Развитие ребенка в 1 месяц

Ребенок играет: от рождения до года

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные образы и звуки.
По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние покоя и бодрости, утихомириться перед сном.
Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку, будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия вознаградятся – с помощью соски ребенок научится самостоятельно успокаиваться и засыпать. Пустышка – это средство, которое и вы и ребенок в ближайшее время оцените по достоинству.

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так характерна для новорожденных, также пропадает.
Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, – это способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг. Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые, извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не оставлять одного на столе или на другом высоком месте.
Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот, беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12-30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает “гукать”. Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс называется “ознакомлением”. Ребенок как будто бы говорит: “Да, теперь я знаю, что это такое”. Если вы поменяете предмет или, не убирая первый, покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук, например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или игрушку, которая может пищать.
В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: “Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали”.
У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся, что нижеперечисленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии.
2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут.
4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку – радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам. Будьте уверены в себе и не забывайте, что, занимаясь делами, нужно сохранять их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу.
Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру “один на один”: вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает “гулить”. Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить.
Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд, лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что сейчас в разговоре наступит пауза.
Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит взгляд в сторону. Через несколько секунд “собеседники” снова смотрят друг на друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие и малышу и родителям.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например, если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время поездки.)

Время игр
Зрение
“Кукла из тарелки”
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.
Наблюдение за предметом
Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 сантиметров от лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.
Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку. Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
Вид из кроватки
Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы, ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
Двигающаяся игрушка
Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие игрушки на бортики кроватки.
Восприятие звуков
Детские стихи
Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи, например: “Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять. ” или придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте слова.
Пинетки с колокольчиком
Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой, малыш будет слышать звон колокольчика.
Где я?
Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать зрение и слух.
Ощущения
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
Развитие осязания
Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
Легкое прикосновение
Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему понравятся эти ласковые прикосновения.
Приятные запахи
Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу – поможет в развитии его обоняния.
Упражнения
Поднимите и опустите руки малыша
Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При этом напевайте какую-нибудь песенку.
Прогулка на велосипеде
Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: “Мы едем, едем, едем в далекие края. “
Взгляд наверх
Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
Посмотри на маму
Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь, чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Время кормления
Изменяйте положение ребенка
При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел окружающие предметы под разными углами зрения.
Оберните детский рожок
Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в магазине или сделать из носка яркой расцветки.
Яркое полотенце
Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите кормление.

Читайте также:  Боль в позвоночнике: какую мазь применить

Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки. (Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: “Ку-ку”.)

Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеленальным столиком. На некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.

Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком. Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь довольны проведенным вместе временем.

опубликовано 21/05/2007 12:26
обновлено 13/05/2011
— Педагогика и психология

Развитие малыша в 1 месяц

Младенец 1 месяц

Самый сложный и важный период в жизни новорожденного – первый месяц. Эти четыре недели родители и малыш подстраиваются друг к другу. Новорожденный учится жить в новых для него условиях, а родители учатся о нем заботиться. В первый месяц жизни особенно важно соблюдать врачебные рекомендации. Лучше заранее изучить информацию о том, что должен уметь ребенок в 1 месяц жизни.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые четыре недели жизни малыша полны беспокойства и тревог для родителей. Однако новорожденному еще сложнее. Его организм активно меняется, приспосабливаясь к жизни вне чрева матери. Трансформируется кровеносная, мочевыделительная, иммунная, и другие системы организма.

По нормативам ВОЗ младенец в первый месяц набирает от 150 до 900 гр. веса. Его рост должен увеличиться на 3 см. Окружность головы становится больше на 1,2-1,5 см.

После роддома очень часто новорожденные теряют в весе. В норме это около десяти процентов от массы тела при рождении. Потеря восполняется быстро, главное сбалансировать питание и режим сна.

Зрение крохи становится четче. Он уже удерживает взгляд на зафиксированном предмете, расположенном на расстоянии до 30 см. Он еще не различает цвета, но распознает очертания и яркость предметов. Также задерживает взгляд на красных, розовых, оранжевых предметах.Следит взглядом за большими и яркими игрушками. При этом взгляд слегка опаздывает за движениями руки, глазные яблоки двигаются толчкообразно. Жмурится от яркого света.

Моргает, вздрагивает от резких звуков. Реагирует на звук погремушек.

Общается ребенок со взрослыми в этом возрасте плачем. Так он подает сигналы, что что-то не так.

Ручки и ножки часто приживает к телу, тяготея к позе эмбриона. Движения хаотичные, медленные.

Много спит. Просыпается, когда мокрый или от голода. Начинает реагировать на мать – узнает ее голос, ищет грудь, улыбается.

Нормы веса и роста у ребенка в 1 месяц

Девочки рождаются немного мельче, чем мальчики.

Показатель

Развитие у девочек в 1 месяц

Развитие у мальчиков в 1 месяц

Вес

3,6 кг – 4,8 кг

3,9 кг – 5,2 кг

Рост

51 см – 55.7 см

52 см – 56,8 см

Здесь указаны приблизительные нормы. В реальности показатели могут быть и меньше средних.

Что умеет месячный ребенок

На психическое развитие ребенка в 1 месяц полностью влияет качество физического развития. Если налажен режим сна и кормления, то к концу 4 недели у младенца появляется много новых умений. Часть врожденных рефлексов превращаются в приобретенные, часть уходит. Младенец учится зевать, чихать, реагировать на звуки вздрагиванием. И эти навыки остаются с ним навсегда.

  • Сосательный. Если провести соском или пальцем около губ ребенка. Малыш начинает активно «сосать».
  • Поисковый. Еще один навык, связанный с инстинктом голода. Если провести пальцем по щеке ребенка, он повернет голову в эту сторону, как бы инстинктивно ища грудь.
  • Хватательный. Если дотронуться до ладошки крохи, то он попытается схватить и удержать палец.
  • Рефлекс пловца. Если ребенок лежит на животе, то начинает махать ручками-ножками, будто имитируя плавательные движения.
  • Навык ходьбы. Если взять младенца под руки, то он рефлекторно начнет перебирать ножками. Эти движения напоминают ходьбу.

