Что такое дислексия: симптомы психического заболевания
Причины развития болезни
Большинство западных исследователей данного феномена придерживаются теории о том, что данная проблема имеет наследственные корни. Зачастую это заболевание регистрируется у людей, обладающих правополушарной формой мышления. По мнению специалистов, существует некая взаимосвязь данного психического расстройства и людей, у которых преобладающая рука является левой. Также исследователи говорят о том, что у большинства людей с данным заболеванием наблюдается наличие различных патологий, которые нарушают умственную активность. Подобные природные обстоятельства редко вызывают серьезные отклонения, и большинство изменений полностью обратимы.
Развитие элементарных нарушений в работе головного мозга может быть связано со следующими факторами:
- Тяжелые роды, сопровождающиеся преждевременной отслойкой плаценты, асфиксией и прочими трудностями.
- Врожденный порок сердца у эмбриона или наличие данного заболевания у матери.
- Помимо этого, токсическое поражение нервной системы может быть вызвано употреблением спиртных напитков и сильнодействующих медикаментозных средств во время беременности.
Также врачи не исключают возможность влияния инфекционных заболеваний на развитие некоторых отделов головного мозга младенца. К таким заболеваниям относятся ветрянка, герпетическая инфекция, корь и рубелла. Дисграфия и дислексия могут быть вызваны механическими черепно-мозговыми травмами, во время прохождения ребенка по родовым путям.
Задержка созревания определенных отделов коры головного мозга, что отвечают за развитие дислексии может быть связана с черепно-мозговыми травмами, нейроинфекциями, истощающими болезнями, а также инфекционными заболеваниями, свойственными для детей. Органическое поражение головного мозга, детский церебральный паралич, олигофрения и речевые нарушения также тесно связаны с рассматриваемой патологией.
Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма
Помимо этого, существует целый ряд социальных факторов, которые выступают в роли косвенных причин формирования дислексии. К таким факторам относятся дефицит общения, неблагоприятный окружающий климат, высокий темп обучения или раннее начало освоения грамоты. По словам специалистов, проблемы с формированием устных речевых навыков имеют тесную взаимосвязь с патологиями фонетико-фонематического развития.
Психология рассматривает дислексию как частичную задержку формирования определенных психических навыков, которые отвечают за восприятие письменной речи.
Что это за болезнь?
Дислексия – это психическое заболевание, проявляющееся при обучении ребенка чтению. Оно связано с тем, что нервная система не окончила свое формирование в полной мере.
Расстройство навыков чтения встречается преимущественно у детей, однако ему подвержены и взрослые, если в детстве не было уделено должного внимания лечению заболевания.
Дислексия у младших школьников не дает повода считать их нездоровыми. Они всего лишь не в состоянии расшифровать входящую информацию.
Причина кроется не во всем мозгу, а лишь в его участке. Важно уметь отличать тревожные симптомы от незнания грамматических правил. При подобных нарушениях ошибки носят стойкий и специфичный характер.
Ученые выяснили, что эти отклонения связаны с нейробиологическими причинами.
У дислексиков область задней части височной извилины левого полушария малоактивна . В структуре мозга наблюдаются отклонения от нормы за счет зон пониженной плотности.
Медики выделяют и другие причины патологии:
- сверхактивность правого мозгового полушария;
- ЧМТ;
- серьезные инфекции;
- тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
- употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.
Особую роль играют социальные факторы . Это могут быть недостаток внимания, неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.
Известно, что подобное расстройство у мужчин и женщин связано со следующими факторами:
- черепно-мозговая травма в детстве;
- ДЦП;
- асоциальный образ жизни.
Расстройство передается на генетическом уровне, поэтому велик шанс того, что у родителей, страдающих дислексией, родится ребенок с унаследованным заболеванием.
- сверхактивность правого мозгового полушария;
- ЧМТ;
- серьезные инфекции;
- тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
- употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.
