Что такое дислексия: симптомы психического заболевания

Причины развития болезни

Большинство западных исследователей данного феномена придерживаются теории о том, что данная проблема имеет наследственные корни. Зачастую это заболевание регистрируется у людей, обладающих правополушарной формой мышления. По мнению специалистов, существует некая взаимосвязь данного психического расстройства и людей, у которых преобладающая рука является левой. Также исследователи говорят о том, что у большинства людей с данным заболеванием наблюдается наличие различных патологий, которые нарушают умственную активность. Подобные природные обстоятельства редко вызывают серьезные отклонения, и большинство изменений полностью обратимы.

Развитие элементарных нарушений в работе головного мозга может быть связано со следующими факторами:

  1. Тяжелые роды, сопровождающиеся преждевременной отслойкой плаценты, асфиксией и прочими трудностями.
  2. Врожденный порок сердца у эмбриона или наличие данного заболевания у матери.
  3. Помимо этого, токсическое поражение нервной системы может быть вызвано употреблением спиртных напитков и сильнодействующих медикаментозных средств во время беременности.

Также врачи не исключают возможность влияния инфекционных заболеваний на развитие некоторых отделов головного мозга младенца. К таким заболеваниям относятся ветрянка, герпетическая инфекция, корь и рубелла. Дисграфия и дислексия могут быть вызваны механическими черепно-мозговыми травмами, во время прохождения ребенка по родовым путям.

Задержка созревания определенных отделов коры головного мозга, что отвечают за развитие дислексии может быть связана с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, истощающими болезнями, а также инфекционными заболеваниями, свойственными для детей. Органическое поражение головного мозга, детский церебральный паралич, олигофрения и речевые нарушения также тесно связаны с рассматриваемой патологией.

Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма

Помимо этого, существует целый ряд социальных факторов, которые выступают в роли косвенных причин формирования дислексии. К таким факторам относятся дефицит общения, неблагоприятный окружающий климат, высокий темп обучения или раннее начало освоения грамоты. По словам специалистов, проблемы с формированием устных речевых навыков имеют тесную взаимосвязь с патологиями фонетико-фонематического развития.

Психология рассматривает дислексию как частичную задержку формирования определенных психических навыков, которые отвечают за восприятие письменной речи.

Что это за болезнь?

Дислексия – это психическое заболевание, проявляющееся при обучении ребенка чтению. Оно связано с тем, что нервная система не окончила свое формирование в полной мере.

Расстройство навыков чтения встречается преимущественно у детей, однако ему подвержены и взрослые, если в детстве не было уделено должного внимания лечению заболевания.

Дислексия у младших школьников не дает повода считать их нездоровыми. Они всего лишь не в состоянии расшифровать входящую информацию.

Причина кроется не во всем мозгу, а лишь в его участке. Важно уметь отличать тревожные симптомы от незнания грамматических правил. При подобных нарушениях ошибки носят стойкий и специфичный характер.

Ученые выяснили, что эти отклонения связаны с нейробиологическими причинами.

У дислексиков область задней части височной извилины левого полушария малоактивна . В структуре мозга наблюдаются отклонения от нормы за счет зон пониженной плотности.

Медики выделяют и другие причины патологии:

  • сверхактивность правого мозгового полушария;
  • ЧМТ;
  • серьезные инфекции;
  • тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
  • употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.

Особую роль играют социальные факторы . Это могут быть недостаток внимания, неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.

Известно, что подобное расстройство у мужчин и женщин связано со следующими факторами:

  • черепно-мозговая травма в детстве;
  • ДЦП;
  • асоциальный образ жизни.

Расстройство передается на генетическом уровне, поэтому велик шанс того, что у родителей, страдающих дислексией, родится ребенок с унаследованным заболеванием.

  • сверхактивность правого мозгового полушария;
  • ЧМТ;
  • серьезные инфекции;
  • тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
  • употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.

В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому

  • Ученик может менять слова на схожие по звучанию.
  • Изменять слова при чтении.
  • В написании разворачивать буквы в обратную сторону.
  • Испытывает трудности в запоминании информации.
  • Путается в цифрах.
  • Испытывает сложности с координацией.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

Дислексия – что это за “болезнь”?

Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка.

Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. У любого человека доминирует лишь одно из полушарий. Это не значит, что функционирует только левое или только правое. Речь о том, что какое-то работает больше.

Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.

Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.

Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.

У 90% людей доминантным является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим правым полушарием адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию. Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому. И если им показать и научить их, КАК можно усвоить материал, то проблемы с обучением исчезают, и они могут учиться наравне с левополушарными детьми.