Ребенок в 1 месяц с мамой

Режим дня месячного малыша

В первый месяц младенец много спит – около 18-20 часов в сутки. Его день состоит из следующих 4 основных периодов.

Часы бодрствования

В это время кроха активно дрыгает ручками и ножками, если перевернуть на животик он будет пытаться держать головку.

Состояние полусна

Период до кормления или сразу после него. Тело малыша расслабленно, глазки полузакрыты.

Поверхностный сон

У ребенка частое неровное дыхание, слегка подергиваются конечности, глаза закрыты, но глазные яблоки активно двигаются.

Тело малыша полностью расслабленное, дыхательный ритм ровный, веки сомкнуты плотно

Как поддерживать развитие ребенка

Развитие ребенка в 1 месяц жизни – это плацдарм для дальнейшего роста малыша. Основная забота родителей не только понимать, что умеет четырех недельный малыш, но и способствовать тому, чтобы он дальше гармонично и правильно рос.

Развивающие игры

Разговаривать

Чтобы стимулировать восприятие речи, можно петь песенки, читать сказки, стишки или потешки.

Играть мимикой

Во время общения с малышом рекомендуется строить смешные гримасы, сопровождать чтение сказок активной мимикой. Постепенно малыш будет копировать взрослых, так его мимика разовьется быстрее.

Включать музыку

Не современную, а классику. Ребенку полезно засыпать под классические мелодии. Во время бодрствования можно ставить более ритмичные мелодии.

Использовать развивающие игрушки

Подберите яркие погремушки с тактильными элементами. Они улучшат цветовосприятие и простимулируют тактильные ощущения. Повесить мобиль. В магазинах продается множество мобилей для новорожденных, с музыкальным механизмом и контрастными игрушечными фигурками. Их можно повесить над кроваткой. Так у малыша развивается зрение и восприятие цвета.

Игры для развития физических возможностей

Менять положение корпуса

Каждые два часа переворачивать на правый, левый бочок, на спинку или животик. Делать это нужно аккуратно. Если ребенок беспокоится и плачет в определенном положении лучше переложить его и попробовать в другой раз.

Делать глазную гимнастику

Взять большую красную погремушку и на расстоянии в 20-30см от глазок малыша водить им. Делать это кругами или линейно. Время от времени останавливать движение игрушки, чтобы кроха фиксировал взгляд. Таким образом, глазные мышцы быстрее укрепляются.

Все упражнения нужно делать, когда ребенок сыт и спокоен. Если он плачет или беспокоится лучше отложить занятия.

Игры для развития рефлексов

Для полноценного роста и развития ребенка в дальнейшем окружающие должны уже с первого месяца жизни не просто смотреть, что может кроха, но и играть с ним. Это необходимо для лучшего формирования двигательных, хватательных рефлексов. Когда младенец бодрствует, расположите его на комфортной ровной поверхности. Чтобы он смог:

  • стопами упираться в ладонь родителя, отталкиваясь от нее;
  • хватать пальцы взрослого;
  • сгибать и разгибать руки и ноги (хаотично);
  • приподнимать и удерживать головку (это лучше делать на животике).

Активные и тактильные игры

Также нужно чередовать активные игры с тактильными. Легкие поглаживания, проведение ладонями по телу, щекотание пальцем. Если малышу нравятся ощущения, то он слегка выпячивает живот вперед. Если отталкивает значит, ему не понравилось. Лучше играть так после купания, когда малыш спокоен и расслаблен.

Возможные проблемы.

В 1 месяц после рождения нужно быть особенно внимательными к состоянию малыша, ведь на этом сроке у вас могут возникнуть некоторые проблемы:

Пупочная рана не заживает

Чтобы пупочная ранка быстрее зажила, ее нужно каждый день обрабатывать раствором зеленки. Если через 14 дней ранка осталась, и корочка не отпала, нужно срочно обратиться к врачу. Также это нужно сделать, если ранка покраснела и появились выделения. Существует и альтернативная точка зрения, причем у врачей – нужно обрабатывать не саму ранку, а скобу. Так ранка заживет быстрее. По этому вопросу обязательно посоветуйтесь с патронажной сестрой.

Кишечные колики

ЖКТ новорожденного еще незрелый, поэтому вздутие в первые недели жизни это нормально. Ребенок при этом испытывает боль и плачет. Для решения проблемы можно массировать животик, прикладывать к нему теплую пеленку или давать средства против колик, рекомендованные педиатром.

Если ребенок переходит на смешанное или искусственное вскармливание, то родителям стоит подумать о выборе смесей. Предпочтительнее выбирать смеси на козьем молоке, т.к козье молоко усваивается легче коровьего. Клинические исследования показали снижение интенсивности и частоты колик на фоне приема смесей Kabrita®. Подробнее о коликах.

Желтуха новорожденных

Кожа малыша часто имеет желтоватый оттенок. Постепенно гемоглобин в крови обновляется, и кожа малыша приобретает розовый цвет.

Несмотря на то, что месячный младенец может проспать до 20 часов в сутки, сон может быть непостоянным и неглубоким. Ведь нервная система крохи еще незрелая, он пугается звуков, реагирует на изменения температуры и перепады света. Рекомендуется укладывать малыша в комнате с температурой не ниже 20 градусов, где тихо и темновато. Такая обстановка напоминает крохе материнскую утробу и он быстрее засыпает.

Если вы заметили, что ребенок потерял аппетит, перестал набирать вес, часто и без причины кричит по ночам, сильно выгибается и никак не получается его успокоить, он не реагирует на звуки, то не откладывая обратитесь к детскому врачу.