В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому
- Ученик может менять слова на схожие по звучанию.
- Изменять слова при чтении.
- В написании разворачивать буквы в обратную сторону.
- Испытывает трудности в запоминании информации.
- Путается в цифрах.
- Испытывает сложности с координацией.
Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.
Дислексия – что это за “болезнь”?
Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка.
Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. У любого человека доминирует лишь одно из полушарий. Это не значит, что функционирует только левое или только правое. Речь о том, что какое-то работает больше.
Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.
Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.
Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.
У 90% людей доминантным является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим правым полушарием адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию. Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому. И если им показать и научить их, КАК можно усвоить материал, то проблемы с обучением исчезают, и они могут учиться наравне с левополушарными детьми.
Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий
Эффективность её уже давно замечена логопедами, педагогами и родителями – метод Дейвиса для дислектиков широко применяется во всем мире. Важное его отличие в том, что Рональд сам страдал от данного расстройства, и много лет его считали умственно отсталым. Но, путем проб и ошибок, он сумел найти инструменты для контроля собственного сознания, благодаря которым состояние заметно улучшилось, а способности к обучению чтению, письму и грамотной речи повысились.
Классификация
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
- Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
- Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
- Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
- Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
- Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
- Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
Коррекция дислексии
У взволнованных родителей возникает множество вопросов: что делать, если ребёнок не может запомнить буквы, или почему он перескакивает с одной строчки на другую? Как лечить это заболевание? К сожалению, его нельзя вылечить полностью. Дислексия у взрослых сохраняется, но при своевременном выявлении в детском возрасте и правильной коррекционной работе можно минимизировать негативные последствия. Очень важно начать лечение дислексии у детей до 10летнего возраста.
Общая коррекционная работа при дислексии включает в себя комплексное воздействие на недостатки чтения, письма, устной речи. При этом упор учитель-логопед будет делать на восстановление наиболее нарушенной анализаторной системы.
Так коррекция семантической дислексии будет включать в себя больше упражнений на осмысление прочитанного. Например: назвать целиком слово, произнесённое по отдельным слогам или звукам; составить слово из предложенных слогов; найти в прочитанном предложении слово, отвечающее на вопрос что? кто? какой? или где?; дополнить предложение, произнесённое логопедом.
Если первично нарушенная анализаторная система – слуховая, то дислексия будет корректироваться в большей степени за счёт упражнений на развитие фонематического слуха, слогового анализа и синтеза. Специалист может посоветовать следующие упражнения: придумать слог с заданным звуком; подчеркнуть в слове только гласные, посчитать, сколько в нём слогов; определить с какого звука начинается слово, каким заканчивается и т.д.
Для коррекции нарушений чтения и письма необходимы регулярных занятия со специалистом. Это требует от школьников много времени и усилий. Поэтому родителям важно знать, что делать, чтобы предотвратить появление этих нарушений.
Особое внимание стоит уделить развитию мелкой моторики. Для этого отлично подойдут развивающие книжки и доски с различными шнуровками и замками. С первых дней жизни играйте с детьми в пальчиковые игры («сорока-белобока кашу варила…», «ладушки»). В дошкольном возрасте познакомьте ребёнка с театром теней.
История заболевания
Дислексия (dyslexia) как одна из форм психического расстройства впервые была определена немецким офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. В своей работе с детьми он столкнулся с проблемами у одного ребенка, которому крайне сложно давалось обучение чтению и письму. При этом мальчик отлично развивался физически и обладал хорошим интеллектом. Спустя 10 лет другой терапевт, В. Прингл Морган, опубликовал статью под названием «Врожденная словесная слепота». В материале рассматривалась особенность психики, не позволяющая детям учиться правильно читать.
