Упражнения при плоскостопии у детей: лечение комплексом тренировок

ЛФК при плоскостопии у детей: упражнения для профилактики и устранения заболевания

Плоскостопие – достаточно распространенная и серьезная проблема у детей. Оно обычно развивается в дошкольном возрасте и провоцирует немало неприятных последствий. Очень важна в данном случае правильная терапия, и одна из основных ее составляющих – это упражнения при плоскостопии у детей.


Плоскостопие – достаточно распространенная и серьезная проблема у детей. Оно обычно развивается в дошкольном возрасте и провоцирует немало неприятных последствий. Очень важна в данном случае правильная терапия, и одна из основных ее составляющих – это упражнения при плоскостопии у детей.

Для школьников

Дети постарше выполняют все упражнения осознанно. Важно, чтобы комплекс доставлял удовольствие. Можно разбросать по полу мелкие предметы, которые следует перенести при помощи пальцев ног в определенное место. Полезно проводить занятия в положении лежа на спине, стоя, сидя на стуле. Комплекс:

  1. Выполнить приседание на пятках, разведя руки в стороны.
  2. Повторить приседы на носках.
  3. И.П. сидя на стуле. Собрать пальцами ног разложенную на полу ткань.
  4. Ходить по гимнастической палке приставными шагами.

  • сжимать стопами мяч, подтянув колени к груди, делать мячом круговые движения;
  • тянуть носки попеременно в стороны и к себе;
  • положить ноги на ширину плеч, сводить их и разводить;
  • развернуть стопы внутрь, друг к другу, выполнять хлопки, как ладонями;
  • вытянуть ноги, делать одной из них скользящие движения вдоль другой.

Причины возникновения плоскостопия y детей и важность ЛФК при патологии

Рассмотрим наиболее распространенные причины:

  1. Наследственность. Если кто-то из родственников имеет подобный недуг, то есть вероятность его развития у ребенка.
  2. Травматизм стоп, голени.
  3. Чрезмерная нагрузка на ноги при наличии лишнего веса или подъеме тяжестей. Раннее становление на ножки, когда организм еще не окреп.
  4. Болезни, которые предрасполагают плоскостопие. Одна из них – рахит, возникает при нарушении водно-минерального обмена в организме.
  5. Плоскостопие паралитического характера, которое возникает у детей при ДЦП.
  6. Статическая причина недуга, к которому приводит слабость связок, а также ношение обуви, большой по размеру.
  7. Сидячий образ жизни, который, как ни странно, очень распространен среди детей. Пребывание на протяжении долгого времени за компьютером, посещение кружков, которые предполагают занятия за столом, приводят к обездвиживанию стоп.
  8. Дети, живущие в мегаполисах, страдают данным недугом чаще, нежели деревенские. Ведь живущие в селе долгое время проводят на улице, бегают, прыгают. Играют часто без обуви, что очень полезно для стоп.

ЛФК при плоскостопии у детей – один из методов лечения, который входит в комплекс консервативного лечения. В 85% случаев можно бороться с плоскостопием без прибегания к оперативному вмешательству.

При продольном или поперечном плоскостопии, а также с первой по третью стадию, первым делом назначается комплексное лечение. Оно заключается в массажных процедурах, гимнастике, мануальной терапии, ношении специальной ортопедической обуви.

Лечебная физкультура направлена на укрепление мышц стоп, сухожилий, что позволяет справиться с легкой и средней степенью плоскостопия.


Лечебная физкультура направлена на укрепление мышц стоп, сухожилий, что позволяет справиться с легкой и средней степенью плоскостопия.

Возрастные особенности

Высокие технологии позволяют людям совершать новые научные открытия и улучшают их жизнь. В то же время они все дальше «отодвигают» человека от его естественной «среды обитания». Наши дети уже не бегают босиком, им обязательно нужно носить обувь, ведь это «опасно» или некрасиво, по мнению родителей. Такая излишняя забота приводит к уменьшению детской физической активности, что становится причиной развития многих проблем с опорно-двигательным аппаратом. А отсутствие естественных «неровностей» на пути детских ног в виде камней, травы или песка приводит к неправильному формированию свода стопы и ослаблению мышечного аппарата.