Ребенку месяц: рост, вес, развитие

Первые несколько недель с новорожденным ребенком могут быть волшебными, но достаточно тяжелыми. Вы учитесь кормить малыша, укладывать его на сон и понимать его постоянные потребности. Жизнь вашего ребенка в 1 месяц довольно проста. Все, что для него действительно важно, – это кушать, когда есть желание, часто спать, иметь чистый подгузник и получать много любви. А родителям важно знать, что должен уметь грудной ребенок в месяц, на какие особенности развития обращать внимание, как укреплять здоровье.

Ребенку месяц: рост, вес, развитие

Все, что для него действительно важно, – это кушать, когда есть желание, часто спать, иметь чистый подгузник и получать много любви. А родителям важно знать, что должен уметь грудной ребенок в месяц, на какие особенности развития обращать внимание, как укреплять здоровье.

Как выглядит грудной ребенок в месяц

Независимо от того, во что вы видите в фильмах, новорожденные не появляются из утробы матери как с картинки. Требуется несколько недель или месяцев, чтобы ваш ребенок превратился в пухлощекого ангелочка. В течение первого месяца у него округляется головка, кожа меняет цвет с ярко-красной на бледно-розовую, исчезает шелушение и мелкие высыпания на лице и теле.

Рефлексы ребенка от 0 до 1 месяца

С самого первого дня у вашего ребенка есть набор рефлексов, призванных защищать его. Поисковый рефлекс помогает малышу найти мамину грудь, сосательный рефлекс, ладонный рефлекс, который заставляет его сжимать ваш палец, когда вы кладете его в ладонь, и рефлекс Моро (вздрагивание, которое он испытывает при испуге).

Органы чувств в первый месяц ребенка

Все органы чувств вашего ребенка работают с момента его рождения, в том числе:

Зрение. Первые несколько дней веки могут быть опухшими после родов, это постепенно проходит. Зрение ребенка еще слабое, но он может видеть ваше лицо и другие объекты крупным планом. Вы также можете заметить, что глаза иногда косят. Это потому, что мышцы, контролирующие движение глаз, еще не полностью развиты, в период от 1 до 6 месяцев эта проблема постепенно исчезает.

Слух. Хотя слух еще не полностью развит, ваш ребенок уже знаком с вашим голосом и другими звуками, которые он часто слышал в утробе матери.

Вкус. У ребенка сильно развито чувство вкуса, и он может различать сладкое и горькое, отдавая предпочтение сладкому.

Запах. Ребенок легко узнает ваш запах.

Тактильное чувство наиболее развито при рождении. Через прикосновения ваш ребенок узнает о мире, ощущает ваши объятия, и что его любят те, кто о нем заботится.

Особенности тела детей 1 месяца

После пребывания на протяжении 9 месяцев в тесной матке ребенок еще некоторое время рефлекторно принимает утробную позу. Его пальчики сжаты в кулачки, руки и ноги прижаты к телу. Для детей типичен гипертонус мышц. Это не опасно, его мышцы расслабятся в течение следующих нескольких недель.

Беспокоитесь по поводу опухшей мошонки у вашего мальчика или этих опухших половых губ у вашей маленькой девочки? Это норма, временное явление из-за ваших гормонов, которые все еще циркулируют в теле вашего новорожденного. В первые недели гениталии придут в норму. Эти же гормоны также ответственны за любые молочные выделения из сосков (как для мальчиков, так и для девочек) и выделения из влагалища (которые иногда могут иметь оттенок крови). Как и отек, выделения должны пройти в течение недели или двух.

Физическое развитие: рост и вес

Хотя ваш ребенок при рождении мог весить от 2,5 до 4 кг, не удивляйтесь, если он немного похудеет (примерно на 5-10 процентов). Причина уменьшения: – нормальная послеродовая потеря жидкости. Вес новорожденного должен перестать снижаться к 5-дневному возрасту. Примерно на 10–14 дней (а иногда и раньше) он восстановит свой вес при рождении, а затем начнет прибавлять в весе. В среднем, за первый месяц малыш прибавляет около 700 г (от 500 до 1500г).

Сколько весит ребенок в месяц, зависит от его веса при рождении и пола. Девочки обычно набирают чуть меньше, чем мальчики.

Сон малыша

В среднем малыш в 1-2 месяца спит около 16,5 часов между дневным и ночным сном, хотя есть широкий диапазон нормальных значений. Младенцам, находящимся на грудном вскармливании, обычно необходимо есть каждые два-три часа. Однако кормите ребенка по требованию, а не по часам. Через какое-то время вы сможете немного отодвинуть кормления, постепенно выстраивая режим кормлений и снов.

Сколько грудного молока нужно ребенку

В первые несколько недель младенцы едят много – по крайней мере, от восьми до 12 раз (или больше) за 24 часа. Это связано с крошечным размером желудка и невероятным темпом развития ребенка от 0 до месяца, как физическим, так и умственным.

Поскольку ваша грудь и ребенок не имеют встроенного измерителя, бывает трудно определить, достаточно ли поел ваш ребенок. Но есть несколько подсказок: если ваш ребенок доволен и счастлив, его вес соответствует возрасту и он мочит много подгузников (от восьми до 12 в любой день), это признаки достаточного питания.

Особенности стула

Говоря о грязных подгузниках, стоит поговорить о дефекации вашего новорожденного в первые несколько недель. Первые фекалии обычно черные и липкие – это меконий, наполняющий кишечник вашего ребенка в утробе матери. Через день или два стул перейдет в зеленовато-желтый цвет, а через несколько дней – в «обычный» детский стул. Обильный кал – не менее пяти подгузников в день для детей, находящихся на грудном вскармливании, а иногда и больше – нормальное явление в течение первого месяца. Стул у вашего ребенка может быть горчично-желтым, зеленым или коричневым, а также бледным или пятнистым.