Подробное изучение особенностей развития дислексиков началось уже в 1925 году. Невропатолог Самуэль Т. Ортон доказал, что подобные возникающие проблемы у ребенка связаны с асимметрией в полушариях головного мозга, а не с нарушениями зрения. Но многие ученые опровергали это мнение, утверждая, что заболевание спровоцировано затруднениями визуального восприятия печатной информации.
В конце 1970 года была принята окончательная теория относительно того, что дислексия — это психическое заболевание, возникающее в результате нарушений фонологического и метафонологического развития у детей. На этом основаны современные методы диагностики и лечения болезни.
В детском возрасте проблема решается правильно подобранным комплексом терапии при своевременном диагностировании. Нарушения легко корректируются, впоследствии ребенок развивается нормально. Но если к специалисту обращается взрослый человек, процесс выздоровления затягивается, а результата добиться крайне сложно.
Нарушения в развитии головного мозга и центральной нервной системы могут быть вызваны сильной алкогольной интоксикацией при беременности или отравлением медикаментами будущей матери. Кроме того, дислексия проявляется после механических вмешательств в процесс родов (использование плодоизвлекающих средств).
Основы лечения дислексии
Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.
Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.
Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.
Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.
Причины дислексии
Теория наследственной предрасположенности к устному и письменному нарушению широко представлена в иностранной литературе. В частности авторы выделяют такое нарушение, как дисграфию. Чаще всего данное расстройство выявляется у личностей с правополушарным типом мышления.
Многие исследователи, занимающиеся изучением проблемы дислексии, выделяют воздействие биологических и патологических факторов в анамнезе. В результате чего, они и вызывают небольшую мозговую дисфункцию.
- Перинатальное повреждение мозга имеет гипоксический характер (порок сердца у матери, аномальная имплантация плодного яйца, неправильное развитие пуповины, отслойка плаценты, длительные роды).
- Токсическое поражение ЦНС происходит в результате медикаментозной и алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорожденного и гемолитической болезни.
- Инфекционное поражение мозга плода в период вынашивания происходит в том случае, когда беременные матери болеют следующими болезнями: герпес, ветряная оспа, краснуха и грипп. Механические повреждения могут быть связаны с продолжительными родами, узким тазом и внутренними кровоизлияниями.
- После родов задержка созревания коры головного мозга способна привести к рассматриваемому расстройству.
Это может быть черепно-мозговая травма или неврологическая инфекция. Также может появиться целый ряд заболеваний (ветряная оспа, корь, краснуха, полиомиелит и другие).
Парциальное расстройство может быть связано с поражением некоторых зон головного мозга в случае дизартрии, афазии и алалии.
Рассматриваемый недуг чаще всего обнаруживается у детей с ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью и тяжелым речевым нарушением.
- неблагоприятное окружение;
- дефицит речевого общения;
- высокий темп обучения;
- билингвизм;
- педагогическая запущенность;
- плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.
У взрослого
Человек в этом возрасте плохо воспринимает письменную и звуковую информацию. Навыки письма не развиты или совсем отсутствуют. Путает последовательность слов и чисел. Человек рассеянный, невнимательный, не умеет планировать и организовывать свое время.
Среди школьников очень часто встречается дисфонезия (слуховая дислексия), тогда ребенка учат выделять слова как целое, вводят фонетический курс, это способствует улучшению навыкам чтения.
Лечение, коррекция дислексии в Москве
Поставить диагноз «дислексия» могут врачи-дефектологи, психоневрологи. Направить на дополнительное обследование также может логопед, к которому родители часто обращаются, если замечают проблемы с речью или чтением у ребенка.
Специалисты говорят, что двух одинаковых дислексиков не бывает – поэтому лечение дислексии индивидуально. Нередко сложности остаются с человеком на всю жизнь – и тогда важно понимать, как улучшить ее качество, как помочь ребенку справиться с основными жизненными задачами. В иных ситуациях возможна довольно качественная коррекция. Для этих целей подбирается специальная логопедическая программа. Она основывается на виде дислексии, возрасте человека, а также его личных особенностях.