Читайте также:  УЗИ мочевого пузыря у женщин и мужчин – как подготовиться к процедуре

Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий

Эффективность её уже давно замечена логопедами, педагогами и родителями – метод Дейвиса для дислектиков широко применяется во всем мире. Важное его отличие в том, что Рональд сам страдал от данного расстройства, и много лет его считали умственно отсталым. Но, путем проб и ошибок, он сумел найти инструменты для контроля собственного сознания, благодаря которым состояние заметно улучшилось, а способности к обучению чтению, письму и грамотной речи повысились.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

Коррекция дислексии

У взволнованных родителей возникает множество вопросов: что делать, если ребёнок не может запомнить буквы, или почему он перескакивает с одной строчки на другую? Как лечить это заболевание? К сожалению, его нельзя вылечить полностью. Дислексия у взрослых сохраняется, но при своевременном выявлении в детском возрасте и правильной коррекционной работе можно минимизировать негативные последствия. Очень важно начать лечение дислексии у детей до 10летнего возраста.

Общая коррекционная работа при дислексии включает в себя комплексное воздействие на недостатки чтения, письма, устной речи. При этом упор учитель-логопед будет делать на восстановление наиболее нарушенной анализаторной системы.

Так коррекция семантической дислексии будет включать в себя больше упражнений на осмысление прочитанного. Например: назвать целиком слово, произнесённое по отдельным слогам или звукам; составить слово из предложенных слогов; найти в прочитанном предложении слово, отвечающее на вопрос что? кто? какой? или где?; дополнить предложение, произнесённое логопедом.

Если первично нарушенная анализаторная система – слуховая, то дислексия будет корректироваться в большей степени за счёт упражнений на развитие фонематического слуха, слогового анализа и синтеза. Специалист может посоветовать следующие упражнения: придумать слог с заданным звуком; подчеркнуть в слове только гласные, посчитать, сколько в нём слогов; определить с какого звука начинается слово, каким заканчивается и т.д.

Для коррекции нарушений чтения и письма необходимы регулярных занятия со специалистом. Это требует от школьников много времени и усилий. Поэтому родителям важно знать, что делать, чтобы предотвратить появление этих нарушений.


Особое внимание стоит уделить развитию мелкой моторики. Для этого отлично подойдут развивающие книжки и доски с различными шнуровками и замками. С первых дней жизни играйте с детьми в пальчиковые игры («сорока-белобока кашу варила…», «ладушки»). В дошкольном возрасте познакомьте ребёнка с театром теней.

История заболевания

Дислексия (dyslexia) как одна из форм психического расстройства впервые была определена немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. В своей работе с детьми он столкнулся с проблемами у одного ребенка, которому крайне сложно давалось обучение чтению и письму. При этом мальчик отлично развивался физически и обладал хорошим интеллектом. Спустя 10 лет другой терапевт, В. Прингл Морган, опубликовал статью под названием «Врожденная словесная слепота». В материале рассматривалась особенность психики, не позволяющая детям учиться правильно читать.

Подробное изучение особенностей развития дислексиков началось уже в 1925 году. Невропатолог Самуэль Т. Ортон доказал, что подобные возникающие проблемы у ребенка связаны с асимметрией в полушариях головного мозга, а не с нарушениями зрения. Но многие ученые опровергали это мнение, утверждая, что заболевание спровоцировано затруднениями визуального восприятия печатной информации.

В конце 1970 года была принята окончательная теория относительно того, что дислексия — это психическое заболевание, возникающее в результате нарушений фонологического и метафонологического развития у детей. На этом основаны современные методы диагностики и лечения болезни.

В детском возрасте проблема решается правильно подобранным комплексом терапии при своевременном диагностировании. Нарушения легко корректируются, впоследствии ребенок развивается нормально. Но если к специалисту обращается взрослый человек, процесс выздоровления затягивается, а результата добиться крайне сложно.


Нарушения в развитии головного мозга и центральной нервной системы могут быть вызваны сильной алкогольной интоксикацией при беременности или отравлением медикаментами будущей матери. Кроме того, дислексия проявляется после механических вмешательств в процесс родов (использование плодоизвлекающих средств).

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.


Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Читайте также:  Энхондрома бедра виды симптомы диагностика лечение и профилактика

Причины дислексии

Теория наследственной предрасположенности к устному и письменному нарушению широко представлена в иностранной литературе. В частности авторы выделяют такое нарушение, как дисграфию. Чаще всего данное расстройство выявляется у личностей с правополушарным типом мышления.