Примерно к периоду от 1 и до 3-4 месяцев количество грязных подгузников может выровняться, и ваш ребенок может даже пропустить день или два между опорожнениями. К периоду, когда появятся зубы и будет вводиться прикорм, стул снова начнет меняться.

Малыш плачет

Конечно, новорожденные плачут – так они общаются! Независимо от того, спокойный ли у вас ребенок или суетливый, в первый месяц вы начнете привыкать ко всем вариациям его плача. По факту, плач может быть признаком того, что ребенок здоров. Но что, если кажется, что она все время плачет? Некоторые дети просто плачут больше, чем другие.

Читайте также:  Белая жидкость течет из члена

Иногда приступы плача предсказуемы – например, вечером или после напряженного дня вне дома. Иногда они просто появляются, как неожиданная летняя буря.

Убедитесь, что ребенок не голоден, не нуждается в смене подгузников или ином уходе, ему не давит одежда. Если все это под контролем, помогите малышу успокоиться: качайте, гуляйте, пойте или обнимайте кроху.

Чтобы помочь малышу успокоиться, может потребоваться несколько попыток. Но если вы чувствуете, что теряете терпение или просто устали, можно положить ребенка в безопасное место, например, в кроватку, на несколько минут. Он может даже удивить вас и сам заснуть.

Что умеет ребенок в месяц

Все родители, читая календарь развития, с интересом ищут, что должен уметь в месяц их ребенок. Подчеркнем, что это усредненные нормы и возможны отклонения на 2-3 недели, поэтому не нужно волноваться. Вот некоторые этапы развития ребенка, которых вы можете ожидать от своего ребенка в течение первого месяца.

Если ребенку месяц в своем развитии что должен уметь:

  • Кратковременно поднимать голову во время бодрствования на животике
  • Сосредоточиться на вашем лице
  • Поднести руки к лицу
  • Сосать грудь или пальчик.

Примерно половина малышей сможет:

  • Каким-то образом реагировать на громкий шум
  • Поднимать голову на 45 градусов, когда они находятся на животе
  • Реагировать на раздражители не только плачем
  • Улыбаться в ответ на улыбку.

Прежде всего, сохраняйте хладнокровие! Если вы напряжены, ваш ребенок тоже будет в напряжении. Помните, что младенцы иногда просто плачут – и это пройдет.

Первый месяц жизни ребенка

Не откладывайте проблемы на завтра,
запишитесь на прием сейчас!

При уходе за ребенком первого месяца жизни у родителей возникает множество вопросов и волнений, которые в большинстве случаев вызваны естественными особенностями развития малыша. Беспокойство – нормальное состояние для матери и отца, так как забота о здоровье новорожденного становится для них приоритетной задачей. Но чтобы уметь вовремя заметить признаки проблем со здоровьем или развитием ребенка в первый месяц жизни, следует знать о том, какие именно особенности формирования его организма являются нормальными и естественными.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Особенности физического развития

В первую неделю жизни малыша не стоит ждать от него каких-либо особых «достижений»: процесс рождения отнимает много сил не только у матери, но и у ребенка, поэтому сон и питание – единственное, что ему нужно больше всего. Но уже со второй недели развитие новорожденного становится достаточно активным. С каждым днем он «взрослеет» и выглядит это примерно следующим образом:

  • У ребенка формируется определенный режим дня и питания – он нуждается в кормлении порядка 6–9 раз в сутки, а все остальное время у него занимает сон. К концу первого месяца периоды бодрствования могут составлять 15–30 минут в течение каждого цикла сон − кормление.
  • Держать голову малыш научится чуть позже – уверенно поднимать голову вместе с плечевым поясом он начнет в 3–4 месяца. Но уже к концу первого месяца он делает попытки «контролировать ситуацию» – отворачивает лицо в сторону при ярком освещении или подается назад при нежелании брать грудь или соску. Если 2–3-недельного малыша уложить на живот, то он уже пытается приподнимать голову, реагируя на звуки материнского голоса или поглаживание по щеке.
  • Ребенок прибавляет в росте в среднем 3–4 см, а вес увеличивается примерно на 700 г в течение первого месяца. Но эти значения очень примерны. Диапазон прибавки в весе варьируется от 400 до 1300 г и обусловлен весом ребенка при рождении, особенностями родов, качеством грудного молока матери, состоянием здоровья малыша и множеством других факторов.

Основы гигиены ребенка первого месяца жизни

В течение первого месяца после рождения малыш достаточно сильно уязвим перед лицом инфекций, присутствующих в окружающей среде. Слизистые оболочки дыхательных путей и ЖКТ новорожденного, которые впоследствии приобретут собственную микрофлору, в первые дни остаются стерильными и постепенно заселяются нужными микроорганизмами. Когда микрофлора сформируется окончательно, ребенок будет защищен от многих нарушений состояния здоровья естественным образом. Но до этого следует особое внимание уделять уходу за ним.

Гигиена питания. Питание – самый важный фактор для ребенка первых месяцев жизни. Именно он задает правильные темпы роста и развития малыша и позволяет желудочно-кишечному тракту приобрести собственную здоровую микрофлору. Но чтобы снизить вероятность проникновения в организм новорожденного болезнетворных микроорганизмов, следует соблюдать некоторые правила гигиены:

  • При грудном вскармливании мать должна перед кормлением обрабатывать соски и ареолы водой с детским мылом, затем тщательно ополаскивать грудь чистой водой и насухо вытирать ее салфеткой.
  • При искусственном или смешанном вскармливании обязательна обработка всех аксессуаров для кормления с помощью кипячения или специального парового стерилизатора. Разбавление смеси до нужной консистенции должно проводиться только кипяченой водой, охлажденной до температуры 36–37 °C.
  • Так как в первые недели и месяцы после рождения высока вероятность развития у новорожденного кандидоза ротовой полости (так называемой молочницы), педиатр может рекомендовать после кормления давать малышу несколько капель воды. Это позволяет смыть со слизистой рта остатки грудного молока или смеси, которые являются питательной средой для грибка.