Медикаментозное лечение дислексии остается на данный момент под вопросом.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
Что такое дислексия?
Дислексия, что вызывает особые затруднения в получении навыка чтения, обусловлена исключительно недоразвитостью высших психических функций. По выраженности нарушения логопеды выделяют частичную патологию и алексию – полное отсутствие способности читать. Болезнь может быть отдельной, но чаще сочетается с дисграфией – нарушением способности писать.
Патологическое явление диагностируется почти у 5% детей с нормальным интеллектуальным уровнем. А у детей с речевыми дефектами и задержкой психического развития отмечается в 30–50% обращений. У мальчиков проблема фиксируется в 4 раза чаще, чем у девочек.
К мозговой дисфункции у плода могут привести токсические и инфекционные поражения нервной системы, спровоцированные:
Дислексия у подростков, школьников
У школьников нарушение проявляется различно в зависимости от возраста. Врачами симптоматика разделяется условно на 3 периода – начальная школа, средняя и старшая.
В младшем школьном возрасте у ребенка характерны такие признаки дислексии:
- сложности в декодировании слов;
- регулярная подмена одних слов, сложных для произнесения, близкими по смыслу (стул-скамейка);
- написание букв в зеркальном отражении;
- сложности в запоминании знаков арифметики;
- замедленное усвоение навыков письма;
- повышенная импульсивность;
- общая неловкость.
В средних классах, с началом подросткового возраста, у части больных нарушение полностью проходит само.
У тех же, у кого оно сохраняется, в среднем школьном возрасте, присутствует такая симптоматика:
- качество чтения ниже, чем у сверстников;
- попытки всеми силами избежать необходимости писать и читать вслух;
- недостаточно хорошая память, из-за чего страдают способности к планированию;
- неразборчивый почерк;
- сложности при общении со сверстниками;
- недостаточно внятная речь.
Несмотря на трудности, вызванные патологией, часто дети, имеющие ее, отличаются большими успехами в предметах, которые не требуют чтения.
У старших школьников дислексия характеризуется следующими нарушениями:
- медленное чтение, при котором делается много ошибок;
- низкая скорость письма;
- сложности при пересказе прочитанного;
- медленная скорость при выполнении заданий, связанных с письмом или чтением;
- трудное привыкание к каким-либо изменениям.
При правильном лечении удается восстановить нормальное состояние больного и снизить проявления нарушения.
В младшем школьном возрасте у ребенка характерны такие признаки дислексии:
- сложности в декодировании слов;
- регулярная подмена одних слов, сложных для произнесения, близкими по смыслу (стул-скамейка);
- написание букв в зеркальном отражении;
- сложности в запоминании знаков арифметики;
- замедленное усвоение навыков письма;
- повышенная импульсивность;
- общая неловкость.
В средних классах, с началом подросткового возраста, у части больных нарушение полностью проходит само.
Причины
Факторы развития патологии также не изучены до конца. Практики и теоретики (врачи, нейрофизиологи) выделяют две группы причин. Органические и психологические. Они встречаются изолированно и в системе.
Органические причины могут быть внутриутробными. При влиянии неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды на организм роженицы, развиваются изменения в коре головного мозга. Не всегда они заметны с первого взгляда и очевидны.
Какие факторы оказывают губительное воздействие:
- Перенесенные инфекционные заболевания. Особенно вирусные: герпес, грипп, ОРВИ.
- Воздействие интенсивного ионизирующего излучения. Некоторые регионы планеты более опасны в этом отношении. Среди таковых, например, Ивановская, Брянская, Свердловская области в России, Киевская область на Украине и т. д. Проживание в таких местах ассоциировано с более высоким риском мутаций, дефектов у плода.
- Прием алкоголя, курение. Пагубные привычки критичны на любом этапе беременности.
- Стрессы, физические нагрузки.