Многие исследователи, занимающиеся изучением проблемы дислексии, выделяют воздействие биологических и патологических факторов в анамнезе. В результате чего, они и вызывают небольшую мозговую дисфункцию.

  1. Перинатальное повреждение мозга имеет гипоксический характер (порок сердца у матери, аномальная имплантация плодного яйца, неправильное развитие пуповины, отслойка плаценты, длительные роды).
  2. Токсическое поражение ЦНС происходит в результате медикаментозной и алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорожденного и гемолитической болезни.
  3. Инфекционное поражение мозга плода в период вынашивания происходит в том случае, когда беременные матери болеют следующими болезнями: герпес, ветряная оспа, краснуха и грипп. Механические повреждения могут быть связаны с продолжительными родами, узким тазом и внутренними кровоизлияниями.
  4. После родов задержка созревания коры головного мозга способна привести к рассматриваемому расстройству.

Это может быть черепно-мозговая травма или неврологическая инфекция. Также может появиться целый ряд заболеваний (ветряная оспа, корь, краснуха, полиомиелит и другие).

Парциальное расстройство может быть связано с поражением некоторых зон головного мозга в случае дизартрии, афазии и алалии.

Рассматриваемый недуг чаще всего обнаруживается у детей с ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью и тяжелым речевым нарушением.

  • неблагоприятное окружение;
  • дефицит речевого общения;
  • высокий темп обучения;
  • билингвизм;
  • педагогическая запущенность;
  • плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.

У взрослого

Человек в этом возрасте плохо воспринимает письменную и звуковую информацию. Навыки письма не развиты или совсем отсутствуют. Путает последовательность слов и чисел. Человек рассеянный, невнимательный, не умеет планировать и организовывать свое время.


Среди школьников очень часто встречается дисфонезия (слуховая дислексия), тогда ребенка учат выделять слова как целое, вводят фонетический курс, это способствует улучшению навыкам чтения.

Лечение, коррекция дислексии в Москве

Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.

Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.

Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.

В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.

Что такое дислексия?

Дислексия, что вызывает особые затруднения в получении навыка чтения, обусловлена исключительно недоразвитостью высших психических функций. По выраженности нарушения логопеды выделяют частичную патологию и алексию – полное отсутствие способности читать. Болезнь может быть отдельной, но чаще сочетается с дисграфией – нарушением способности писать.

Патологическое явление диагностируется почти у 5% детей с нормальным интеллектуальным уровнем. А у детей с речевыми дефектами и задержкой психического развития отмечается в 30–50% обращений. У мальчиков проблема фиксируется в 4 раза чаще, чем у девочек.


К мозговой дисфункции у плода могут привести токсические и инфекционные поражения нервной системы, спровоцированные:

Дислексия у подростков, школьников

У школьников нарушение проявляется различно в зависимости от возраста. Врачами симптоматика разделяется условно на 3 периода – начальная школа, средняя и старшая.

В младшем школьном возрасте у ребенка характерны такие признаки дислексии:

  • сложности в декодировании слов;
  • регулярная подмена одних слов, сложных для произнесения, близкими по смыслу (стул-скамейка);
  • написание букв в зеркальном отражении;
  • сложности в запоминании знаков арифметики;
  • замедленное усвоение навыков письма;
  • повышенная импульсивность;
  • общая неловкость.

В средних классах, с началом подросткового возраста, у части больных нарушение полностью проходит само.

У тех же, у кого оно сохраняется, в среднем школьном возрасте, присутствует такая симптоматика:

  • качество чтения ниже, чем у сверстников;
  • попытки всеми силами избежать необходимости писать и читать вслух;
  • недостаточно хорошая память, из-за чего страдают способности к планированию;
  • неразборчивый почерк;
  • сложности при общении со сверстниками;
  • недостаточно внятная речь.

Несмотря на трудности, вызванные патологией, часто дети, имеющие ее, отличаются большими успехами в предметах, которые не требуют чтения.

У старших школьников дислексия характеризуется следующими нарушениями:

  • медленное чтение, при котором делается много ошибок;
  • низкая скорость письма;
  • сложности при пересказе прочитанного;
  • медленная скорость при выполнении заданий, связанных с письмом или чтением;
  • трудное привыкание к каким-либо изменениям.

При правильном лечении удается восстановить нормальное состояние больного и снизить проявления нарушения.


В младшем школьном возрасте у ребенка характерны такие признаки дислексии:

  • сложности в декодировании слов;
  • регулярная подмена одних слов, сложных для произнесения, близкими по смыслу (стул-скамейка);
  • написание букв в зеркальном отражении;
  • сложности в запоминании знаков арифметики;
  • замедленное усвоение навыков письма;
  • повышенная импульсивность;
  • общая неловкость.

