Как распознать аутизм

Признаки аутизма

Первые симптомы аутизма проявляются у детей до года, пока они еще не начали ходить и разговаривать. Важно знать о них, чтобы вовремя заметить признаки аутизма у ребенка. Своевременное лечение в данном случае будет более эффективным, чем-то, которое начато в более позднем возрасте.
К этим симптомам относят:

  • отсутствие зрительно контакта с родителями;
  • отсутствие обмена звуками между ребенком и родителями;
  • задержка в появлении лепета или полное отсутствие стадии « гуления»;
  • отсутствие доречевых жестов;
  • нарушения сна.

Если у ребенка обнаруживается несколько указанных симптомов, это может служить поводом для обращения к врачу. Однако проявление подобных симптомов не всегда означает, что ребенок болен аутизмом. Только консультация специалиста поможет установить истинную причину нарушений.
Важно проведение качественной диагностики, как психологической, так и генетической. Признаки аутизма могут быть характерны для целого ряда генетических заболеваний, например, для таких, как синдром ломкой Х-хромосомы. Поэтому важно поставить правильный диагноз своевременно, ведь от этого будут зависеть методы лечения и коррекции.

Наиболее ярко признаки аутизма начинают проявляться в возрасте от трех лет и старше. Нарушения, характерные для заболевания, отслеживаются в следующих областях:

  1. взаимодействие ребенка с окружающими ( отсутствие интереса к коммуникации);
  2. нарушения или полное отсутствие речи или речь из собственных, несуществующих слов — «тарабарский язык»;
  3. речевые, двигательные и поведенческие стереотипии.

Нарушения во взаимодействии с окружающими проявляется в том, что больной аутизмом ребенок не идет на контакт ни с родителями, ни со сверстниками. Он сконцентрирован на собственном внутреннем мире и переживаниях. Не отзывается на собственное имя и вообще на чей-либо голос, часто производит впечатление глухого. Детям-аутистам обычно не характерно чувство эмпатии — сопереживания другому человеку. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим иногда по незначительным поводам.

Взаимодействие с окружающими

Ребенок-аутист почти все делает самостоятельно и не обращается за помощью к родителям. Для больных аутизмом характерно нарушение речевой функции. Дети-аутисты поздно начинают говорить, не имитируют слова и не подражают звукам, у них нет простой фразовой речи в том возрасте, когда она уже должна появиться. Многие аутисты в раннем возрасте вообще не говорят, предпочитая словам звуки вроде мычания. Если ребенок-аутист и умеет говорить, то редко использует речь для общения с окружающими, во время разговора не использует местоимений я, ты, они, часто говорят о себе в третьем или втором лицах.

Хотелось бы отметить, что для расстройств аутистического спектра характерны также нарушения мимики и жестикуляции: мимика « бедная», отсутствуют указательные жесты, а часто жесты вообще. Может использоваться безэмоциональный указательный жест при настойчивом требовании чего-либо у родителей, что может говорить о холодном и манипулятивом отношении ребёнка к ним. Больной аутизмом ребенок крайне редко выражает эмоции посредством мимики и жестикуляции, особенно если это положительные эмоции.

Особенности поведения

Поведение детей-аутистов несколько отличается от поведения остальных детей. Больные аутизмом обычно не проявляют интереса к имитативным и ролевым играм. Ребенок-аутист взамен ролевых игр предпочитает игры с мелкими предметами, причем часто фокусируется на какой-то особенности предмета, например, на одинаковой форме, цвете или звучании. Характерны игры с неигрушечными предметами ( веревки, банки, зубные щетки и т. п.), выставление предметов в ряды, часто — от большего к меньшему и наоборот, стереотипное выстраивание примитивных высоких башен « кубик на кубик». Для детей-аутистов характерно « зацикливание» на определенном действии: хлопать в ладоши, качаться из стороны в сторону, ходить на носочках, бегать по кругу, играть с собственной тенью. Кроме того, аутисты обычно стремятся к постоянству: дети не любят перемен в повседневной жизни, склонны к стереотипным поведенческим моделям, когда что-то меняется, сильно нервничают и могут проявлять агрессию.

Также к особенностям детей-аутистов относятся: ходьба по одинаковым маршрутам, просмотр одних и тех же мультфильмов или их серий, прослушивание одной и той же песни часами. Часто отсутствует различения « свой-чужой», дети могут подойти к любому чужому человеку, если он позовет.

Особым пунктом в симптоматике аутизма идут расстройства пищевого поведения. Ребенок-аутист предпочитает употреблять пищу одной консистенции, одного цвета или формы, от остальных продуктов отказывается. Часто в рационе больного ребенка находится всего 2−3 блюда, из-за чего вполне естественно возникают проблемы с пищеварительной системой.
В заключение можно сказать, что симптомы аутизма проявляются довольно ярко и отчетливо, поэтому при обнаружении у ребенка хотя бы нескольких отклонений от нормального поведения, следует немедленно обратиться к специалисту. Лечение заболевания на ранней стадии имеет больше шансов на положительный результат.