Слабые мышцы и связки на ногах у малыша становятся причиной развития плоскостопия. Главная задача упражнений при плоскостопии у дошкольников – укрепить мышцы стопы со всех ее сторон, а также ускорить ток крови в ней.

Наиболее результативна оздоровительная гимнастика при устранении плоскостопия у детей дошкольного возраста. Хороших результатов достигают и при использовании ЛФК с 14 до 16 лет. Весь этот период стопа формируется, поэтому ее можно еще видоизменить. По истечении этого времени остановить патологию с помощью упражнений практически невозможно.

Планируя занятия с детьми младшего возраста, родители должны понимать, что принуждать малышей к тренировкам нельзя. Так можно «отбить» у них желание заниматься. Главным аспектом при планировании комплекса лечебной физкультуры для малышей 3-7 лет является игра. При возникновении неприятных ощущений или боли отдельные упражнения можно не делать до тех пор, пока дошкольник сможет их выполнить.

После 7 лет применяется другая тактика: настойчивость и упорство. Правильная мотивация позволит справиться с проблемой быстрее.

Длительность тренировок также зависит от возраста. Так, первые занятия для малышей проходят за 3 минуты. С каждым днем их продолжительность увеличивается на 2-3 минуты. Оптимальное время для тренировок после «подготовительного» этапа привыкания составляет 15 минут. Занятия для подростков начинают с 8-10 минут, ежедневно увеличивая продолжительность и интенсивность. Средняя тренировка в этом возрасте составляет 25-30 минут.

В любом возрасте тренировки должны проходить ежедневно. Регулярная проработка всех мышц – залог хорошей результативности.


После 7 лет применяется другая тактика: настойчивость и упорство. Правильная мотивация позволит справиться с проблемой быстрее.

Упражнения при поперечном плоскостопии

Эффективны следующие упражнения:

  • Ходить на пятках, «пальчиках», внешней/внутренней стороне ступни.
  • Вставать на «пальчики».
  • Крутить ступнями и приседать на носках.
  • Подъем пяток/носков сидя на стуле.
  • Перекатывание мячика/скалки, собирать предметы с пола пальцами ног.
  • Легкий бег на месте.

При ощущении дискомфорта следует прекратить делать упражнение. Подбирать гимнастику должен врач. Гимнастика остановит развитие поперечного плоскостопия. А при регулярных занятиях и правильном лечении вовсе устранится.


При ощущении дискомфорта следует прекратить делать упражнение. Подбирать гимнастику должен врач. Гимнастика остановит развитие поперечного плоскостопия. А при регулярных занятиях и правильном лечении вовсе устранится.

Специальные занятия

Рассмотрим комплекс упражнений, выполняемый детьми самостоятельно, или под присмотром взрослых.

  • Например, упражнения в положении сидя на приведение стоп внутрь, захват и сдерживание стопами мяча, захват пальцами ног мелких предметов. У маленьких детей часть упражнений способны не получаться, их нужно представить в виде игры: “подгребаем ножками песок” – упражнение на приведение стоп, “как ходит медведь” – “косолапим” на наружном крае стоп, “как ползает гусеница” – сгибаем пальцы в положении стоп горизонтально на полу и т.д.

Поскольку в комплекс упражнений против плоскостопия входит коррекция осанки, детям рекомендуется ходить на носочках, держа руки на поясе и максимально расправив плечи.

  • Хороший эффект дают: ходьба боком по скругленной палке или канату, перекаты с пятки на носок и ходьба с перекатами, приподнимание на носок с параллельным положением ступней и разведением пяток в стороны, ходьба на месте на носочках, приседания на носочках у опоры, приседания без отрыва пяток от пола.
  • Эффективной коррекции и устранению плоскостопия способствуют лазания по канату, веревочной лестнице, ходьба по гимнастическому бревну. Кроме того, все это полезно и для укрепления мышц голеностопного сустава.

Стоит отметить, подобные занятия вызывают у детей массу положительных эмоций и воспринимаются ими вовсе не примером лечения, а веселой игрой. Если нет времени или сил на выполнение упражнений, рекомендуемых при плоскостопии у детей, или есть сомнения в правильности действий, ниже мы предоставили видео.

