Чем занять годовалого ребенка дома: как играть, занятия для развития

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.

Как провести время с пользой

Занятия дома с годовалым ребенком родители могут подобрать самостоятельно. Ведь все дети разные, и то, что для одних является увлекательным, у вторых не вызывает никакого интереса.

Для того чтобы развлечь кроху дома, заняться его развитием, родителям следует отдать предпочтение играм, которые:

  • Помогают развивать мышление. В процессе занятия очень важно использовать игрушки, карточки с изображением животных, предметов, которые нас окружают.
  • Положительно влияют на усовершенствование физических возможностей. Как правило, это активные развлечения, в ходе которых ребенок может подражать взрослым либо выполнять их просьбы.
  • Связаны с привитием любви к творчеству. Несмотря на то, что занять кроху такими занятиями дома надолго не получится, да и результат не всегда будет ожидаемым, заниматься нужно.

Важно чтобы и родители принимали участие в этом, ведь их поддержка для крохи важна.

  • Развивают речь. Как раз в годик многие дети начинают издавать первые осознанные слога, которые вскоре превращаются в долгожданные слова.

Поэтому, не зная, чем занять годовалого ребенка, можно рассмотреть варианты игр, в которых данный навык можно развивать. Например, можно ознакомить кроху со звуками, которые издают животные, и попросить их повторить.

Ориентируясь на данные рекомендации, занятия принесут малышу удовольствие, как и его родителям. Ведь с усладой наблюдать за тем, как старается, учится кроха, который совсем недавно умел только агукать – это истинное счастье.


С помощью красок и помощи родителей кроха может рисовать все что угодно, например, солнце, цветы, животных.

Игры в прятки

  1. Малыша усаживают на высокий стульчик (для кормления), а мама начинает делать вид, что потеряла его и не может найти. Она громко зовет его по имени, озирается по сторонам, заглядывает в шкафы, за двери, под стол. После этих нехитрых манипуляций стоит «случайно обнаружить» кроху, и показать свою радость и удивление от его находки.
  1. Нужно выбрать какую-нибудь красивую игрушку, а к ней привязать яркую ленточку или веревку. После этого игрушку прячут, но недалеко, чтобы ребенок смог увидеть ленту. Когда он найдет ленточку и потянет за нее, вслед за ней появится и привязанная к ней игрушка. Эта простая игра поможет крохе понять, как устанавливаются причинно-следственные связи.

  1. «По парам». Взять несколько пар разноцветных носков ярких цветов, перемешать их между собой и разложить перед ребенком. После чего объяснить малышу, как объединить эти носки по парам одного цвета.

Занятия для детей 1-1,5 года

Пусть вас не пугает это слово — занятия. Вы будете с ребенком играть как обычно, но эта игра будет развивающая, будет способствовать развитию речи, обогащать вашего малыша новыми ощущениями, знаниями, понятиями. А главное вы решите вопрос чем занять ребенка в 1,5 года. В предлагаемых играх-занятиях используются наблюдения во время прогулки, где малыш видел курицу или кошку, собачку, гуся, корову и т. д. С этими животными ребенка можно знакомить и по картинкам.

Читайте также:  Талассемия (бета и альфа): что за болезнь, диагностика и симптомы, лечение


Подрастая и развиваясь, малыш, подражая взрослому, повторяет за ним движения и учится играть сам. Но на первом этапе обучения самостоятельности ему нужно помочь.

13. Альтернатива рогатке из пластикового стаканчика и воздушного шара

Разрежьте пополам пластиковый стаканчик. Хвостик воздушного шарика завяжите узлом, не надувая. Отрежьте широкую часть шарика и натяните половину с хвостиком на стаканчик. У вас в руках — весёлый заменитель рогатки. Положите в стаканчик «пулю» (пластиковый или ватный шарик) и дёрните за хвостик шарика. Можете устраивать чемпионаты по дальности стрельбы.


Продолжаем мыльную тему. Обычное мыло в микроволновке за пару минут превращается в воздушное облако, которое можно измельчать в блендере, красить и закладывать в формочки.

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

13. Ходить по наклонным поверхностям — в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

Игры с мамой

  1. Взбиваем подушку.
    Перед этим действом стоит убрать все бьющиеся предметы, а потом устроить семейную битву подушками.
  2. Танцуем под музыку.
    Годовалые детки просто обожают это делать.
  3. Мнем глину.
    Когда мама готовит пирог, она может дать малышу кусочек теста пусть мнет и лепит, сколько хочет.
  4. Стучим-грохочем.
    Пусть это будут крышки, кастрюли, тарелки, ложки. Всё, чем можно погреметь и постучать вместе с ребенком.
  5. Забавляем-потешаем.
    Добавим ярких позитивных эмоций в купание, одевание, умывание с помощью веселых потешек. Под такие песенки можно хлопать в ладоши, стучать ножками, качать головкой, шевелить пальчиками.
  6. Танцуем пальчиками.
    Пальчиковые игры позабавят малыша и благотворно повлияют на развитие.