Личная гигиена

  • Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, очень чувствительна к любым раздражителям. Поэтому для купания новорожденного следует выбирать средства, предназначенные именно для ухода за детской кожей. Такое мыло, шампунь или гель для купания не включают в свой состав веществ, способных спровоцировать аллергию, а их pH соответствует pH кожи малыша.
  • Температура воды для купания должна быть в пределах 33–34 °C в первые недели, после чего, когда ребенок уже привык к водным процедурам, ее можно постепенно снижать (не больше чем на 1 °C в неделю), доводя до комнатной температуры. Это помогает стимулировать мышечный тонус малыша, улучшить кровообращение в поверхностных сосудах и в целом закалить новорожденного. Но снижение температуры воды для купания должно проводиться только после консультации с педиатром, так как закаливающие процедуры у ослабленного, недоношенного или перенесшего какое-либо заболевание ребенка недопустимы.
  • При смене подгузника следует каждый раз очищать наружные половые органы, а также кожу в паховых и ягодичных складках ребенка с помощью специальных гигиенических салфеток без содержания спирта. В первые недели жизни малыша кал преимущественно жидкий или кашицеобразный, поэтому после дефекации ребенка лучше подмывать под проточной водой, уложив его на предплечье лицом вниз, или использовать специальные ванночки для подмывания. После купания кожу ребенка следует осушить мягким полотенцем, которое хорошо впитывает влагу, после чего можно выделить 5–10 минут на воздушные ванны.

Создание правильного микроклимата. В первые недели жизни у малыша недостаточно развиты механизмы терморегуляции – его тело еще неспособно в полной мере компенсировать слишком высокие или низкие температуры окружающей среды. Это значит, что переохлаждение или перегревание ребенка может привести к неприятным последствиям. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением следующих условий:

  • температуру в комнате ребенка следует поддерживать в пределах 18–22 °C, при этом нужно контролировать уровень влажности воздуха – нельзя допускать ни его чрезмерной влажности, ни сухости;
  • одежда малыша должна быть выполнена из натуральных тканей, которые обеспечивают оптимальную вентиляцию кожи, гигроскопичность и не накапливают в себе статическое электричество;
  • новорожденного не следует укрывать одеялом или пледом во время сна – достаточно одежды, соответствующей температуре помещения;
  • следует регулярно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Лучше всего проводить сквозные проветривания в то время, пока малыш на прогулке. За 15–20 минут до того, как он вернется в свою комнату, нужно прекратить проветривание, чтобы воздух успел нагреться до нужной температуры.

Из-за чего стоит беспокоиться

Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:

  • ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
  • любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
  • носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
  • осиплость голоса, лающий кашель;
  • повышение температуры тела;
  • устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).

Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем.

Первые недели жизни: что должен уметь ребенок в возрасте 1 месяца

новорожденный спит

Первые недели жизни – самые запоминающиеся для родителей, ведь в этот период все происходит впервые. Самый тревожный и интересный, полный забот и хлопот, первый месяц жизни младенца характеризуется началом интенсивного физического и психического развития.

Многие молодые родители считают, что месячный ребенок еще слишком мал, и все, что ему нужно – это здоровый сон и мамино молоко. Но это не так: младенцы очень стремительно развиваются, особенно когда им уделяют много времени и занимаются. Чтобы оценить, как развивается малыш, родителям следует знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

Особенности физического развития месячного ребенка

Надо отметить, что первый месяц жизни малыша в большей степени проходит во сне: новорожденные могут бодрствовать только по 4-6 часов в сутки. Это – нормальное явление, когда ребенка ничего не беспокоит и он здоров.

Когда малыш не спит, он по-своему активно «двигается» – много сучит ножками и ручками, иногда совершает непроизвольные движения. Это явление называется гипертонусом новорожденных и относится к характерным особенностям развития ребенка в 1 месяц.

Как можно чаще выкладывая младенца на живот, родители, сами того не зная, стимулируют его приподнимать голову, очень скоро он научится держать ее. Сначала несколько секунд, потом время увеличится. Быстрее будет получаться удерживать голову, находясь в вертикальном положении («столбиком»). Читайте подробнее о том, как держать ребенка столбиком>>>

Физическое развитие ребенка в 1 месяц тем и отличается, что младенец уже не спит в позе эмбриона, его движения становятся более координированными.

К концу первого месяца жизни он будет стараться поднимать вместе и голову, и попу. Если пятки малыша смогут опереться на мамину ладошку, то он сможет самостоятельно оттолкнуться – это будет его первое серьезное перемещение.

Таблица роста и веса*

Рост, смВес, кгОкружность головы, см
Мальчик при рождении503,334,5
Мальчик, 1 мес554,537
Девочка при рождениии493,234
Девочка, 1 мес544,236,5

* – Данные приведены согласно графикам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

    с рождения до 2-х лет. с рождения до 2-х лет. с рождения до 2-х лет. с рождения до 2-х лет. 0-2 года. 0-2 года

Как ребенок познает окружающий мир

Список того, что умеет ребенок в 1 месяц, не ограничивается строго физическими навыками. Слух, зрение, мимика и даже речь – все это не стоит на месте.

В первый месяц кроха еще не может толком двигаться, зато слышит новорожденный замечательно. Когда он бодрствует, постоянно вертит головой – так пытается определить, откуда раздаются услышанные им звуки.

Невероятно, но голоса родителей, особенно мамин, малыш различает из множества других уже к концу первого месяца. Только мамины песни и нашептывания смогут успокоить его, когда он плачет.