В средних классах, с началом подросткового возраста, у части больных нарушение полностью проходит само.

Причины

Факторы развития патологии также не изучены до конца. Практики и теоретики (врачи, нейрофизиологи) выделяют две группы причин. Органические и психологические. Они встречаются изолированно и в системе.

Органические причины могут быть внутриутробными. При влиянии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды на организм роженицы, развиваются изменения в коре головного мозга. Не всегда они заметны с первого взгляда и очевидны.

Какие факторы оказывают губительное воздействие:

  1. Перенесенные инфекционные заболевания. Особенно вирусные: герпес, грипп, ОРВИ.
  2. Воздействие интенсивного ионизирующего излучения. Некоторые регионы планеты более опасны в этом отношении. Среди таковых, например, Ивановская, Брянская, Свердловская области в России, Киевская область на Украине и т. д. Проживание в таких местах ассоциировано с более высоким риском мутаций, дефектов у плода.
  3. Прием алкоголя, курение. Пагубные привычки критичны на любом этапе беременности.
  4. Стрессы, физические нагрузки.
  5. Нарушения гормонального фона, нескорректированные медикаментами.
  6. Тяжелый токсикоз.
  7. Поздняя первая беременность. После 25-30 лет. Считается опасным периодом в плане вероятности аномалий развития плода.
Читайте также:  Спрей от чесоточного клеща для человека: названия, сколько стоит Спрегаль и другие средства

Большую роль играет гипоксия внутриутробного периода. Головной мозг плода, все ткани организма недополучают кислорода, что сказывается на их развитии. В критических случаях обнаруживается не стагнация и замедление развития, а гибель клеток и выраженные психические расстройства при рождении, слабоумие. Та же роль отводится аутоиммунным процессам. Когда организм матери атакует плод, принимая его за опасного вторженца.

После рождения основная роль отводится психологическим факторам. В первые несколько лет жизни — ребенок, его психика наиболее уязвимы для различного воздействия. Потому не должно быть разлучения с матерью. При периодическом «исчезновении» матери из жизни ребенка развивается так называемый госпитальный синдром. Дети, страдающие им, развиваются медленнее, хуже усваивают социальные нормы, имеют склонность к девиантному и даже преступному поведению в будущем, социопатии, психопатиям.

Другой вариант — педагогическая запущенность. Это результат недостаточного воспитания ребенка, его личностного развития, малого количества контактов со взрослыми, социальными институтами либо недостаточной интенсивностью такого воздействия. Встречается сравнительно часто, но не всегда приводит к дислексии. Зависит от личностных особенностей ребенка и его психики.

Согласно профильным исследованиям, большая роль отводится и наследственности. Это объясняет отсутствие четкой закономерности между психологическими факторами и развитием отклонения.

В то же время, дислексия чаще встречается у детей, растущих в неблагополучных семьях, где активно практикуется насилие, психическое и физическое, конфликты, потребление спиртного (не обязательно).

В поздние годы, у взрослых и подростков тяжесть обусловленности смещается в сторону органических расстройств, в основном структурных отклонений со стороны головного мозга. Вариантов много:

  1. Нейроинфекции. Менингит, энцефалит. Провоцируют деструкцию тканей, рубцевание, выпадение высших нервных функций. Вероятность развития расстройства зависит от локализации поражения.
  2. Инсульт. Едва ли не основной виновник. При поражении лобной, височной, особенно теменной долей развивается комплекс нарушений. Отклонение часто сочетается с дисграфией, невозможностью нормально говорить и формулировать мысли, когнитивными нарушениями. Возможность коррекции зависит от сроков начала реабилитации, обширности поражения церебральных структур.
  3. Опухоли головного мозга. Доброкачественные и злокачественные. Нарушение способностей к чтению обусловлено преимущественным поражением теменной доли. При раннем оперативном лечении и устранении провоцирующего фактора возможно полное восстановление функции.

Некоторые органические внемозговые заболевания также провоцируют отклонение косвенным путем. Сердечно-сосудистые болезни могут вызвать нарушение кровотока в головном мозге (среди таковых сердечная недостаточность, кардиомиопатии, перенесенный инфаркт, ишемическая болезнь), эндокринные патологии воздействуют на сосуды и провоцируют их стеноз (гиперкортицизм, также избыточная выработка гормонов щитовидной железы, гипофизарная дисфункция). А значит снижение качества трофики мозга.