Большинство детей — настоящие «фабрики» по производству энергии. Куда её девать?

Как развивать ребенка в 1 год


Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Чем занять ребенка в 1 год

Малыши очень отличаются друг от друга в зависимости от характера. Одни детки не слезают с мамы и всегда хотят, чтобы она была рядом, другие отличаются излишней самостоятельностью и предпочитают играть в одиночку. Но в любом случае маме временами нужно занимать ребенка чем-то, чтобы выполнить домашнюю работу или дать себе отдохнуть. В 1 год дети не так уж и много умеют делать самостоятельно, но все равно можно придумать несколько занятых игр для одиночного времяпрепровождения. Но стоит ориентироваться на умения вашего малыша и его интересы, увлечения.

  1. Что умеет годовалый малыш
  2. Полезные игры для ребенка годовалого возраста
  3. Что купить ребенку для развлечения
  4. Показатели правильного развития ребенка во время игры

  • много ползает, часто уже ходит за руку или самостоятельно;
  • может брать несколько мелких предметов одновременно;
  • уверенно берет игрушку в руки и отдает ее по просьбе;
  • способен строить несложные конструкции, одевать кольца на пирамидку и вкладывать один предмет в другой;
  • активно осваивает жесты;
  • показывает первые попытки работать ложкой самому.
Читайте также:  Уросульфан: инструкция по применению, отзывы, цена и аналоги

9. Двигательная активность

  • Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий» : наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику ( Озон , My-shop ); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
  • Катаем/бросаем мяч.
  • Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

Зачем годовалому ребенку режим

Распорядок дня создает ощущение стабильности. Маме легче, если она знает, во сколько ребенок просыпается, когда ложится на дневной сон и ночной. Это помогает разумно распределять и планировать время на работу по дому, приготовление еды для малыша, прогулку, игры и занятия с ребенком.

Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.

Режим помогает создавать для карапуза комфортные условия: укладывать спать и кормить так, чтобы избегать нежелательного поведения. Во время дневного сна у мамы есть возможность решить, чем можно будет занять годовалого ребенка, когда он проснется, и подготовиться к этому.

Ребенок рассматривает игрушку

Распорядок дня положительно влияет на детей. Периоды покоя и отдыха сменяются периодами активности, после подвижных игр, прогулки на свежем воздухе и приема пищи детям хочется спать. Порядок и стабильность формируют чувство защищенности, без него ребенку сложнее правильно развиваться.


Режим дня базируется на знании ритмов ребенка: когда он обычно просыпается, когда бодр и готов играть, а когда хочет есть или готов спать. Эти знания позволяют предугадывать желания малыша и правильно реагировать на его поведение. Годовалые дети еще не умеют сообщать о своих желаниях, поэтому капризное поведение говорит о необходимости отдыха или о том, что подошло время еды.

Как развлекают младенца

Пока малыш маленький, игры и занятия с ними очень просты. Кроху возрастом до года можно легко увлечь яркой погремушкой. Этот возраст больше всего связан с развитием разных ощущений. Малышу интересно всё: щупать, слышать, видеть, облизывать. Именно на знакомство с разными ощущениями лучше всего и направить свои усилия.

Развивающий коврик Мобиль на кроватку

Можно вместе с крохой перебирать тряпочки разных фактур, нажимать на кнопки музыкальной игрушки, рассматривать крупные картинки в книжки. Иной раз мама может и отлучиться от ребёнка, оставив его с вращающимся музыкальным мобилем или в развивающем коврике, где можно много всего потрогать и порассматривать. Однако к концу первого года жизни ребенок осваивает перемещение в пространстве: либо он уверенно и очень быстро ползает и встаёт у опоры, либо пытается делать первые шаги. С этого момента его интерес все больше направлен на изучение окружающего мира, и маме необходимо озадачиться новыми идеями занятий для крохи.

  • Пересыпаем, переливаем. Надолго увлечь малыша может такое медитативное занятие, как переливание воды из ёмкости в ёмкость или пересыпание круп. Для игры нужен большой таз, который мы наполняем либо водой, либо чем-то сыпучим (крупными макаронами, фасолью) и разные баночки, коробочки, бутыльки. Если ребенок играет с макаронами или крупами – выбирайте такой вариант, чтобы частички были крупными.