От того, как развивается слух у малыша, напрямую зависит речь. Конечно, маленький ребенок еще не сможет воспроизводить сложные звуки, но первые «агу» и «гули» у него уже появляются, читайте, когда ребенок начинает агукать. Чем больше родители разговаривают с ним, тем быстрее закладывается речь у крохи.

Зрение в 1 месяц у новорожденных слабое, но с течением времени оно улучшается. В первые недели ребенок видит мир в размытых тонах, у него не получается сконцентрировать свое зрение, однако яркая игрушка, расположенная близко, привлечет внимание маленького человека. Узнайте, когда новорожденный начинает видеть?

Читайте также:  Какие витамины нужны для укрепления волос: отзывы

Развитие ребенка предполагает, что в 1 месяц жизни он любит следить за движением предметов и лицами людей. Последний факт – научно доказанный.

Развивается и мимика крохи: он начинает улыбаться маме, показывать язык, пытаясь скопировать ее движения.

Эмоциональное и психическое развитие месячного ребенка

Нормальное психическое развитие ребенка в 1 месяц напрямую зависит от эмоционального фона, в котором растет маленький человек. Надо сказать, что младенцы очень хорошо чувствуют настроение мамы, любые эмоции моментально отражаются на его психологическом самочувствии.

Раздражение, усталость, расстройство самого важного человека приносит ребенку дискомфорт, и единственный способ «выплеснуть» его – это разразиться плачем.

Плач – это единственный сигнал, который в состоянии подать кроха, если его что-то беспокоит. Когда в семье спокойно и тихо, малыш чувствует себя в безопасности, а значит, нормально развивается.

Особенности эмоционального развития ребенка в 1 месяц заключаются в том, что малыш начинает подавать знаки – когда он чем-то недоволен и радоваться, когда ему все нравится.

К концу первого месяца появляется много новых звуков, кроха начинает по-особенному реагировать на появление близких людей: улыбаться и даже смеяться.

Важные детские рефлексы

Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц характеризуется наличием безусловных рефлексов, по которым можно определить насколько хорошо малыш адаптируется к новым условиям, – это залог дальнейшего становления. Обязательно у малыша первого месяца жизни, при условии здоровой нервной системы, должны проявляться такие рефлексы, как:

  • Ритмичные движения, необходимые для высасывания грудного молока. Иными словами, сосательный рефлекс. Он присутствует в течение первого года жизни малыша.

Развитие недоношенного ребенка в 1 месяц характеризуется слабым проявлением этого рефлекса. Дело в том, что детки, родившиеся раньше срока, еще не подготовлены природой к высасыванию молока и часто сосательный рефлекс у них практически не сформирован. По этой причине недоношенные дети, которых кормили с бутылочки первые недели жизни, и вовсе отказываются признавать материнское молоко;

  • Поисковый рефлекс заключается в том, что, едва коснувшись уголка рта малыша, можно вызывать с его стороны активные поиски материнской груди;
  • Способность крохи крепко хвататься за мамины пальцы своими ладошками, называется хватательным рефлексом;
  • Если грудничка положить на живот, он незамедлительно повернет голову в сторону. Это – проявление защитного рефлекса, который оберегает малыша от возможности задохнуться. Именно поэтому здоровым детям даже грудного возраста можно спать на животике без боязни. Подробнее об этом читайте в статье Можно ли новорожденному спать на животе?>>>;
  • Рефлекс ползания проявляется так: ребенок упирается стопами, например, в ладони взрослого и отталкивается от них, тем самым, продвигаясь вперед;
  • Чтобы увидеть, как месячный малыш «ходит», достаточно взять его вертикально, чтобы стопы лежали на твердой поверхности. Немного наклонив кроху, можно наблюдать непроизвольные шаги;
  • Интересный рефлекс – ладонно-ротовой. Оказывается, если прикоснуться к ладони грудничка и слегка на нее нажать, он будет открывать рот и при этом слегка наклонять вперед голову.

Сон ребенка

Бодрствует малыш в этом возрасте 45 минут – 1 час. Чем старше ребенок, тем больше время бодрствования. Например, в 7-10 дней от рождения время бодрствования новорожденного составляет 20 минут максимум.

  • Максимальное время бодрствования в 1 месяц — не больше 1 часа.
  • Продолжительность дневных снов различная: от 15 минут и до 2-3 часов. Количество снов – от 4 до 8 раз.
  • Общая продолжительность ночного сна — 8-10 часов.

Особенные умения месячного ребенка

Развитие детей не может и не должно быть идентичным: они учатся новому и приобретают навыки с разной скоростью. Но, рассмотрев особенности развития ребенка в 1 месяц, можно выделить моменты, которые должны проявляться в развитии каждого малыша:

  1. удерживание головы, приподнимание ее из положения лежа на животе;
  2. поиск источника звуков, прислушивание к ним и умение различать мамин голос среди прочих;
  3. вздрагивание от резкого или слишком громкого звука;
  4. наблюдение за яркими предметами, а позже – за лицами людей;
  5. схватывание и удержание маминого пальца или игрушки;
  6. «гуление», способность к эмоциональному отклику на ласковый голос мамы.

О других особенностях развития ребенка в 1 мес. смотрите в моем видеоуроке:

Полезные советы

Развитие ребенка первого месяца жизни в большей степени зависит от теплой семейной обстановки, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности. Общаясь с ним, оставьте проблемы и плохое настроение в стороне, улыбайтесь и ласково разговаривайте.

Надо часто брать малыша на руки, потому что сердцебиение родного человека и мамин запах действуют на его нервную систему исключительно с хорошей стороны. А ритмичные покачивания помогут уложить его спать.

Что необходимо ребенку в первые месяцы жизни, чтобы он гармонично развивался? Для развития слуха и заложения речи – песни, потешки, прибаутки. Если отзываться на его «агу», он скорее научится другим звукам.