Обнаружили у ребенка признаки аутизма? Мы поможем Вам и Вашему ребенку! Позвоните нам

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо. У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике. В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a. «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
  • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
  • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
  • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
  • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
  • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
  • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
  • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
  • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
  • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
  • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
  • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
  • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
  • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
Читайте также:  ЛФК при ревматоидном артрите: гимнастика для суставов

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

  • Визуальный контакт
  • Есть ли ответная улыбка
  • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
  • Реагирует ли ребенок на свое имя
  • Лепет
  • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

В 1-2 года:

  • Есть ли у ребенка отдельные слова
  • Понимает ли ребенок речь
  • Понимает ли жесты
  • Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
  • Проявляет ли интерес к другим детям
  • Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
  • Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

В 2-3 года:

  • Произносит ли простую фразу из 2 слов
  • Есть ли эхолалии
  • Символическая игра
  • Наличие стереотипий

В 3 года:

  • Направлена ли речь ребенка на общение
  • Играет ли с другими детьми
  • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
  • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
  • Реакция на изменения обстановки

Признаки аутизма в 4 года и старше:

  • Ребенок понимает речь слишком буквально
  • Путает личные местоимения
  • Не способен поддерживать дружеские отношения
  • Упрямство (ригидность)
  • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Аутизм

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Определение

Аутизм, а точнее – расстройства аутистического спектра (РАС), – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации – процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.

Первые признаки заболевания отмечаются уже в младенчестве или раннем детском возрасте, аномалии социального функционирования и особенностей поведения сохраняются на протяжении всей жизни.

Симптомы аутизма.jpg

Причины появления аутизма

Причины расстройств аутистического спектра изучены не до конца, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы. Известно, что риск рождения ребенка с РАС повышается с возрастом родителей.

Возможна связь между возникновением РАС у ребенка и особенностями течения беременности: недоношенность плода, использование матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени, а также гестационный диабет у матери (сахарный диабет, развивающийся во время беременности). Вряд ли какой-либо из этих факторов имеет решающее значение в развитии РАС, но может реализоваться во взаимодействии с генетической предрасположенностью.

С середины 90-х годов существовали опасения по поводу возможной связи вакцинации с возникновением РАС. Современные эпидемиологические данные указывают на отсутствие такой связи. Более того, не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска – братьев и сестер детей с РАС. Доказано, что содержащиеся в инактивированных вакцинах консервант тиомерсал и адъювант алюминий не повышают вероятность РАС у привитых детей. По данным множества международных исследований, изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов не влияло на частоту встречаемости РАС.

Классификация заболевания

В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.

Синдром Аспергера является наиболее мягкой формой РАС – интеллект не страдает, изменения могут расцениваться как особенности личности и не мешать профессиональному развитию и социальной адаптации человека.

Существует деление РАС в зависимости от наличия или отсутствия расстройств интеллекта и способности человека использовать устную или письменную речь в качестве средства для выражения потребностей или желаний.

Симптомы аутизма

Основные проявления РАС – нарушения в области социального взаимодействия, коммуникации (аномалии в общении) и ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. Кроме того, у пациентов часто встречаются другие неспецифические проблемы: различные фобии (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя). Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые пациенты могут обладать незаурядными способностями в какой-то области знаний.

Остановимся подробнее на описании основных проявлений болезни.

Нарушения социального взаимодействия и социальной коммуникации. Родители обращают внимание на то, что ребенок редко использует зрительный контакт, жестикуляцию, мимику и позу для регуляции социального взаимодействия, у него снижена заинтересованность во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Ребенок может не разговаривать или начать говорить с сильной задержкой, а если и говорит – не начинает беседу, не задает вопросы, общается исключительно на интересующие его темы; может многократно повторять одни и те же слова и фразы. У малыша отсутствует желание идти на руки, он не всегда выделяет родителей среди других людей. Такие дети не смотрят на собеседника, могут не реагировать на обращенную к ним речь, на просьбы, не откликаться на имя, они не вступают или неохотно вступают в диалог, не улыбаются в ответ.

Часто у ребенка с аутизмом можно наблюдать необычное поведение, например, нарушение телесных границ, отсутствие смущения или избыточную тревогу при взаимодействии с новыми людьми, однообразные сценарии в общении.

В возрасте старше 7 лет у некоторых детей с РАС сохраняется отсутствие речи или наблюдается минимальный набор слов. Другие дети, начиная общаться, не могут выстраивать длительные дружеские отношения и учитывать социальные правила. Проблемой многих старших детей и взрослых с аутизмом становится неумение понимать и чувствовать состояние других людей, их настроение.

Людям с РАС свойственны наивность, простодушие, они плохо понимают иронию и юмор, испытывают сложности в поддержании диалога и понимании правил поведения.