В мирное русло

Для малыша, который только что научился ходить, будет интересен каждый закуток, каждый шкафчик, дверца или полочка. Однако, несмотря на то что занять себя кроха сможет и самостоятельно, оставлять его одного в комнате нельзя!
Не забывайте о том, что кроха ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, он не боится высоты, удушья, отравления…

Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.

Есть два варианта занятий: совместные игры малыша и мамы и самостоятельная деятельность ребенка, когда маме нужно высвободить немного времени для себя.

Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.

Читайте также:  Профилактика опоясывающего герпеса: как не заразиться от больного человека

Активные игры для детей в 1 — 2 года

Чем занять ребёнка в 1,5 года, который до отказа «заполнен» энергией? Самый очевидный ответ – заняться физически активными забавами. Такие развлечения могут проходить как под чутким руководством матери, так и в одиночку (при условии безопасной окружающей среды).

Какие игрушки понадобятся, чтобы занять ребёнка в 1 год или чуть старше? Ответ прост: игровые аксессуары для активных занятий:

  1. Мячи различного размера и надувные игровые аксессуары. Если выбрать такие игрушки из тканевых материалов или мягкой резины, то можно заранее обезопасить дом от повреждений, а ребёнка от травмирования.
  2. Надувной бассейн. В такое устройство не обязательно наливать воду, можно обойтись поролоновыми мячиками. Это поможет увлечь маленького ребёнка на несколько минуток, но затем придётся убираться в помещении.
  3. Машинки-каталки. Чем занять годовалого ребёнка дома, если он пока неуверенно передвигается? Машина-каталка – великолепный выбор для таких крох, поскольку сможет занять их на долгое время, ведь можно не просто ходить, но и катать игрушки.
  4. Шведская стенка. Подобный семейный тренажёр всё чаще идёт с элементами для малышей старше годика. Естественно, 11-месячный ребёнок ещё не может оставаться наедине с таким устройством, а вот детки постарше смогут сами съезжать с маленьких горок на постеленное одеяльце.
  5. Палатки. Подобные сооружения можно приобрести или сделать самостоятельно из подушек, покрывал. Дети в один год обожают прятаться, забираться в укрытия, поэтому мама сможет спокойно заняться своими делами, пока кроха играет в домике.

Подобная активность положительно влияет на самочувствие ребёнка, повышает продолжительность ночного сна, позволяя выплёскивать излишнюю энергию.


Отвлечь ребёнка на несколько минут, чтобы заняться своими делами, – задача не из лёгких. Нужно предоставить ему такое занятие, чтобы он даже не думал отправиться в опасное «путешествие» по изучению окружающего мира. Чем можно занять ребёнка на некоторое время?

Развивающие игровые занятия

Каждый день необходимо проводить развивающие занятия в виде игры. Это будет стимулировать закрепление обретенных малышом навыков и появление новых умений. Развитие годовалого ребенка в домашних условиях можно проводить при помощи разных игр. Наиболее эффективные и популярные виды занятий приведены ниже в таблице.

НазваниеКакие навыки, умения развиваетВсе необходимое для проведения занятияСуть игры
Дотянись до звездыхватать предметы, становиться на ногифигура звезды, вырезанная из картонаПовесить звезду на веревке чуть выше роста грудничка. Поставить рядом стул для опоры. Подергать за веревку, чтобы привлечь внимание малыша и мотивировать его схватить звезду
Перемещение кубиковмоторика, ловкость рукнесколько кубиков, два детских ведеркаПоложить кубики в одно ведро. Вторую емкость поставить рядом. Переложить несколько кубиков в пусто ведро. Попросить ребенка повторить это действие
Телефонный звонокассоциация предмета с его названием, правильное использование вещейигрушечный телефонПоложить перед малышом телефон и назвать предмет. Поднять трубку и показать, как правильно пользоваться телефоном. Предложить повторить
Апельсины и лимоныассоциация предметов с их названиямиапельсины, лимоны, большая мискаВзять лимон в руки, сказать «это лимон», положить в миску. То же самое проделать с апельсином. Попросить ребенка указать на лимон или апельсин пальцем
Маленький барабанщикизучение звуков, понимание причин и следствийдетский барабанПоложить на колени грудничку барабан. Дать ребенку палочки и, держа его за руки, начать отбивать ритм. Медленно убрать руки и дать малышу возможность играть самому

  • не оказывать помощь преждевременно. Нужно давать возможность ребенку самостоятельно справиться с задачей;
  • не говорить увлеченному игрой малышу «Так делать неверно»;
  • не навязывать правила игры.
Добавить комментарий