Заниматься следует почаще – каждый день и даже несколько раз в день, чередуя нагрузку на разные участки стопы.


Поскольку в комплекс упражнений против плоскостопия входит коррекция осанки, детям рекомендуется ходить на носочках, держа руки на поясе и максимально расправив плечи.

Читайте также:  Расшифровка УЗИ при беременности - о чем говорят результаты обследования

Упражнения для малышей

Первые занятия советуем проводить в поликлинике под присмотром врача, а затем уже заниматься дома. При косолапости у детей гимнастика помогает натренировать мышцы, что позволит держать стопу правильно.

Если ребёнок не ходит, то упражнения ему помогают выполнять родители. Вернуть своды на место можно простыми сгибаниями и разгибаниями стопы вниз, к подошве, и обратно, затем внутрь.

Когда малыш подрастёт и сможет уверенно стоять на ногах, нужно выполнять с ним ряд других упражнений. Удобнее делать это босиком:

  • Ходить на носочках и на пяточках;
  • Собирать с пола мелкие детальки пальцами ног, катать карандаши;
  • Ходить попеременно на внутреннем и внешнем крае стоп;
  • Ходить по гимнастической палке или обручу.

Для детей от 5 лет гимнастика от плоскостопия уже более сложная и комплексная, поэтому такие упражнения рекомендуются для совсем маленьких. Малышей лучше не заставлять выполнять упражнения насильно, это отобьёт у них охоту заниматься и процесс только усложнится. Желательно проводить зарядку в игровой форме. Начинать надо с 2−3 минут постепенно увеличивая время до 15 минут.


После этого малыш должен сесть. Вторая часть комплекса:

Полезные советы

Лечение будет более эффективным, если родители будут придерживаться важных правил успешного лечения плоских стоп:

  • Следите за весом ребенка. Излишний вес — это дополнительная нагрузка на голеностоп, коленный и тазобедренный суставы, которые и без того ощутимо страдают при уплощении стопы. Питание должно быть сбалансированным, в меру легким, не лишенным витаминов и полезных минералов. Полезно во время лечения принимать в пищу студень или холодец — это блюда оказывает положительное влияние на формирование хрящевой ткани.
  • Хождение босиком. Для ног в большей степени полезны не комфортные домашние тапочки, а хождение босыми стопами по полу, ковру, кафелю. Чем разнообразнее поверхность, тем лучше. Хорошо, если есть возможность отпускать ребенка ходить босиком по песку, земле, траве. Не нужно бояться, что чадо простудится, от хождения голыми ногами даже по весьма прохладной поверхности заболеть невозможно. Системное переохлаждение может наступить в том случае, если ребенок будет на холодном сидеть попой.

  • Согласование типа обуви с ортопедом. Выбирать ортопедическую обувь нужно только тогда, когда об этом скажет врач-ортопед. Самовольство в этом случае может лишь навредить. Иногда бывает вполне достаточно носить ортопедические стельки, вставленные в самые обычные пары обуви.

Тяжелая и массивная ортопедическая обувь показана только ребятам с серьезными деформациями, а также после операций на стопе.

И в этом случае врач дает полные рекомендации, по которым изготавливается пара ортопедической обуви. Она учитывает все патологические изменения в ножке конкретного ребенка.


Лучше всего сочетать гимнастику при плоскостопии с массажем и физиотерапией. Из современных методов можно обсудить с врачом так называемое тейпирование — поддержку определенных мышц стопы специальными клейкими лентами.

3 степени плоскостопия

Медики условно различают три степени плоскостопия в зависимости от уплощения подошвы.

  • Для определения в домашних условиях достаточно влажной ногой стать на легко намокающую бумагу.
  • После этого необходимо рассмотреть полученный след. Самый узкий перешеек отпечатка на бумаге должен составлять половину от реальной ширины стопы.
  • Если есть увеличение более двух третей от ширины – это говорит о максимальной, третьей степени плоскостопия. Для максимально точного диагноза ортопед обязательно выполняет рентгеновский снимок стоп в двух проекциях.


Медики условно различают три степени плоскостопия в зависимости от уплощения подошвы.

Роль физических нагрузок и ЛФК в лечении плоскостопия у детей разного возраста

Физические нагрузки при плоскостопии у детей – комплекс упражнений, необходимые для укрепления мышц стопы. Помогает справиться с заболеванием без операции на начальных, незапущенных стадиях. При выявлении у ребенка диагноза плоскостопие, необходимо незамедлительно начать лечение.


Главное правило эффективной терапии при лечении плоского свода – регулярность. Положительный результат от комплексных и отдельных гимнастических процедур появится только после длительного ежедневного выполнения. Полезным дополнением к ЛФК станут массаж, физиотерапия (ток, магнит или электрофорез), покупка специальных ортопедических стелек, подбор свободной обуви.

Симптомы и диагностика плоскостопия у детей

Различают три степени детского плоскостопия:

  • Первая степень. Данный вид заболевания называют ещё гибким плоскостопием. По сути, это та степень плоскостопия, с которой рождаются дети.
    У некоторых первая степень сохраняется к тому возрасту, когда ребенок начинает ходить. При первой степени видимая деформация стопы отсутствует, болей при ходьбе не возникает.
    Гибкое плоскостопие возникает одинаково на обоих стопах, однако не приводит к инвалидности. Для лечения не требуется никаких специальных мер, лишь профилактика.
  • Вторая степень. Данный вид называют также гибким плоскостопием с коротким Ахилловым сухожилием. Возникает сразу на обеих ногах, как и при гибкой степени. Однако, данный вид вызывает боль в ногах при долгой ходьбе и может перерасти в более серьезную степень при отсутствии лечения.
  • Третья степень, называемая также, жестким плоскостопием, возникает крайне редко и, чаще всего, у детей с врожденными заболеваниями стоп. Примерно 20% страдающих жестким плоскостопием испытывают сильные боли в ногах при ходьбе.
    Третья степень может поразить одну ногу или обе сразу, однако, при данную степень плоскостопия сопровождают и другие болезни опорно-двигательного аппарата.

Основными симптомами появления плоскостопия у детей являются:

  • Периодические боли в ногах, особенно после долгой ходьбы или физических нагрузок.
  • Отек стоп, иногда доходящий до колен.
  • Изменение походки, появление косолапости.
  • Обувь стаптывается очень быстро, подошва обуви стирается с внутренней стороны.
  • Стопа выгнута наружу.

Диагностировать плоскостопие у ребенка самостоятельно довольно сложно, до 5-6 лет практически невозможно.

В более старшем возрасте диагностику можно провести с помощью:

  • Плантографии.
  • Подометрии.
  • Рентгенографии.

Плантография – это, проще говоря, отпечаток стопы, который получается путем окрашивания подошвы ноги с помощью специальной краски и отпечатывания её на бумаге.

Далее производится подометрия – измеряется подометрический индекс свода стопы. После данных исследований, в большинстве случаев, выявляется правильный диагноз.

Однако могут потребоваться дополнительные исследования. Подтвердить результат поможет рентгенография, которая производится в нагрузке и обязательно в двух проекциях.

  • Плантографии.
  • Подометрии.
  • Рентгенографии.

Гимнастика при плоскостопии у детей

Лечебная физкультура при деформации стопы может стать отличной альтернативой операционного вмешательства, назначается на стадии коррекции опорно-двигательного аппарата и для закрепления полученных результатов лечения.

Специалисты рекомендуют уделять гимнастике не менее 15 минут в день, перед началом занятий обязательно проконсультироваться с доктором по поводу возможной нагрузки на суставы и длительности лечебной процедуры.

Польза гимнастики для ног при плоскостопии у детей:

  • Тренировка мышц голени;
  • Правильное формирование продольного/поперечного свода;
  • Улучшение прочности связок;
  • Усиление кровообращения;
  • Укрепление позвоночного столба;
  • Снятие усталости и отечности с нижних конечностей.

Это отличная профилактика плоскостопия в любом возрасте. Для детей полезно проводить ЛФК в игровой форме, таким образом занятия принесут не только пользу, но и удовольствие.

В таком возрасте полезно практиковать игровые упражнения, количество подходов не должно превышать 10, а длительность занятия – не более 10 -15 минут. Обязательно делать разминку. Учитывать физическое и психическое состояние малыша.

Читайте также:  Улучшение структуры волос (ромашка, мед, лимон,масло)рецепт

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Татьяна Яковлева
Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

Комплекс №1

1. И. п. – стоя, носки и пятки вместе, спина прямая, держась за опору (спинка стула, шведская стенка, выполнить подъем на носки, 5-8 сек. и снова опуститься на стопу.

2. И. п. – сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п. – сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И. п. – сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее».

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнениявыполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и. п.– сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И. п. – сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания» – совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. «Поклонились»– согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. «Большой палец поссорился»– двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. «Поссорились, помирились»– развести носки ног в стороны, свести вместе.

И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. «Ёжи»– стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6. «Подними платки»– около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. «Растяни ленточку»– около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

8. «Нарисуй фигуру»– пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы (А,К,Г,Л,П).

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами – 10-12 раз.

6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку – 8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.– лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнениявыполняются в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

Читайте также:  Озокеритолечение – показания и противопоказания у детей или взрослых

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И. п. – сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

Упражнениявыполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета “Загрузи машину”

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета “Построим лесенку”

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация “Перейди вброд”

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног “ловят рыб” (пробки).

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

«Путешествие в джунгли». Конспект физкультурного занятия для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста Задачи: Образовательные: • упражнять детей в ходьбе и беге в колонне с дополнительными заданиями; • учить детей выполнять общеразвивающие.

Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. Игровое упражнение «Спрячь мышку»Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопияДанный комплекс упражнений направлен как на профилактику, так и на коррекцию.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста кружка «Здоровый ребенок» 1. «Качели» (и. п – о. с, руки на пояс. Поднимаемся на носочки и опускаемся на пяточки) Раскачались все качели, Выше сосен, выше елей. В.

Комплексное использование игровых упражнений по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Комплексы дыхательных упражнений для детей Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному.

Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Автор Бурова Светлана Александровна.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

Комплекс упражнений в положении стоя

Если ребенок выполняет простые упражнения для малышей раннего возраста без жалоб и перерывов, то можно приступать к другим занятиям:

  • подниматься-спускаться по шведской стенке на детской площадке;
  • подниматься-спускаться с палки (бревна, скамейки) на пол и обратно;
  • поставить ноги параллельно, пытаться их сдвинуть без отрыва от пола;
  • поставить стопы врозь, сблизить носки внутрь, делать повороты туловища;
  • встать на носочки, приседать с вытягиванием рук вперед-стороны-вверх.

Детям с избыточным весом рекомендуется во время занятий надевать ортопедическую обувь со стельками, вкладышами, супинаторами. Это исключает вероятность травмирования пальцев, сухожилий на ногах.

  • подниматься-спускаться по шведской стенке на детской площадке;
  • подниматься-спускаться с палки (бревна, скамейки) на пол и обратно;
  • поставить ноги параллельно, пытаться их сдвинуть без отрыва от пола;
  • поставить стопы врозь, сблизить носки внутрь, делать повороты туловища;
  • встать на носочки, приседать с вытягиванием рук вперед-стороны-вверх.

Упражнения в положении стоя

  1. На приподнятых носках, медленно опускаться на внешние своды стоп, потом опять на носки, так делаем несколько подходов.
  2. Ноги чуть врознь, сводим затем опять разводим носки, не отрывая пяток от пола.
  3. Поднимаемся с пяток на носки, потом опускаемся на пятки, делаем так несколько подходов. Если ребёнку трудно удержаться на месте, можно подставить стул для опоры.
  4. Делать приседания, стараясь не поднимать пятки вверх.
  5. Дотягиваться руками к носкам, колени при этом не сгибать. Родитель может встать сзади и держать колени сына или дочки, чтобы он их не сгибал.
  6. Делать попеременные подскоки на правой и на левой ноге. Потом одновременно.

На заметку: Чтобы ребёнку быстро не наскучила лечебная физкультура, желательно проводить её перед зеркалом в полный рост. Видя себя в зеркале, детям всегда интересней заниматься.

После этих упражнений можно приступать к тренировкам мышц в положении сидя.


Разминочные упражнения выполняются в виде лечебной ходьбы по кругу. Движения осуществляются:

Добавить комментарий