Не менее важны прикосновения, поглаживания по спинке и животу. Это успокаивает ребенка, а массаж способствует физическому развитию всех групп мышц. Яркие игрушки и инструментальные мелодии помогут развить зрение и слух грудничка.

Чтобы проверить свои знания о том, как меняется и развивается ребенок в 1-ый месяц пройдите тест>>>

Ребенку исполнился 1 месяц: нормы роста и веса, особенности развития малыша на втором месяце жизни

Проходит день за днем – вот новорожденному уже месяц, меняется он буквально на глазах. Еще вчера личико его было отечным, а уже сегодня на вас смотрит ваша маленькая копия: в 1 месяц становится заметна схожесть с одним или обоими родителями, хотя это чаще всего не окончательный вариант, ведь изменения еще возможны по мере взросления малыша. Помимо этого формируются навыки, меняется его режим, увеличиваются вес и рост.

Малыш 1 месяц

Одномесячный малыш потихоньку теряет отечность и пухлость новорожденного, его личико медленно меняется – уже сейчас там можно без труда найти черты родителей

Изменения в жизни младенца

К началу второго месяца жизни ребенка уходит в прошлое гипертонус мышц, который приносил ему немало дискомфорта. Именно по этой причине малыш сжимал крохотные кулачки и держал ручки прижатыми к туловищу. Движения верхними конечностями становятся более свободными, но при этом хаотичными из-за неумения крохи управлять ручками.

Пупочек у 1-месячного ребенка становится похож на настоящий, ведь к этому времени оставшаяся после отпадения пуповинного остатка ранка полностью заживает. Если же она не зажила и в полтора месяца, гноится, мокнет или кровоточит, необходимо как можно быстрее обратиться к педиатру – в противном случае возможно развитие серьезных заболеваний, которые придется длительно лечить.

Новорожденному исполнился месяц и малыш стремительно набирает вес, прибавка может составлять 800 – 1200 г. Продвижение заметно и в росте, в норме прирост равен трем сантиметрам. Рост, вес и окружность головы новорожденного являются нестрогими величинами, каждый малыш индивидуален.

ПоказателиДевочкиМальчики
Рост в см49 – 57,551 – 58,5
Вес в кг3,2 – 5,53,4 – 5,8
Окружность головы в см34 – 3935 – 39,6

В этом возрасте проводится осмотр у педиатра, во время которого оцениваются рост, вес, физическое и психическое состояние малыша. Взвешивание и измерение позволяют проследить динамику развития ребенка.

Физиологические показатели к концу первого месяца жизни

Для новорожденного в этом возрасте общая продолжительность дневного сна составляет 6-7 часов. Ночной отдых у ребенка на 2 месяце длится от 8 до 10 часов, иногда он спит настолько крепко, что вполне может пропустить часы кормления. Некоторые в этом возрасте спят до 20 часов в сутки, а самым активным достаточно часов на 6 меньше.

Малыш 1 месяц

В этом возрасте практически все время приходится на сон, поэтому малыш иногда может пропустить кормление и почти всегда спит на прогулке

Стул у 1-месячного малыша – единица непостоянная, перистальтика кишечника у каждого индивидуальна. Если в норме количество испражнений достигает 5-6 раз, то встречаются индивидуумы, которые опорожняют кишечник не менее 10 раз в сутки, тогда как у некоторых стул бывает лишь 1 раз в течение 2 суток. Последнее характерно для малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Внеплановое обращение к врачу обязательно в тех случаях, когда кроха испытывает дискомфорт, кал меняет цвет, консистенцию и запах, а живот становится твердым. Все остальное является вариантом нормы.

Что может делать младенец на втором месяце жизни?

На первый взгляд новорожденный только и умеет, что много спать и часто кушать. На самом же деле 1-месячный малыш может уже довольно много по сравнению с тем временем, когда он только что родился. Навыки малыша:

  • Удержание головки из положения «лежа на животе» в течение 5 секунд. Совсем скоро в движениях крохи появится уверенность, но сейчас маме при взятии его на руки следует аккуратно придерживать головку.
  • Активные движения ножками и ручками, приподнимание попы и попытки выгнуть спинку. Несмотря на хаотичность, они являются прекрасной физической нагрузкой для мышц 1-месячного крохи.
  • «Гуканье» в ответ на спокойную и тихую речь взрослого. Второй месяц жизни новорожденного знаменуется первым «Агу» и началом нежного «воркования».
  • Фиксирование взгляда на каком-либо предмете (чаще всего мамином лице) сначала буквально на 5 секунд, а затем все дольше.
  • Первая робкая, но осознанная улыбка, которая так радует окружающих малыша.
  • Формирование способности различать голоса, линии, клетки и четыре основных цвета (красный, черный, белый и желтый).

Основным умением новорожденного является узнавание мамы, главного человека для крохи в этом возрасте. Для младенца важны не ее внешний вид, а прикосновение, запах и голос. На первом плане пока тактильные ощущения, поэтому новоиспеченной мамочке нежелательно использовать духи и задевать грудничка холодными или потными ладонями.

Малыш в 1 месяц

– Я уже многое могу!

Сводная таблица основных навыков:

Сфера развитияЧто происходит?
ДвиженияМышечный тонус снижается, ручки и ножки начинают двигаться более свободно. Из положения лежа на животе кроха может поворачивать голову и удерживать ее по центру около 5 секунд. Кулачки сжаты, большой пальчик – внутри. Все безусловные рефлексы хорошо выражены.
ЗрениеМалыш удерживает лицо или игрушку в поле зрения. Следит за движущимися объектами (на расстоянии до 50 см. от глаз), но головку при этом не поворачивает.
СлухПрислушивается к погремушкам и речи взрослого, при этом движения немного затормаживаются.
ОбоняниеУзнает мамин запах и отличает его от других.
РечьКричит звонко – вдох короткий, а выдох удлиненный. При обращенной речи (на расстоянии около 30 см. от лица) малыш отвечает звуками (э, гы, кх) – это “гуканье”.
ЭмоцииДвигает ручками-ножками в ответ на громкую речь. Легкой улыбкой отвечает на ласковые обращения, успокаивается от тихого голоса. Так формируется “комплекс оживления” – реакция на близких людей.
ИнтеллектРассматривает предметы с интересом. Развиваются ориентировочные реакции, зрительно-моторная координация (т.е. взаимодействия глаз и ручек). Если предмет (человек) исчезает из поля зрения, то он автоматически перестает существовать для малыша.

Воспитательные моменты для правильного развития

Многих мам волнует вопрос, каким должен быть уход за ребенком на 2 месяце жизни, ведь дальнейшее развитие во многом зависит от того, насколько правильный присмотр ему обеспечен (рекомендуем прочитать: календарь развития ребенка по месяцам). Самым важным этапом становления ребенка, как личности, является постоянный контакт с ним. Маме нужно просто быть рядом, чтобы иметь возможность незамедлительно реагировать по первому зову новорожденного, брать его на руки, разговаривать с ним и играть, пусть даже ему исполнился всего лишь месяц.

Не нужно слушать окружающих, которые с уверенностью утверждают, что подобное поведение мамы способствует формированию у ребенка эгоизма. Уже давно доказано, что дети чаще всего используют крик как средство привлечения внимания мамы.

Важная роль в воспитании малыша отводится прогулкам на свежем воздухе. В летнее время допускается проводить на улице практически целый день, за исключением самого жаркого времени суток, но при этом следует избегать солнцепека. Зимой ребенка следует выносить на улицу не более чем на 2 часа. Ветреная погода или слишком низкая температура воздуха – не лучшие условия для прогулки новорожденного, так к экстремальным условиям его организм еще не приспособлен.

  • Любовь и защиту. Крохе нужны не дорогие игрушки и одежда известных брендов, а присутствие мамы, ее внимание и забота. За мамой кроха как за каменной стеной.
  • Комфорт. Научитесь находить причину неудовольствия и вовремя ее устранять (мокрые пеленки, неудобные складки одежды, некомфортное положение, голод или скопление газиков), тогда вы сможете избежать лишних слез и нервов.
  • Физическое развитие. Выкладывая кроху на животик несколько раз в день, вы способствуете формированию костно-мышечной системы – карапуз быстрее научится держать головку. Не забывайте об игровых моментах и «тренировках» во время купания.
  • Психоэмоциональное развитие. Почаще берите кроху на руки, наклоняйтесь над кроваткой, улыбайтесь и всячески привлекайте его внимание. Ведите ласковый разговор во время кормления, пеленания, купания. Давайте погремушки, колокольчики для развития моторики.

Гигиена – это важно!

  • Крохе необходимо с самого начала прививать навыки гигиены. С этой целью применяется купание в воде комфортной температуры и надлежащего качества. Детские средства для мытья желательно использовать 1 раз в неделю.
  • Не стоит оставлять малыша надолго в испачканном подгузнике, особенно после испражнения. Ребенка следует незамедлительно вымыть или тщательно обтереть подходящими для нежной кожи влажными салфетками. Находящийся на естественном вскармливании малыш какает примерно три раза за 1 сутки, тогда как у искусственников стул может быть 1 раз за 24 часа.
  • Маме необходимо своевременно подстригать ноготки крохе, ведь, несмотря на кажущуюся мягкость, растут они очень быстро и ребенок может поцарапать свое личико.
  • Во время сна положение малыша следует периодически менять – делать это следует с целью профилактики деформации костей черепа.
  • Многих мам волнуют мягкие корочки на головке. На самом же деле они не приносят какого-либо вреда новорожденному, достигшему возраста в месяц. Способы избавления от них подскажет детский врач.

До года необходимо регулярно показывать своего ребенка педиатру. В конце первого месяца малыш дополнительно должен быть осмотрен невропатологом, ортопедом и окулистом. Врачи оценивают физическое и психическое состояние крохи к началу 2 месяца – делается это не только для того, чтобы узнать вес и рост – осмотры необходимы для раннего выявления возможных патологий. Практически на все вопросы, связанные с уходом, питанием, изменениями роста и веса ребенка, дает четкие и доходчивые ответы известный врач-педиатр Комаровский.

Подстригание ногтей новорожденному

Подстригание ногтей грудного ребенка – обязательная процедура, поскольку малыш может поцарапаться об их острые края

Развивающие занятия

С целью формирования внимания и тактильных навыков малыша успешно применяются:

  • мобиль или детская каруселька, где движение крупных фигурок сопровождается приятной и мелодичной музыкой;
  • воздушные шарики;
  • картинки в виде шахматной доски или со спиральными узорами, выполненные в черно-белом цвете;
  • яркие игрушки и контрастные фигурки тех цветов, которые способен различить малыш;
  • дуга для игры в кроватке или развивающий коврик.

Отличным способом для закаливания и гармоничного развития ребенка является плавание. Можно заниматься как в детском бассейне вместе с тренером, так и в собственной ванне. Маме необходимо приобрести надувной круг, надеваемый на шею, и отпустить малыша в наполненную водой комфортной температуры емкость. Поначалу ему потребуется помощь мамы, но как только произойдет привыкание, маме останется лишь следить за ребенком.

Развитие малыша идет семимильными шагами, с каждым днем активность крохи все возрастает. Прекрасным способом запечатлеть каждые навык и умение, то, как увеличиваются рост и вес крохи, является использование фотоаппарата. Спустя всего лишь один год при просматривании снимков можно с удивлением заметить, как много умел ребенок в 1 месяц!

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Ссылка на основную публикацию