- Нарушения гормонального фона, нескорректированные медикаментами.
- Тяжелый токсикоз.
- Поздняя первая беременность. После 25-30 лет. Считается опасным периодом в плане вероятности аномалий развития плода.
Большую роль играет гипоксия внутриутробного периода. Головной мозг плода, все ткани организма недополучают кислорода, что сказывается на их развитии. В критических случаях обнаруживается не стагнация и замедление развития, а гибель клеток и выраженные психические расстройства при рождении, слабоумие. Та же роль отводится аутоиммунным процессам. Когда организм матери атакует плод, принимая его за опасного вторженца.
После рождения основная роль отводится психологическим факторам. В первые несколько лет жизни — ребенок, его психика наиболее уязвимы для различного воздействия. Потому не должно быть разлучения с матерью. При периодическом «исчезновении» матери из жизни ребенка развивается так называемый госпитальный синдром. Дети, страдающие им, развиваются медленнее, хуже усваивают социальные нормы, имеют склонность к девиантному и даже преступному поведению в будущем, социопатии, психопатиям.
Другой вариант — педагогическая запущенность. Это результат недостаточного воспитания ребенка, его личностного развития, малого количества контактов со взрослыми, социальными институтами либо недостаточной интенсивностью такого воздействия. Встречается сравнительно часто, но не всегда приводит к дислексии. Зависит от личностных особенностей ребенка и его психики.
Согласно профильным исследованиям, большая роль отводится и наследственности. Это объясняет отсутствие четкой закономерности между психологическими факторами и развитием отклонения.
В то же время, дислексия чаще встречается у детей, растущих в неблагополучных семьях, где активно практикуется насилие, психическое и физическое, конфликты, потребление спиртного (не обязательно).
В поздние годы, у взрослых и подростков тяжесть обусловленности смещается в сторону органических расстройств, в основном структурных отклонений со стороны головного мозга. Вариантов много:
- Нейроинфекции. Менингит, энцефалит. Провоцируют деструкцию тканей, рубцевание, выпадение высших нервных функций. Вероятность развития расстройства зависит от локализации поражения.
- Инсульт. Едва ли не основной виновник. При поражении лобной, височной, особенно теменной долей развивается комплекс нарушений. Отклонение часто сочетается с дисграфией, невозможностью нормально говорить и формулировать мысли, когнитивными нарушениями. Возможность коррекции зависит от сроков начала реабилитации, обширности поражения церебральных структур.
- Опухоли головного мозга. Доброкачественные и злокачественные. Нарушение способностей к чтению обусловлено преимущественным поражением теменной доли. При раннем оперативном лечении и устранении провоцирующего фактора возможно полное восстановление функции.
Некоторые органические внемозговые заболевания также провоцируют отклонение косвенным путем. Сердечно-сосудистые болезни могут вызвать нарушение кровотока в головном мозге (среди таковых сердечная недостаточность, кардиомиопатии, перенесенный инфаркт, ишемическая болезнь), эндокринные патологии воздействуют на сосуды и провоцируют их стеноз (гиперкортицизм, также избыточная выработка гормонов щитовидной железы, гипофизарная дисфункция). А значит снижение качества трофики мозга.
Причины развития дислексии выявляются в обязательном порядке. В зависимости от результатов тщательной диагностики подбирается терапия. Эффективно сочетание способов (психотерапия, занятия с логопедом и др.).
Формы патологии подразделяются в зависимости от того, какая функция в восприятии письменного текста выпадает, какой аспект психического отклонения более выраженный.
- Фонематическая
Сопровождается невозможностью адекватного восприятия отдельных звуковых, буквенных единиц. Проблема фундаментальная, на уровне понимания звуковой структуры слова, что сказывается и на устной речи пациента.
- Семантическая
Пациент воспринимает отдельные слова, но не способен понять связь между ними. Потому предложения не складываются воедино и не имеют для такого человека никакого смысла.