У многих пациентов с РАС сохраняются чрезмерная или, наоборот, отсутствующая жестикуляция, нестойкий или избыточный зрительным контакт.

Стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения. За исключением синдрома Аспергера у большинства пациентов присутствует снижение интеллекта различной степени выраженности. Детям с РАС свойственна своеобразная игровая деятельность, например, ребенок может использовать игрушки необычным образом: разбрасывать, облизывать или совершать другие однообразные манипуляции. Уже в раннем детстве часто проявляются избирательные интересы – например, это может быть изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Такие дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание.

С возрастом набор симптомов может меняться по содержанию и степени выраженности. Многим детям старшего возраста и взрослым свойственна негибкость мышления, проявляющаяся отсутствием реакции на меняющиеся условия внешней среды, сложность усвоения и использования новой информации, практических навыков, излишняя склонность к детализации.

Диагностика аутизма

При сборе жалоб и осмотре врач обращает внимание на особенности поведения пациента, проводит оценку текущего психиатрического статуса и уровня развития.

Для уточнения диагноза и повышения точности клинической диагностики используют дополнительные стандартизированные методики, относящиеся к «золотому стандарту»: ADOS-II и ADI-R.

ADOS-II – тестирование, которое проводит детский или взрослый психиатр или клинический психолог. Оно заключается в наблюдении за пациентом, выполняющим в игровой форме определенные задания. В зависимости от возраста, способности говорить и играть врач выбирает тот или иной модуль – разновидность тестирования. Модули различаются по сложности предлагаемых игр, занятий и наличию речевых заданий. 1-й модуль используется для детей, говорящих отдельными словами. 2-й – для детей, использующих предложения из нескольких слов. 3-й – для свободно общающихся детей. 4-й – для свободно общающихся подростков и взрослых. С помощью определенного набора игрушек, предметов специалист создает различные игровые ситуации. Он наблюдает за выполнением работы, оценивая мимику, слова, способы решения предлагаемых задач. Выполнение заданий длится около часа, после чего специалист обрабатывает результаты теста и оформляет заключение. Обычно тест записывается на видео, что помогает постановке более точного диагноза и предоставляет возможность оценить состояние ребенка иным специалистам.

ADOS-II не является единственным критерием для постановки диагноза. В качестве дополнительного теста для сбора большего количества данных может использоваться скрининг ADI-R.

ADI-R – интервью, содержащее около 100 вопросов, которое проводит психолог или психиатр; но не с пациентом, а с его родителями или другими близкими людьми. Вопросы направлены на оценку:

  • качества социального контакта;
  • качества коммуникации и речевых особенностей,
  • модели поведения (повторяющиеся, ограниченные или стереотипные действия).

Инструментальные методы обследования имеют второстепенное значение, не являясь ведущими в диагностике РАС. Проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), компьютерной томографии (КТ) головного мозга, магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга не рекомендуются всем детям и подросткам с РАС или подозрением на РАС. С одной стороны, это связано с тем, что при проведении обследования возможны затруднения из-за специфических для РАС нарушений коммуникативных и поведенческих навыков у пациента. С другой, – эти исследования не могут подтвердить или опровергнуть диагноз «расстройство аутистического спектра», но могут быть показаны для постановки диагноза и определения тактики лечения при подозрении на наличие других расстройств, например, при эпилепсии, опухоли головного мозга.

К каким врачам обращаться

Заподозрить аутизм может врач-педиатр . Подтверждает диагноз, назначает терапию и наблюдает больных детский, а затем взрослый психиатр, невропатолог, психолог.

Лечение аутизма

Непосредственного лечения РАС на сегодняшний день не существует. Назначаемые лекарства, например, из группы антидепрессантов, могут помочь в решении различных неспецифических проблем – нарушений сна и питания, повышенной раздражительности, приступов агрессии, направленных на себя или окружающих. Основные методы лечения РАС носят преимущественно немедикаментозный характер. Они включают образовательную и психологическую помощь, направленную на социализацию человека с РАС, – чем раньше начато оказание помощи, тем лучше прогноз развития ребенка.

Существует много методов лечения и помощи пациентам с РАС, которые не имеют подтвержденной эффективности: безглютеновые и безказеиновые диеты, микрополяризация мозга, метод Томатиса, биоакустическая коррекция, арт-терапия, а также иппотерапия, дельфинотерапия и многие другие. Если родители настаивают на применении этих методов, важно понимать, что их не следует использовать вместо основной программы лечения.

Нередко в лечении пациентов с РАС используются ноотропные и пептидные препараты. В настоящее время нет убедительных доказательств их способности повлиять на развитие когнитивных и речевых навыков. Вместе с тем они могут повышать двигательную активность, вызывать расторможенность и расстройства сна.

Осложнения заболевания

При аутизме возможны различные повреждения, наносимые пациентом самому себе и окружающим.

Из-за нарушения когнитивных функций, речи, сложностей во взаимодействии с окружающими пациенты с РАС, за исключением пациентов с синдромом Аспергера, в большинстве случаев не могут жить самостоятельно, учиться и работать.

В связи с высоким болевым порогом, особенностями поведения у страдающих РАС затруднены диагностика и лечение других заболеваний.

Профилактика аутизма

Специфических мер профилактики РАС на данный момент не существует. Однако ранняя диагностика является необходимым условием организации ранней комплексной помощи ребенку, что может улучшить прогноз.

  1. Клинические рекомендации. Расстройства аутистического спектра. Разработчик клинической рекомендации Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику Одобрено Научно-практическим Советом Минздрава РФ, 2020. – с. 52.
  2. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Расстройства аутистического спектра: современное состояние проблемы (обзор). Современные технологии в медицине. Т. 12, № 2, 2020. С. 111-120.
Читайте также:  Отсасыватель соплей у детей электрический
ВАЖНО!

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Признаки аутизма у взрослых

image

Аутизм – это генетически обусловленное заболевание, присущее человеку от рождения. Однако в детстве, симптомы бывают не настолько выраженными, чтобы окружающие заметили отклонения, а врачи смогли диагностировать болезнь. Уже во взрослом возрасте, у мужчин и женщин могут проявиться признаки развития аутизма, измениться поведение.

Как правило, прогрессирование расстройства связано с нервными потрясениями, депрессией, влиянием социума, коллектива. Иногда причину обострения установить не удается.

Такие взрослые чаще сохраняют связь с обществом, продолжают жить в социуме, контактировать с семьей, работать. В характере можно заметить тягу к замкнутости.

В случае выраженной проблемы, человек меняет свое мировоззрение, выбирает уединенную жизнь. Сознательно ограничивает общение с внешним миром и погружается в интересующие его занятия.

Так как люди с расстройствами аутического спектра нередко талантливы в какой-то сфере, подобная жизнь не является для них проблемой. Примеров великих людей с аутизмом хватает.

У отдельных пациентов, отклонение проявляется настолько сильно, что человек утрачивает способность обслуживать себя. Здесь не обойтись без вмешательства врачей

Установить, какими бывают взрослые люди, мужчины и женщины, аутисты, по фото невозможно: надо следить, как у них проявляются признаки аутизма, чтобы вовремя начать лечение.

Тяжелый аутизм у взрослой женщины

Признаки и симптомы

Итак, разбираемся, что же такое аутизм у взрослых мужчин и женщин, что это за болезнь и почему аутичные черты проявляются так поздно, поддаются ли коррекции. Незнание, рождает массу мифов об аутизме. Но нужно понять: точки взаимодействия человека и общества регулируются функциями мозга, которые не всегда развиваются согласно норме.

Аномалия мозга существует с самого рождения, наследуется генетически. А симптомы проявляются гораздо позже, уже после взросления под влиянием внешних обстоятельств.

Признаки, подозрительные в плане аутизма

  1. Минимальное количество интересов, увлечений, трудное освоение новых направлений. Отсутствие интереса к необычному, выходящему за рамки привычного мира.

Мужчина с аутизмом выражает безразличие

  1. Дефицит эмоций в разговоре, монотонная речь. Предложения могут быть краткими, выпадающими из контекста.
  2. Незаинтересованность в собеседнике. Из-за нежелания соблюдать принятые правила общения, диалог с другими людьми длится недолго.
  1. При общении человек беспокоен, совершает беспорядочные движения, теребит одежду, мелкие предметы. Неосознанно трогает лицо или другую часть тела.
  2. Наличествуют логопедические дефекты. Словарный запас может быть скудным и специфическим.
  3. Панические атаки при внезапных изменениях в окружающем мире: резких звуках, появлении яркого света.
  4. Равнодушие к окружающему миру. Такие люди не знают, как реагировать даже на серьезное горе или радость у близких. Большинство, “на опыте”, соблюдают подходящие моменту правила, но ничего не испытывают на самом деле.
  5. Взрослые аутисты имеют проблемы с тактичностью, не ограничивают себя в задаваемых вопросах или высказываниях. Беззастенчиво нарушают личное пространство при общении без желания собеседника.
  6. Не переносят, когда трогают вещи, принадлежащие им, могут отреагировать агрессивно.
  7. Нарушения аутического спектра проявляются нелогичными цикличными действиями. Характер которых напоминает соблюдение ритуалов.
  8. Не идут на социальные контакты самостоятельно, по желанию. Предпочитают отмежеваться от общества, переносить общения из реальности в электронное пространство.
  9. Могут бояться незнакомых людей, мест.

Слабо выраженное расстройство не отражается на обычной жизни, человек просто выглядит более замкнутым. С тяжелыми формами, дело обстоит не так хорошо

Признаки и симптомы легкой формы аутизма у взрослых мужчин и женщин по фото не определить, причины возникновения состояния и чем оно опасно, также не поддается точному прогнозу.

Формы

Понять, как распознать взрослого человека-аутиста, мужчину или женщину, по описанию внешних признаков нельзя.

Нужно собрать информацию о чертах характера, особенностях поведения интересующего человека.

Взрослый с аутизмом совершает нелогичные действия

Нужно учитывать, что настораживающие черты характера могут быть частью нормальной, но акцентуированной личности. Или сигнализировать о психических отклонениях разного типа.

Объяснить простыми словами, что такое аутизм у взрослого мужчины, не всегда просто из-за разнообразия форм заболевания.

Высокофункциональный аутизм

Встречается наиболее часто и в большинстве случаев даже не диагностируется. Люди не считают особенности в восприятии мира отдельным человеком чем-то, связанным с болезнью.

Взрослый с аутизмом может адаптироваться в обществе

Взрослый с таким вариантом расстройства адаптируется в обществе, создает семью и крепкие социальные связи. У него высокие показатели интеллекта (от 70 и выше). Обращает на себя внимание несколько ограниченный круг интересов, периодические вспышки агрессии. Социализация затруднена, но не больше, чем у любого робкого человека. Присутствуют поведенческие стереотипы.

С точки зрения физического состояния, такой тип пациента характеризуется сниженным иммунитетом, нарушениями в работе поджелудочной, приступами судорог мышц в период психологического напряжения. Эта форма аутизма легко поддается коррекции у взрослых людей, а иногда даже не нуждается в этом.

Синдром Аспергера

Характеризуется серьезными повреждениями коры головного мозга, что приводит к коммуникационным проблемам. Протекает в сложной и легкой форме. При втором типе аутист успешно социализируется, осваивает профессию. Справляется с ежедневными обязанностями и работой, но имеет очень узкий круг интересов.

Синдром Каннера

Тяжелая форма, сопровождается умственной неполноценностью, агрессивностью, речевыми расстройствами. Пациенты фактически не социализируются, нуждаются в психиатрическом лечении.

Атипичный вариант

Атипичная форма отличается от других отсутствием характерных признаков аутического растройства, что осложняет диагностику.

Как распознать аутизм

667000, Республика Тыва,
г. Кызыл, ул. Московская, д. 2

8 (394 22) 5 1224
Обратный звонок

Материалы

minzdrav rf

govtuvaru

parlament

tuvpr

shyn

Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Поиск

Приоритетные проекты

Предыдущее Следующее Воспроизвести Пауза

Аутизм: как распознать первые признаки

2019.01.10 2

Родители, которым приходится слышать, что у их ребенка аутизм, воспринимают данное состояние, как приговор. Что это за болезнь и можно ли распознать ее на ранней стадии?

Аутизмом называют расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. В переводе слово «аутизм» обозначает – ушедший в себя человек, или человек внутри себя.
В большинстве случаев дети-аутисты хорошо развиты физически и имеют приятную внешность, то есть по внешнему виду невозможно сказать, что у этого малыша какое-либо заболевание нервной системы. Точные причины аутизма неизвестны специалистам, однако выделяют ряд факторов, которые могут способствовать развитию этого заболевания, к ним относятся:
• ДЦП;
• перенесенное во время беременности или в ходе родов кислородное голодание;
• перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания, такие как краснуха, цитомегаловирус;
• наследственная предрасположенность – если в роду по материнской или отцовской линии уже были случаи аутизма у детей.
• Косвенные симптомы аутизма у малышей
Прежде чем изучать симптомы аутизма у детей, следует предупредить: у большинства малышей при внимательном наблюдении за их поведением можно обнаружить один-два-три признака из нижеприведенного списка. Однако, во-первых – они могут носить временный характер (и тогда их нельзя рассматривать как симптомы), а во-вторых – они могут быть просто отличительной чертой личности ребенка, которая отнюдь не помешает вырасти малышу общительным и «похожим» на других. Другими словами – некоторые или даже все скопом признаки аутизма, которые вы найдете в следующем списке, еще не являются основанием для диагностики. При этом если родитель придет к выводу, что ребенку свойственны большинство из приведенных поведенческих симптомов – его необходимо показать квалифицированным специалистам.

Косвенные признаки аутизма можно разделить на три основных группы: социальные симптомы; проблемы коммуникации; монотонность (стереотипность) поведения.
Социальные симптомы аутизма у детей:
• Малыш избегает смотреть в глаза;
• Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
• Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
• Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
• Малыш не копирует поведение взрослых;
• Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
• В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

Трудности коммуникации
• Ребенок демонстрирует задержку речевого развития (мало и неохотно говорит), либо регресс речевых навыков (говорит все меньше и меньше);
• Малыш не интересуется окружающим миром (что свойственно детям в возрасте 2,5-3 года);
• Ребенок редко улыбается вообще и никогда не улыбается в ответ;
• Ребенок не реагирует на просьбы, не вступает в диалог (либо вступает с большим трудом);
• Малышу явно не нравится играть с другими детьми или со взрослыми – никакие коллективные игры его не интересуют;
• Нередко в речи ребенка присутствуют несуществующие слова или он повторяет то, что только что услышал от взрослого (такое явление называется эхолалия);
• Кроме того, дети-аутисты часто говорят о себе в третьем лице.

Монотонность поведения
• Малыш безостановочно повторяет одни и те же простые движения;
• Ребенок либо не способен вовсе к адаптации, либо с огромным трудом приспосабливается к новым условиям жизни (даже появление новых предметов в комнате, или же новой одежды, новой посуды может его пугать и нервировать);
• Также малыш с трудом «терпит» присутствия в его обществе незнакомых ему людей;
• Как правило, дети-аутисты демонстрируют строгую приверженность распорядку дня;
• Малыш крайне избирателен в еде (ест только строго ограниченный набор продуктов или блюд и отказывается от чего-то нового).

Ранние симптомы аутизма у детей до года
Первые признаки аутизма у ребенка внимательные родители могут заметить еще до года. В первые месяцы жизни такие малыши проявляют меньший интерес к ярким игрушкам, менее подвижны, у них скудная мимика. По мере взросления (в возрасте 5-6 месяцев) груднички с аутизмом практически не интересуются находящимися рядом предметами, не пытаются их схватить, при этом мышечный тонус рук у них развит нормально.

Методы диагностики аутизма
Внешние клинические признаки аутизма у ребенка первого года жизни практически отсутствуют и только опытным родителям, имеющим более 1 малыша в семье, удается заметить какие-либо отклонения в развитии, с которыми они обращаются к врачу. Если в семье или в роду уже есть случаи аутизма, то крайне важно внимательно наблюдать за ребенком и вовремя обратиться за медицинской помощью при необходимости. Чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем легче ему будет адаптироваться в окружающем мире и обществе.

Основными методами диагностики аутизма у детей являются:
• проведение тестов со специальными опросниками;
• УЗИ головного мозга – позволяет выявить или исключить повреждения и аномалии строения головного мозга, которые могут провоцировать симптомы заболевания;
• ЭЭГ – проводят с целью выявления эпилепсии, так как иногда аутизм может проявляться эпилептическими припадками;
• осмотр ребенка отоларингологом и проверка слуха – это необходимо для исключения задержки развития речи ввиду тугоухости.

На сегодняшний день никаких лекарств от аутизма не существует. Фармакологически можно лишь нивелировать некоторые сопутствующие симптомы болезни: например, облегчить бессонницу или снизить агрессивность. Но вылечить аутизм как таковой не способна никакая таблетка, никакой аппарат и никакой прибор. Самый действенный и эффективный способ «излечения» от большинства из аутистических расстройств – постоянное наблюдение и долговременная коррекция. В каждом конкретном случае – по своей особой программе. Чем раньше начать коррекционную работу с ребенком аутистом – тем с большей вероятностью конкретно этот ребенок в будущем сможет адаптироваться во «взрослом» мире.

Родители, чьим детям поставлен диагноз аутизм, должны понимать, что это отнюдь не является приговором. Правильный уход за малышом, создание и обеспечение благоприятной обстановки в семье и регулярные занятия со специалистами помогают такому пациенту вырасти полноценным человеком, получить образование и создать семью.

Аутизм: первые признаки

Расстройства аутистического спектра (РАС) влияют на мышление, восприятие, внимание, социальные навыки и поведение. У человека с РАС могут появляться сужение интересов, нарушения коммуникации и речевых способностей.

Всемирная организация здравоохранения приводит ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по поводу РАС (ВОЗ, 2016).

Что такое аутизм

Расстройства аутистического спектра — это группа сложных расстройств развития мозга. Зонтичный термин охватывает такие состояния, как аутизм и синдром Аспергера. Для таких расстройств характерны трудности социального взаимодействия и коммуникации, а также ограниченный и повторяющийся круг интересов и занятий.

Насколько широко распространен аутизм

Считается, что один ребенок из 160 детей имеет какое-либо расстройство аутистического спектра. Это усредненная оценка, которая варьируется в разных исследованиях. По некоторым недавним оценкам, показатели значительно выше.

Всегда ли люди с аутизмом страдают от умственной отсталости

Уровень умственной деятельности у людей с РАС варьирует в чрезвычайно широких пределах — от тяжелого нарушения функций до превосходных невербальных когнитивных навыков. Около 50% людей с РАС страдают также от умственной отсталости.

Читайте также:  Лечение асфиксии новорожденных

Насколько рано можно распознать аутизм у ребенка?

Распознать расстройство аутистического спектра у детей до 12 месяцев сложно, но в возрасте двух лет диагностирование обычно возможно. Характерны задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения (стереотипии — эпизоды бесцельно повторяющихся действий, движений, слов или отдельных звуков).

Существуют несколько признаков, которые могут свидетельствовать о РАС. Близкие люди должны обратиться к специалистам, если:

  1. ребенок не улыбается, не проявляет радости в возрасте 6 месяцев и более;
  2. не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку;
  3. у него нет эмоциональной мимики в возрасте от 9 месяцев;
  4. нет лепета в возрасте 12 месяцев;
  5. нет обычных жестов: не показывает на что-то пальцем, не тянет руку, чтобы дотянуться или помахать на прощание, в возрасте 12 месяцев;
  6. нет никаких слов в возрасте 16 месяцев;
  7. нет осмысленных фраз из двух слов (без подражания или повторения) в возрасте 24 месяцев;
  8. нет реакции на обращение по имени в возрасте 10 месяцев;
  9. были, но «пропали» речь (или лепет) или социальные навыки в любом возрасте.

Как развиваются дети с РАС

Характерные особенности поведения малыша при угрозе формирования син­дрома детского аутизма можно обнаружить, если ребенок пытается дозировать эмоциональный кон­такт, не проявляет активность и инициативу в непосредственном обще­нии.

Слабый эмоциональный контакт

У такого ребенка бывает недостаточно развернут и выражен «комплекс оживления», он не исследует материнское лицо, не имитирует его выражение, не ловит, не отслеживает и не предвосхищает взгляд и эмоциональную реакцию взрослого.

Малыш редко адресует взрослому вокализации (различные звуки), направленный взгляд, а за­тем указательные жесты и первые вер­бальные обращения. Ребенок не стремится поделиться с близкими своим удовольстви­ем и другими ощущениями. Он не всегда или слабо откликается на обра­щение, эмоциональную оценку взрослого.

Таким детям тяжело дается физическое расставание с матерью. Именно в это время становится особенно заметным, что ребенок «не слышит» обращения, не реагирует на соб­ственное имя, не ощущает реальную опас­ность.

Особенности деятельности и речи

В период от 1,5 до 2,5 лет малышу становится сложнее направлять и удерживать внимание на задаче его деятельности в данный момент. У него не развивают­ся подражание и исследовательская актив­ность, не усложняются манипуляции с игрушками.

Становятся все более выражен­ными отставание и своеобразие речевого развития, не направленного на коммуни­кацию; закрепляются характерные стерео­типные движения и действия с предметами.

Появляются и усиливаются тревожность, страхи, дискомфортные состояния, все бо­лее заметны трудности принятия всего но­вого; при этом малыш часто не может пожа­ловаться, принять помощь близких.

Сложности адаптации

О нарушениях в развитии способности к адаптации можно судить по ранней фиксации меха­нических средств аутостимуляции (самораз­дражения, двигательных разрядов и стерео­типной манипуляции предметами), которые и в дальнейшем используются ребенком как для уменьшения дискомфорта, так и для возможности пережить сильное позитив­ное впечатление.

Такая особая сосредоточенность ре­бенка на избирательных сенсорных впечат­лениях начинает мешать развитию ориентации на близкого человека, и без того исходно слабой.

Как проявляются РАС

Проблемы с социальным взаимодействием. Ребенок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.

Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут.

Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету.

Главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).

Нарушения в общении. Ребенок мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ, или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете.

Другие признаки

  1. Эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником).
  2. Снижение чувствительности к боли.
  3. Стереотипии (регулярно повторяющиеся движения, звуки).
  4. Самостимуляция в различных формах: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока.
  5. Самоповреждение; снижение чувства самосохранения; невозможность понимать социальные сигналы.
  6. Непонимание переносного смысла, иронии, намеков.
  7. Невозможность изменять свое поведение в зависимости от ситуации.
  8. Избирательность в еде, проблемы с приемом пищи.
  9. Сложности с засыпанием.
  10. Приступы агрессии, гнева.
  11. Гиперактивность. Снижение концентрации.
  12. Неумение проявить эмпатию, понять чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.

Баенская Е.Р. Ранняя диагностика и коррекция РАС в русле эмоционально-смыслового подхода // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 2.

Детский аутизм: диагностика и коррекция. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Авторы — Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. СПб., «Дидактика Плюс», 2004.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., «Теревинф», 2007.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М. М., Костин И. А., Веденина М. Ю., Аршатский А. В., Аршатская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. М., «Теревинф», 2011.

Солдатенкова Е.Н. Технология обследования ребенка с РАС в условиях приема на ПМПК // Материалы к Всероссийской научно-практической конференции «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования»/ под. ред. С.В.Алехиной. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2015. 196 с.

Солдатенкова Е.Н. Преодоление коммуникативного барьера как одно из условий включения детей с РАС в образование // Российский научный журнал. — № 6(49), 2015.

Сошинский С.А. Как зажигается свеча. М., Образование и здоровье. 2004.

Ульянова Р.К., Ульянов К.Н. Обучение и воспитание аутичных детей, подготовка их к школе в процессе трудовой и изобразительной деятельности. М., 2013.

Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности в норме и при аутистических нарушениях // Аутизм и нарушения развития. 2004. № 3.

Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ

Первые признаки аутизма

Аутизм нельзя распознать до появления ребенка на свет. Но пока ребенок совсем маленький, даже врач не всегда может обнаружить и правильно оценить тревожные симптомы. Поэтому именно на родителей возлагается ответственность за своевременную оценку состояния ребенка. Необходимо внимательно наблюдать за ним и при малейших сомнениях обращаться к медикам для полного обследования. Диагноз «аутизм» ставится не по одному симптому. Необходимо наличие как минимум трех характерных признаков:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Симптомы аутизма проявляются в первые месяцы жизни ребенка.

Признаки детей – аутистов до года.

  1. Нарушен «комплекс оживления», характерный для нормально развивающихся младенцев. «Комплекс оживления» (КО)– понятие, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций.
  2. К КО относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Кроме выражения эмоций КО выступает в функции общения младенца со взрослыми людьми, в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать тот или иной компонент. Формирование КО происходит, начиная с 3й недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем – улыбка, вокализация (гуление) и двигательное оживление. В возрасте 3-4 месяцев происходит видоизменение КО в более сложные формы поведения.
  3. Аутичный ребенок этого возраста (примерно 3 неделя жизни) слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Позднее сверстников начинает узнавать мать, но даже узнав не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход.
  4. Внимание может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков.
  5. Наблюдаются двигательные стереотипы: может часами раскачиваться в коляске/ кроватке, однообразно размахивать руками, длительно издавать одни и те же звуки.
  6. Сосредоточен только на себе. Он равнодушен к окружению, не улыбается и не узнает родных, не ловит взгляд. Родным тяжело привлечь внимание малыша, что создает впечатление, наличия у ребенка проблем со слухом и зрением. Характерен отсутствующий, неподвижный взгляд «мимо», «сквозь» человека.
  7. Сопротивление прикосновениям. Может кричать при попытках взять на руки.
  8. Значительное ослабление реакции на позу кормления: малыши не выказывают оживления, не ищут грудь, выглядят равнодушными. Незначительно выражение удовольствия после кормления.
  9. Искажена реакция на дискомфорт. Совсем слабые звуки и голоса могут вызвать испуг и плач, более сильные аналогичные раздражители – лишь похныкивание.

Признаки детей – аутистов в возрасте от 1 года до 3 лет

  1. С трудом развивает эмоциональные отношения с людьми, в том числе с ближайшими родственниками (матерью, отцом). Он не радуется их приходу, не огорчается, когда его оставляют одного, не допускает близкого телесного контакта.
  2. С трудом развиваются речевые навыки. По сравнению со сверстниками меньше пытаются разговаривать, отличаются скудным словарным запасом, в речи больше гласных звуков.
  3. Практически не сопровождают жесты словами и намного меньше пытаются комбинировать слова.
  4. Не обращаются с просьбами к родителям, не задают вопросов. Характерны эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений (произносит личные местоимения так же, как их слышит, не меняя в соответствии с контекстом).
  5. Существенно отстают от сверстников в развитии навыков самообслуживания и cамосохранения. Часто имеются нарушения тактильного чувства (ощущения боли, холода, жара и т. д.).
  6. Не умеют играть с игрушками или играют своеобразно, например – выкладывая предметы в ряд. У них отсутствует абстрактное мышление.
  7. Игры со сверстниками практически отсутствуют. Не любят, когда к ним подходят посторонние люди, не взаимодействуют при каких-либо общих действиях.
  8. Характерны внезапные вспышки агрессии по незначительному поводу или вовсе без повода. Часто вспышки ярости направлены на себя или близких людей.
  9. Повторяются цикличные действия. Например: могут дергать ногой, потирать руки, раскачиваться, смотреть на вращающиеся предметы в течение долгого времени.
  10. Питание однообразно и подчинено ритуалам (для приема пищи необходим определенный порядок действий, вне которого даже чувство голода не заставит ребенка сесть за стол).

Признаки детей – аутистов 3-5 лет

  1. От коллективной игры отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии манипулирования предметом.
  2. Свойственны стереотипные механические движения и действия. Например: может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу.
  3. Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результат – «уход в себя», либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении ломать все. Наблюдаются вспышки самооагрессии, возникающей при малейшей неудаче.
  4. Могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В известном американском фильме «Человек дождя» актер Дастин Хоффман изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.
  5. Как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.
  6. Не воспринимая своего «Я», не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей, научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

Несмотря на странности в поведении, заметные даже в младенческом возрасте, родители детей – аутистов обычно обращаются к врачу не раньше двух лет.

Без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальные способности.

Чем раньше родители обратятся к специалистам для обследования и терапии, тем выше шанс, что ребенок будет адаптирован и сможет в дальнейшем самостоятельно жить и обслуживать себя.

Ссылка на основную публикацию