Причины развития дислексии выявляются в обязательном порядке. В зависимости от результатов тщательной диагностики подбирается терапия. Эффективно сочетание способов (психотерапия, занятия с логопедом и др.).

Формы патологии подразделяются в зависимости от того, какая функция в восприятии письменного текста выпадает, какой аспект психического отклонения более выраженный.

  • Фонематическая

Сопровождается невозможностью адекватного восприятия отдельных звуковых, буквенных единиц. Проблема фундаментальная, на уровне понимания звуковой структуры слова, что сказывается и на устной речи пациента.

  • Семантическая

Пациент воспринимает отдельные слова, но не способен понять связь между ними. Потому предложения не складываются воедино и не имеют для такого человека никакого смысла.

Нарушение высшей нервной деятельности. В этом случае страдает не восприятие, а интеллектуальная составляющая. Человек не способен соотнести написанную букву с конкретным звуком.

Полная невозможность восприятия начертания букв и знаков препинания. Человек не понимает, что он видит и не может распознать символы.

Она обнаруживается у пациентов с нарушениями зрения вплоть до полной слепоты. Частота у таких больных составляет от 3 до 7%, коррекции поддается относительно легко. Может обуславливаться адаптацией к новым условиям жизни.

Виды дислексии могут сочетаться. Классификация условная, потому как грани между видами не всегда такие четкие.

  1. Нейроинфекции. Менингит, энцефалит. Провоцируют деструкцию тканей, рубцевание, выпадение высших нервных функций. Вероятность развития расстройства зависит от локализации поражения.
  2. Инсульт. Едва ли не основной виновник. При поражении лобной, височной, особенно теменной долей развивается комплекс нарушений. Отклонение часто сочетается с дисграфией, невозможностью нормально говорить и формулировать мысли, когнитивными нарушениями. Возможность коррекции зависит от сроков начала реабилитации, обширности поражения церебральных структур.
  3. Опухоли головного мозга. Доброкачественные и злокачественные. Нарушение способностей к чтению обусловлено преимущественным поражением теменной доли. При раннем оперативном лечении и устранении провоцирующего фактора возможно полное восстановление функции.

Виды дислексии

Такой простой, привычный всем процесс, как чтение, на деле представляет собой сложную, точно скоординированную работу органов (глаз) и специальных центров в мозгу человека. Любая буква (или слово) после захвата зрительным анализатором проходит долгий путь: сравнивается с имеющимися образами, распознается (делится на звуки), а уже потом передается для синтеза (опять же, с учетом существующей «базы данных» мозга) и воспроизведения речевому аппарату. Сбой на любом этапе равнозначен катастрофе – в приближенной аналогии это будет напоминать детскую игру «в испорченный телефон» или строки из «Путаницы» Корнея Чуковского: свинки замяукали, кошечки захрюкали.

При обработке слов, фраз, предложений (даже коротких) мозгу необходимо правильно выделить фонемы, произвести анализ, разбить слово на слоги – и при этом не допустить ни малейшей ошибки. По путанной, сбивчивой речи, бедной идиомами и падежами, легко опознать дислексию у взрослых и ее симптомы.

По характеру проявления обобщенно выделяют литеральную и вербальную формы. Первая отличается проблемами в усваивании буквенного ряда, вторая – трудностями в чтении слов. С целью более подробной классификации, в зависимости от степени нарушения синтеза/анализа, используют обозначение по видам:

  1. Фонематическая. Неразвиты аналитический блок, синтез, восприятие фонем.
  2. Семантическая. Скудный словарный запас, проблематичное послоговое восстановление, трудности с общей оценкой синтаксиса (и его роли в создании предложений).
  3. Аграмматическая. Отсутствуют знание (и понимание) морфем, основного грамматического ряда, способность к функциональным обобщениям.
  4. Мнестическая. Не сопоставляются буквы и соответствующие им звуки, речевая память нарушена.
  5. Оптическая. Представления о пространственной ориентации предметов, их зрительная оценка нарушены или не сформированы.
  6. Тактильная (редкая форма). Присуща слабовидящим, незрячим (невозможно сформировать четкое представление о чем-либо из-за нечеткого восприятия).

Важно. Первые 3 вида условно считают обусловленными неполным развитием функций речи, а оставшиеся связывают с неполноценно сформированной психикой. Отсюда мнение о том, что дислексия – это психическое заболевание.


По характеру проявления обобщенно выделяют литеральную и вербальную формы. Первая отличается проблемами в усваивании буквенного ряда, вторая – трудностями в чтении слов. С целью более подробной классификации, в зависимости от степени нарушения синтеза/анализа, используют обозначение по видам:

Добавить комментарий