психологический климат, эмоционально-психологический настрой учителя и учащихся. В нем отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, моральными нормами и интересами.

выделил признаки психологического климата в школе:

Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;

Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;

Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;

Разумная и полезная деятельность всех на уроке;

Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Ребята сами для себя должны поставить целью: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить».

Таким образом, благоприятный психологический климат создается в школе гуманным отношением к обучающемуся.

«Если тебе кажется, что кто-нибудь

виноват перед тобой – забудь это и прости.

И если ты прежде не испытал этого, ты узнаешь новую радость – прощать».

Влияние родителей на создание благоприятного психологического климата в воспитании ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Обязанность родителей растить и воспитывать своих детей, заботится об их будущем, не нанося вред их здоровью. Но бывают и такие семьи, где ребёнок сталкивается с безразличием, а порой с жестокостью по отношению к себе со стороны родителей. Ставшие нередкими случаи, когда ребёнок становится жертвой или находится перед угрозой жестокого отношения к себе со стороны собственных родителей, вселяют тревогу и беспокойство. В результате жестокого отношения у детей появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребёнка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечёт за собой другие тяжёлые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. Ведь в таких семьях дети не имеют опыта хороших, дружеских взаимоотношений и в результате затрудняются, став сами родителями, найти правильные приёмы и методы воспитания своих детей.

Что представляют собой родители, которые жестоко обращаются со своими детьми? Обычно они находятся в стрессовых условиях или переживают крушение своих жизненных планов. Наиболее общие проблемы, характерные для таких родителей,— это депрессия, одиночество, супружеские раздоры, безработица, злоупотребление психоактивными веществами, насилие в семье, сильное пьянство и беспокойства, связанные с работой. Некоторые родители осознают, что они плохо обращаются со своими детьми, но не способны себя остановить. Другие родители, подвергающие своих детей жестокому обращению, буквально ненавидят их или чувствуют к ним отвращение.

Какова эмоциональная реакция детей на насилие или жесткость?

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.

Возбуждение. Даже в спокойной обстановке от ребёнка можно ожидать вспышки агрессивности.

Чрезмерная потребность во внимании взрослых. Эта потребность может быть особенно проблематичной для родителей, которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми решениями.

Боязнь телесных повреждений. Значительный процент детей, являющихся свидетелем насилия или испытывающих его на себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применявший насилие может отказаться от него, либо причинит ему вред, либо будет вымещать на нём зло.

Стыд. Дети, особенно подростки стыдятся того, что они были подвергнуты жестокому обращению.

Неуверенность в будущем. Дети думают, что жизнь будет непредсказуема и в дальнейшем и с ними обязательно могут повториться все неприятности.

Следует помнить, что жестокость в эмоциональной сфере может нанести такой же вред, как и физическое насилие. Родители наносят долго не заживающие душевные раны своему ребенку, когда они постоянно им пренебрегают, уничижают, запугивают или терроризируют его. Родителям следует научиться сдерживать у себя порывы жестокости в обращении со своими детьми.

 Если ребёнок провинился 

1. Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.

2. Ясно определите для себя, что вы хотите от ребенка, и объясните ему это.

3. не подсказывайте ребенку своих готовых решений.

4. Не унижайте ребенка словами типа "А у тебя вообще голова на плечах есть?"

5. Не  угрожайте: "Если ты еще раз  это сделаешь, ты у меня получишь".

6. Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат.

7. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу.

8. Оценивайте поступок,  а не личность; лучше сказать: " ты поступил плохо" вместо: "Ты плохой".

9. После сделанного выговора, замечания прикоснитесь к ребенку, дайте ему почувствовать, что вы верите в него.

Вот некоторые рекомендации тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить плачущего ребенка:

— Выйти из комнаты и позвонить приятелю.

— Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.

— Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.

— Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.

— Принять душ.

— Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.

— Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.

Родители призваны рассмотреть и помочь ребенку открыть в себе ту искру Божью, которой он одарен, чтобы он состоялся, стал и был интересным человеком, счастливым Творцом и Созидателем.

Прежде всего, родители должны помочь детям, в выявлении направленности своих интересов, того направления самореализации, которое ребёнку более всего подходит.

 

Притча о гвоздях

Восточная притча

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

 

 Протокол № 1