Нарушение высшей нервной деятельности. В этом случае страдает не восприятие, а интеллектуальная составляющая. Человек не способен соотнести написанную букву с конкретным звуком.
Полная невозможность восприятия начертания букв и знаков препинания. Человек не понимает, что он видит и не может распознать символы.
Она обнаруживается у пациентов с нарушениями зрения вплоть до полной слепоты. Частота у таких больных составляет от 3 до 7%, коррекции поддается относительно легко. Может обуславливаться адаптацией к новым условиям жизни.
Виды дислексии могут сочетаться. Классификация условная, потому как грани между видами не всегда такие четкие.
- Нейроинфекции. Менингит, энцефалит. Провоцируют деструкцию тканей, рубцевание, выпадение высших нервных функций. Вероятность развития расстройства зависит от локализации поражения.
- Инсульт. Едва ли не основной виновник. При поражении лобной, височной, особенно теменной долей развивается комплекс нарушений. Отклонение часто сочетается с дисграфией, невозможностью нормально говорить и формулировать мысли, когнитивными нарушениями. Возможность коррекции зависит от сроков начала реабилитации, обширности поражения церебральных структур.
- Опухоли головного мозга. Доброкачественные и злокачественные. Нарушение способностей к чтению обусловлено преимущественным поражением теменной доли. При раннем оперативном лечении и устранении провоцирующего фактора возможно полное восстановление функции.
Виды дислексии
Такой простой, привычный всем процесс, как чтение, на деле представляет собой сложную, точно скоординированную работу органов (глаз) и специальных центров в мозгу человека. Любая буква (или слово) после захвата зрительным анализатором проходит долгий путь: сравнивается с имеющимися образами, распознается (делится на звуки), а уже потом передается для синтеза (опять же, с учетом существующей «базы данных» мозга) и воспроизведения речевому аппарату. Сбой на любом этапе равнозначен катастрофе – в приближенной аналогии это будет напоминать детскую игру «в испорченный телефон» или строки из «Путаницы» Корнея Чуковского: свинки замяукали, кошечки захрюкали.
При обработке слов, фраз, предложений (даже коротких) мозгу необходимо правильно выделить фонемы, произвести анализ, разбить слово на слоги – и при этом не допустить ни малейшей ошибки. По путанной, сбивчивой речи, бедной идиомами и падежами, легко опознать дислексию у взрослых и ее симптомы.
По характеру проявления обобщенно выделяют литеральную и вербальную формы. Первая отличается проблемами в усваивании буквенного ряда, вторая – трудностями в чтении слов. С целью более подробной классификации, в зависимости от степени нарушения синтеза/анализа, используют обозначение по видам:
- Фонематическая. Неразвиты аналитический блок, синтез, восприятие фонем.
- Семантическая. Скудный словарный запас, проблематичное послоговое восстановление, трудности с общей оценкой синтаксиса (и его роли в создании предложений).
- Аграмматическая. Отсутствуют знание (и понимание) морфем, основного грамматического ряда, способность к функциональным обобщениям.
- Мнестическая. Не сопоставляются буквы и соответствующие им звуки, речевая память нарушена.
- Оптическая. Представления о пространственной ориентации предметов, их зрительная оценка нарушены или не сформированы.
- Тактильная (редкая форма). Присуща слабовидящим, незрячим (невозможно сформировать четкое представление о чем-либо из-за нечеткого восприятия).
Важно. Первые 3 вида условно считают обусловленными неполным развитием функций речи, а оставшиеся связывают с неполноценно сформированной психикой. Отсюда мнение о том, что дислексия – это психическое заболевание.
По характеру проявления обобщенно выделяют литеральную и вербальную формы. Первая отличается проблемами в усваивании буквенного ряда, вторая – трудностями в чтении слов. С целью более подробной классификации, в зависимости от степени нарушения синтеза/анализа, используют обозначение по видам: