Половое созревание девочек: физические, гормональные и психологические изменения

Что предпринять?

Болезненные менструации, скудные или слишком сильные выделения – симптомы для обращения к детскому гинекологу. Если месячные долго не начинаются, вспомните, когда у девочки появись вторичные половые признаки. Нормальным считается, если с этого момента прошло не более двух лет.

В противном случае стоит проконсультироваться у гинеколога-эндокринолога. Доктор поможет выявить первопричину задержки и назначит лечение. Врачи выделяют несколько вероятных причин отставания женского полового развития:

  • стрессовые факторы;
  • гормональный сбой;
  • недобор веса;
  • генетические заболевания.

У девочек отмечается стремительный скачок роста, который за год может достигать 10–12 см. Признаком пубертатного роста считается его непропорциональность: отдельные части тела увеличиваются в размерах быстрее остальных.

Гормональные изменения

У девочек особенности течения пубертатного периода вызваны циркулирующими в крови гормонами.

Первичный механизм, который запускает выработку гонадотропин-рилизинг фактора в гипоталамусе, до сих пор неясен. Независимо от механизма, этот процесс идет постепенно. Об этом свидетельствует медленно повышающаяся в течение нескольких лет концентрация гонадотропных гормонов и эстрогенов.

Под действием этого фактора сначала во время сна, а затем и в другое время суток активируется синтез лютеинизирующего гормона. Позднее, примерно с 10-11 лет начинает выделяться и фолликулостимулирующий гормон. Активность этих двух веществ выравнивается в течение года. После начала месячных секреция гонадотропных гормонов приобретает цикличный характер.

Гипофиз, помимо гонадотропинов, во время пубертата выделяет и небольшое количество пролактина – гормона, влияющего на развитие молочных желез.

Усиливается синтез надпочечниками стероидных гормонов – андрогенов. У девочек их концентрация нарастает с 6-7 лет, но не оказывает существенного влияния на половое развитие.

Повышение в плазме уровня гонадотропных гормонов приводит к стимуляции яичников, в результате эти органы начинают синтезировать эстрадиол – женский половой гормон. Он отвечает за развитие вторичных половых признаков – рост молочных желез, перераспределение жира и другие. Яичники увеличиваются в объеме от 0,5 см 3 до 4 см 3 .

Под действием эстрадиола развивается и матка. Если у маленьких девочек она имеет каплевидную форму, шейка составляет до 2/3 длины всего органа, то во время полового созревания она становится грушевидной, а ее тело увеличивается в размере относительно больше, чем шейка.

Волнообразные колебания уровня фолликулостимулирующего гормона и сопровождающие это изменения количества эстрогенов вначале не достигают необходимой для овуляции концентрации. Однако эндометрий в матке более чувствителен, и в нем происходят подготовительные процессы к смене пролиферации и регресса. Когда количество гормонов достигнет определенного пикового уровня, возникает менархе. В это время матка уже полностью готова к циклическим изменениям.


Усиливается синтез надпочечниками стероидных гормонов – андрогенов. У девочек их концентрация нарастает с 6-7 лет, но не оказывает существенного влияния на половое развитие.

Пубертатный период у девочек. Возраст, признаки полового созревания, психология

Пубертатный период в наше время проходит по-другому, его начало и длительность у девочек отличается от поколения их бабушек, девочки иначе себя ведут и быстрее взрослеют. Девушки во время пубертата крайне эмоциональны и восприимчивы, их поведение меняется, поэтому задача родителей – помочь им справиться с периодом взросления.

Пубертатный период у девочек наступает в 12 лет, возможны некоторые отклонения вперёд или назад на 1-2 года. Заканчивается ориентировочно в 16 лет. Нет чёткого ответа на вопрос, когда начинается и какова продолжительность пубертата, ведь каждый организм индивидуален. Если у матери было позднее половое развитие, то, вероятно, дочь унаследует это.

Психологические последствия разных темпов полового созревания

Подростки в период интенсивных изменений тела и физиологии организма чаще всего испытывают смешанные чувства смущения, стыда и удовлетворения от осознания новых функций своего тела, способного к репродуктивной функции. Известный отечественный психолог Е. Т. Соколова подчеркивает, что осознание человеком своей телесности «представляет собой такой же познавательный процесс, что и познание (отражение) объектов внешнего мира и других людей» [67|. Влияние раннего и позднего физического созревания на социализацию и адаптационные возможности подростков доказаны многими исследованиями. Их результаты в целом показывают, что акселерация чаще связана с положительной самооценкой, а позднее созревание — с отрицательной, однако эта закономерность не универсальная и в большей степени работает в отношении мальчиков [62]. Последствия раннего и позднего созревания для юношей представлены на рис. 1.5.

Рано созревающие мальчики уверены в себе, они успешнее в спорте и пользуются популярностью среди девушек. В старших классах они чаще становятся лидерами, что еще больше повышает их социальный статус. Возможность выглядеть старше расширяет область их интересов и активность как в познавательной сфере, так и в общении. Важно, что взрослые относятся к таким подросткам с большим уважением, обращаются с ними как с компетентными и равными по статусу партнерами. У быстро созревших мальчиков-иодростков больше привилегий и они могут раньше приобщиться к миру взрослых.

Рис. 1.5. Последствия раннего и позднего созревания для юношей 24

Однако помимо преимуществ, акселерация имеет и недостатки. Взрослые, выделяя зрелость подростков, больше требуют от них, предъявляя зачастую уже взрослые стандарты. Таким подросткам не прощаются безделье и «дуракаваляние». С трудностями рано созревающие подростки сталкиваются и в отношении формирования сексуальности. Окружающие и здесь часто ожидают от них поведения, соответствующего старшему возрасту, несмотря на эмоциональную и личностную незрелость таких подростков. Быстро взрослеющие юноши скорее окажутся во взрослой компании, употребляющей алкоголь или наркотики, чем их сверстники с замедленными темпами созревания. Кроме того, рано созревшие подростки получают меньше времени на адаптацию к резко меняющемуся гормональному и физиологическому статусу, что повышает их тревожность и эмоциональную неуравновешенность.

Позднее созревание ведет к развитию чувства неполноценности у юношей, так как физическая незрелость снижает популярность. Мальчики, отстающие от сверстников в росте и весе, часто становятся застенчивы и замыкаются в себе в результате социально индуцированной неуверенности, вплоть до развития негативной Я-концепции. Другой вариант развития на фоне замедленного физиологического созревания — чрезмерное беспокойство, повышенная подвижность и присвоение роли «шута» в компаниях сверстников. Шумное, вызывающее поведение призвано компенсировать низкий социометрический статус. Отношения таких подростков с родителями, как правило, неблагоприятные. Замедленное созревание может привести к возникновению вторичных дефектов в формировании личности подростков, которые став взрослыми и давно догнав сверстников в физическом развитии, тем не менее сохраняют негативные социальные установки, а неадекватная самооценка осложняет становление уже профессиональной идентичности.

В отношении созревания девочек наиболее благоприятны темпы развития около средних показателей [62]. Влияние акселерации и замедленных темпов созревания на девочек отражено на рис. 1.6.

Слишком быстрое и слишком медленное физическое развитие может привести к глобально негативной самооценке у девочек. Девушка, опережающая в созревании своих сверстниц, выделяется ростом и округлыми формами тела. Она часто испытывает стеснение от того, что не такая как другие. Однако в старших классах, когда начинается массовое созревание одноклассниц, такая девушка становится наиболее популярной, ее внешности завидуют сверстницы, а старшеклассники обращают на нее внимание. Кроме того, современная культура поддерживает раннее созревание. Вместе с тем родители часто относятся к раннему созреванию настороженно и ограничивают социальные контакты своих дочерей.

Трудности в период адаптации к меняющемуся телу и переход от позиции ребенка к новому статусу девушки в случае раннего созревания приводят к тревожности, эмоциональным переживаниям и ухудшению академической успеваемости. Несмотря на это к концу пубертата в 16—17 лет уровень самооценки и показатели тестов на социальную и семейную адаптацию у рано созревающих девушек выше, чем у их поздно созревающих

Рис. 1.6. Последствия раннего и позднего созревания для девочек

сверстниц. Их межличностные отношения достаточно благополучны, но положительный эффект раннего созревания для девушек носит скорее противоречивый характер.

Основное следствие замедленного физического развития — временная потеря социального статуса. Популярность поздно созревающих девочек чрезвычайно низка, их редко приглашают на совместные вечеринки и мальчики почти не обращают на них внимания. Вместе с тем такие девочки мало подвержены риску ранних сексуальных отношений и критике со стороны взрослых. Поздно созревающие девочки совпадают в физическом развитии с мальчиками-сверстниками и скорее могут рассчитывать на успех среди одноклассников в старших классах.

Несмотря на то что физические различия в росте, мужественности, пропорциях тела с возрастом стираются, психологические последствия дают о себе знать. Бывшие подростки-акселераты, став взрослыми, отличаются от своих сверстников стабильно высокими показателями социализации, доминирования, ответственности и самоконтроля. Тогда как подростки, отстававшие в темпах созревания, в зрелости отличаются от сверстников большей гибкостью поведения и конформностью. Исследователи, получившие эти результаты, предполагают, что у подростков-акселератов формируется тип личности, более благоприятный с точки зрения социальных качеств [13]. Мальчики-подростки, рано прошедшие пубертат, часто вырастают в профессионально успешных мужчин, с хорошо развитым самоконтролем и способностью принимать на себя ответственность. Позднее развитие может влиять на формирование зависимости, вспыльчивости и ранимости у юношей. Скорость физического развития девочек-подрост- ков, по данным исследований, оказывает меньшее влияние на формирование особенностей личности и в дальнейшем не дает никаких преимуществ в социальном развитии.

Конформность (от лат. conformis — подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Замедленное половое развитие у мальчиков ведет к усилению психической неуравновешенности и повышению тревожности. Мальчики-подростки склонны воспринимать запаздывающее половое созревание как недостаток мужественности, что заставляет их чувствовать себя неадекватно и совершать аффективные действия.

Отставание в половом развитии оказывает влияние на формирование личности не напрямую (как физиологическое явление), а через социальные контакты, стереотипы и оценки. Статус подростка в группе во многом зависит от его внешних особенностей, и дети с физическими отклонениями или недостатками, к сожалению, часто подвергаются социальному остракизму. Подростки, соперничающие за статус, популярность и внимание сверстников, бывают жестоки в оценке окружающих. В то же время практически все подростки чрезвычайно чувствительны к внешним оценкам и мнению сверстников. Поэтому одна неловкая фраза или критичное указание на какой-нибудь недостаток (даже мнимый) может привести к серьезным негативным последствиям в самооценке подростка и его популярности в группе.

В психологии высказывается и альтернативная точка зрения. Так, Р. Бэррон считает, что позднее созревание открывает возможность для более глубокой интеграции личности и проработки внутренних конфликтов. Сравнительный анализ интервью испытуемых в подростковом возрасте (12—15 лет) и в зрелости (40—50 лет) показал, что в числе наиболее благополучных и психически здоровых взрослых оказались многие из тех, кто в подростковом возрасте испытывал серьезные трудности в построении половой идентичности и формировании образа тела [17].

Рано созревающие мальчики уверены в себе, они успешнее в спорте и пользуются популярностью среди девушек. В старших классах они чаще становятся лидерами, что еще больше повышает их социальный статус. Возможность выглядеть старше расширяет область их интересов и активность как в познавательной сфере, так и в общении. Важно, что взрослые относятся к таким подросткам с большим уважением, обращаются с ними как с компетентными и равными по статусу партнерами. У быстро созревших мальчиков-иодростков больше привилегий и они могут раньше приобщиться к миру взрослых.

Взросление девочек

Переходный возраст — время, полное новых открытий и трудностей. Взросление и половое созревание дочерей порой даже для их родителей проходит непросто и неоднозначно — физически современное поколение взрослеет всё в более раннем возрасте (менструации у современных девочек-подростков начинаются гораздо раньше, чем было у их бабушек, мам). Тут появляются и нарушения цикла, раннее половое созревание и прочие специфические проблемы. Это порождает беспокойство и у мам, и у дочерей, но поговорить о деликатных вопросах бывает трудно. Что ж, обсудим «женские секреты».

Девушки с ранним началом половой жизни рискуют наделать огромное количество ошибок и заработать массу неприятных последствий, которые могут печально отразиться на их последующей жизни — неправильное использование тех же контрацептивов (по совету подружки, а не врача) может привести к нарушениям в гормональном фоне. Нежелательная беременность, аборт — приводят к другим проблемам со здоровьем и даже к бесплодию. Самой важной задачей взрослых в этот момент становится объяснение девушке, что появление влюблённости, физических изменений, сексуального влечения — ещё не взрослость, а всего лишь действие гормонов. Взросление — в голове, в обдуманных самостоятельных поступках, взвешенных решениях, в жизненном опыте.

Как проявляется

Активизация половых гормонов запускает физическое изменение тела девочки и влияет на ее психологическое состояние. Самые яркие, заметные составляющие полового взросления на физическом уровне: рост груди и начало первых месячных.

Основные физические и психологические признаки переходного возраста у девочек такие (проявляются в той или иной степени):

  • гормональная нестабильность приводит к угревой сыпи на лице, спине, груди;
  • стремительный, скачкообразный рост организма, который нередко проходит болезненно из-за непропорционально высокой скорости развития костей;
  • увеличивается грудь;
  • расширяются тазовые кости;
  • изменяется форма тела, появляются жировые отложения, свойственные женскому полу, которые защищают детородные органы от переохлаждения, — на животе, бедрах;
  • появляются вагинальные выделения;
  • приходит первая менструация (менархе);
  • появляется повышенная потливость;
  • начинают расти волосы на лобке и в подмышечных впадинах;
  • гормональные изменения приводят к эмоциональной нестабильности, уязвимости, влечению к противоположному полу,
  • появлению сексуальных ощущений.

Активизация половых гормонов запускает физическое изменение тела девочки и влияет на ее психологическое состояние. Самые яркие, заметные составляющие полового взросления на физическом уровне: рост груди и начало первых месячных.

Читайте также:  Тяжесть в желудке: что делать, причины, при беременности, лечение

Оволосение

Пубархе — оволосение лобковой области — начинается в 10 — 12 лет. Растущие волосы на лобке образуют треугольник, основание которого располагается на нижней линии живота. Возможны отдельные волосы, поднимающиеся к пупку. Но если волосяной покров плотно застилает всю область, образуя ромб, следует обратиться к гинекологу-эндокринологу.

К 13 — 15 годам появляются волосы в подмышечной области и на ногах. Жесткость, цвет и форма волос индивидуальна и зависит от генетической предрасположенности.

Оволосение в подмышках:

  • Ах0 — оволосения нет;
  • Ах1 — оволосение единичными прямыми волосками;
  • Ах2 — появление волосяного покрова в середине подмышечной впадины;
  • Ах3 — оволосение всей подмышечной области.

Оволосенение лобка:

  • Pb0 — оволосения нет;
  • Pb1 — оволосенение единичными прямыми волосками;
  • Pb2 — появление волосяного покрова в центре;
  • Pb3 — оволосенение всей лобковой области по горизонтальной линии.


Во время менструации молочные железы могут быть напряжены, несколько болезненны. Также у многих девушек и женщин на момент перед и в течении кровотечения отмечаются ноющие боли в низу живота, у некоторых — дискомфорт в области желудка или кишечника. Всё это может сопровождать mensis (менструацию) в норме.

Психологические изменения в подростковом возрасте у девочек

Бурные гормональные скачки сказываются на резкой смене настроения у девочек в пубертате. Эмоциональные перепады от радости до беспричинной грусти наблюдается в течение дня. В этом возрасте девушки часто страдают от заниженной самооценки, которая становится следствием недовольства собственным телом. Акне, лишний вес, повышенная сальность волос, неравномерный рост груди — основные причины перепадов настроения и чрезмерной самокритичности девочек-подростков. Их может волновать жесткость волос и их обилие на ногах и в подмышечных впадинах. Это зависит от генетической предрасположенности, однако большинству подростков кажется неэстетичным и становится дополнительным раздражающим психику фактором.


Близких девушки должно насторожить отсутствие у нее до 16 лет менструации, достаточного роста груди к 13 и скудное оволосение тела к 14 годам. Задержкой полового развития считается также несоответствие роста и веса пубертата, недоразвитость половых органов, которая выявляется после гинекологического обследования. Все эти признаки являются следствием аномалий развития головного мозга, наличия в нем кист и опухолей, регулярных сильных физических нагрузок, стрессов, недоедания вплоть до истощения. Для эффективного и быстрого лечения родителям следует обратиться за помощью к врачам на ранних стадиях развития у девочки патологий.

Какие последствия раннего полового созревания?

В РФ пубертатной нормой считается период для подростков с 9 до 15 лет. Под пубертатом подразумевают момент начала роста молочных желез, а не первую менструацию. Через два года у девочки появляются первые волосы на лобковой части и должны начаться менструальные выделения, средний показатель возраста созревания по стране — от 12 до 13 лет. Первые пару лет менструальный цикл может быть не регулярным, если данного вида выделения так и не появились к 16 годам, необходимо обратиться к врачу в срочном порядке. Половое созревание девочки характеризуется растущим тазом, узкой талией и жировыми отложениями в области бедер, груди, ягодиц и лобка.

Основные неприятные последствия:

  • нарушение роста;
  • возникновение проблем с яичниками;
  • гормональные нарушения в дальнейшей жизни девочки.

Основные неприятные последствия:

Различия между мальчиками и девочками

Как упоминалось выше, период полового созревания у мальчиков и девочек имеет свои отличительные особенности, с которыми желательно ознакомиться. Сначала стоит поговорить о представительницах слабого пола, которые постепенно становятся женщинами. Итак, женскому организму свойственны следующие перемены:

— повышенная выработка гипофизом женского гормона под названием эстроген;

— рост молочных желез, болезненность груди при пальпации;

— неожиданный скачок роста;

— развитие половых органов, в частности, матки и яичников;

— появление первой менструации;

— интенсивная угревая сыпь, симптомы Акне;

— исчезновение подростковой угловатости, появление женственности и эстетичного силуэта.

Рассказать девочке о переменах в ее организме должна заботливая мама, мало того, нужно помощь ей выбрать свой первый бюстгальтер и научиться контролировать приход менструации при помощи обычного календаря. Ничего сложного, главное — не оставаться безучастной к судьбе подрастающей дочери.

Что же касается мужских организмов, то и здесь наблюдается достаточное количество перемен, физиологических изменений. Как правило, это:

— интенсивная выработка мужского полового гормона под названием тестостерон;

— увеличение мошонки, рост яичек, появление волосяного покрова на лобке;

— резкий скачок роста в возрасте 14 лет;

— увеличение в размерах грудной клетки;

— кратковременная болезнь сосков при пальпации;

— интенсивное нарастание мышечной массы;

— изменение тембра голоса — «ломка»;

— интенсивный рост растительности на лице;

— угревая сыпь и признаки акне;

Такие перемены сложно не заметить, а у подростка они вообще вызывают массу вопросов и полное понимание. Чтобы избавить собственное чадо от моральной травмы, рекомендуется заранее поговорить с ним на взрослые темы и морально настроить к предстоящим переменам.

Такие перемены сложно не заметить, а у подростка они вообще вызывают массу вопросов и полное понимание. Чтобы избавить собственное чадо от моральной травмы, рекомендуется заранее поговорить с ним на взрослые темы и морально настроить к предстоящим переменам.

Ребенок и уход за ним

Авторы: Спок Б.

* Физиологические изменения *

548. Половое созревание девочек.

Под половым созреванием я имею в виду двухлетний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом.У мальчиков нет такого ярко выраженного события, поэтому разговор о половом созревании я начинаю с девочек.
Прежде всего необходимо помнить, что половое созревание не наступает у всех в одном и том же возрасте. У большинства девочек оно начинается в 11 лет и первый менструальный цикл бывает двумя годами позже – в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начинается только в 13 лет. В исключительных случаях половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более позднее или раннее половое созревание не означает неправильного функционирования желез внутренней секреции. Это означает только, что они работают по разным расписаниям. Это индивидуальное расписание, вероятно, наследственная черта если половое созревание у родителей наступило позже, чем у других, то у их детей оно тоже обычно наступает позже.
Давайте проследим за половым созреванием девочки, которое начинается в 11 лет. В 7-8 лет она вырастала на 5-6 см в год. К 9 годам скорость роста снижалась до 4 см в год, как будто природа нажала на тормоза. Но вдруг к 11 годам тормоза отпускаются. В следующие два года девочка будет стремительно тянуться вверх со скоростью 8-10 см в год. Она будет прибавлять в весе 4,5-9 кг в год вместо 2-3,5 кг, как в предыдущие годы, но при этом не становится полнее. Ее аппетит становится “волчим”, чтобы поспеть за таким буйным ростом. Происходят и другие изменения. В начале полового созревания у девочки увеличатся молочные железы. Сначала увеличивается и немного выпячивается околососковый кружок. Затем вся молочная железа принимает соответствующую форму. В первый год или полтора молочная железа девочки имеет коническую форму. Но ближе к началу менструального цикла она становится более округлой. Вскоре после того как начинает оформляться молочная железа, вырастают волосы в области половых органов. Позднее волосы вырастают и под мышками. Бедра расширяются. Строение кожи меняется.
В 13 лет у девочек обычно начинаются менструации. К этому времени ее тело становится телом взрослой женщины. Она почти достигает того роста и веса. который остается надолго. С этого времени ее рост замедляется. За год после начала менструального цикла девочка, вероятно, вырастет на 4 см, а за следующий год – только на 2 см. У многих девочек менструации бывают нерегулярными и не каждый месяц в первый год или два. Это не означает какую-то патологию.

549. Половое созревание начинается по-разному.

У многих девочек половое созревание начинается намного раньше, а других – намного позже. Если оно начинается у 8-9-летней девочки, она, естественно, будет чувствовать неловкость и смущение среди своих подруг по классу, которые видят, как она быстро растет и оформляется в женщину. Но не каждую девочку это волнует. Все зависит от степени ее душевного спокойствия и от ее желания и готовности превратиться в женщину. Если у девочки хорошие отношения с матерью и ей хочется походить на нее, то она будет довольна своим бурным ростом, несмотря на то, что опережает своих сверстниц. Но, если девочка недовольна своей принадлежностью к женскому полу (например, из-за ревности к своему брату) или она боится стать взрослой, ее напугают и расстроят признаки раннего полового созревания.
Девочка, у которой половое созревание задерживается, тоже беспокоится. Бывает, что в 13 лет у девочки не появилось ни одного признака полового созревания, в то время как на ее глазах остальные девочки сильно выросли. Сама она пока еще находится в стадии замедленного роста, которая предшествует половому созреванию. Девочка чувствует себя недоразвитой коротышкой. Ей кажется, что она хуже других. Такую девочку нужно успокоить и уверить, что ее половое развитие начнется так же наверняка, как бывает восход и заход солнца. Если у матери или других родственников половое созревание началось поздно, девочке нужно об этом сказать.
Кроме возрастных, существуют и другие вариации начала полового развития. У некоторых девочек волосы в области половых органов вырастают раньше, чем оформляются молочные железы. И совсем редко волосы под мышками бывают самым первым признаком (а не последним, как в большинстве случаев). Обычно проходит 2 года со времени появления первого признака полового развития до первой менструации. Если половое созревание начинается в более раннем возрасте, оно, как правило, протекает быстрее – меньше чем 1,5 года. У тех девочек, чье половое развитие началось в более позднем возрасте, оно обычно длится дольше 2 лет, прежде чем начнется первая менструация. Иногда одна молочная железа развивается раньше чем другая. Это обычное явление и ничего не означает. Та грудь. что развилась раньше, так и останется увеличенной по сравнению со второй на протяжении всего периода полового созревания.

550. Половое созревание мальчиков.

Оно начинается в среднем на 2 года позже, чем у девочек. Если у девочек половое созревание начинается в среднем в 11 лет, то у мальчиков в 13 лет. Оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков – и дольше. Мальчик начинает расти с удвоенной скоростью. Его половые органы интенсивно развиваются и вокруг них вырастают волосы. Позже начинают расти волосы под мышками и на лице. Голос ломается и становится ниже.
За двухлетний период тело мальчика почти завершает превращение в мужчину. В последующие 2 года его рост будет медленно увеличиваться на 5-6 см и затем практически остановится. Мальчик, так же как и девочка, может пережить период физической и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управлять своим новым телом и новыми чувствами. Так же как его голос, то высокий, то низкий, он сам одновременно и мальчик, и мужчина, но уже ни тот, ни другой.
Здесь уместно поговорить о трудностях взаимоотношений между мальчиками и девочками в школе в период полового созревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочки практически на 2 года старше мальчика того же возраста.
Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более ” взрослые ” интересы. Ей хочется ходить на танцы и принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает постыдным обращать внимание на девчонок. В этот период при организации внеклассных мероприятий лучше объединять различные возрастные группы, чтобы детям было интереснее.
Мальчик, чье половое созревание задерживается, который все еще меньше других по росту, в то время как его товарищи вырастают в мужчин, еще более нуждается в утешении, чем отстающая в половом созревании девочка. Рост, телосложение и сила играют огромную роль в глазах детей этого возраста. Но в некоторых семьях вместо того, чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет на 24-27 см, родители ведут мальчика к врачу, умоляя провести курс специального лечения. Это еще больше убеждает мальчика, что с ним действительно что-то не в порядке. Разумнее и безопаснее позволить нормальному мальчику развиваться в соответствии со своим индивидуальным, врожденным “планом”.

551. Кожные заболевания у подростка.

Половое созревание меняет структуру кожи. Поры увеличиваются и выделяют больше жира. От скопления жира, пыли и грязи образуются угри. Угри еще больше расширяют поры, что облегчает проникновение под кожу бактерий, вызывающих небольшую инфекцию или прыщик. Подростки склонны к застенчивости. Их беспокоит малейший дефект в их внешности. Они испытывают неловкость из-за прыщей, постоянно трогают их руками и выдавливают. От этого бактерии распространяются на близлежащие участки кожи и на пальцы, которыми ребенок трогает и вносит бактерии в новые угри, вызывая новые прыщи. Выдавливание прыщей часто делает их только больше и глубже, так что после может остаться шрам. Некоторые подростки, интересующиеся вопросами пола, воображают, что их прыщи вызваны нескромными мыслями или онанизмом.
Почти все родители принимают прыщи своих детей как неизбежное зло, считая, что их вылечит только время. Это неправильный подход. Современные лекарства в большинстве случаев могут дать улучшение. Ребенка, безусловно, необходимо показать лечащему врачу или специалисту по кожным болезням, которые примут все меры для улучшения внешнего вида подростка (что в свою очередь улучшит настроение) и для предотвращения шрамов, которые иногда оставляют прыщи.
Существуют также и общие меры, которые считаются очень полезными. Энергичные физические упражнения, свежий воздух и прямые солнечные лучи улучшают цвет лица многих людей. Обильное употребление шоколада, конфет и других высококалорийных сластей способствует образованию прыщей. Разумно исключить эти продукты из питания подростка, по крайней мере в этот испытательный период. Обычно кожу тщательно, но легко очищают горячей мыльной губкой, после чего смывают горячей и холодной водой. Очень важно объяснить ребенку, почему ему не следует трогать лицо руками и выдавливать прыщи.
У подростков также усиливается выделение пота под мышками и запах. Некоторые дети и даже родители этого не замечают, но товарищам по классу запах будет неприятен, что вызовет неприязнь к самому ребенку. Всем подросткам необходимо ежедневно тщательно мыть под мышки мылом и регулярно пользоваться специальными средствами от пота.

Читайте также:  Овестин при климаксе : инструкция по применению и отзывы

* Психологические изменения *

552. Застенчивость и обидчивость.

В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. Его могут беспокоить возросшие половые желания. Он еще не очень ясно представляет себе, откуда они исходят и как поступать. Мальчики и особенно девочки влюбляются в разных людей. Например, мальчик может восхищаться своим учителем, девочка может без ума влюбиться в свою учительницу или литературную героиню. Это происходит потому, что в течение многих лет девочки и мальчики придерживались общества представителей своего пола, а представителей противоположного пола считали своими естественными врагами. Это застарелый антагонизм и барьеры преодолеваются очень медленно. Когда подросток впервые осмеливается допустить нежные мысли о существе противоположного пола, то им обычно оказывается кинозвезда. Спустя некоторое время мальчики и девочки, учащиеся в одной школе, начинают мечтать друг о друге, но даже тогда пройдет еще много времени, прежде, чем застенчивые найдут в себе смелость выразить свою приязнь в лицо.

553. Требование свободы часто означает страх перед ней.

Почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребенок. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен в своей способности быть таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

554. Подросткам необходимо руководство.

Учителя, психиатры и другие специалисты, работавшие с подростками, рассказывают, что некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их родители были с ними немного построже, так же как родители некоторых их друзей, и учили бы их что хорошо и что плохо. Это не значит, что родители должны стать судьями своих детей. Родители должны поговорить с учителями и родителями других подростков, чтобы выяснить обычаи и правила той местности, где они живут. Они, безусловно, должны обсуждать с ребенком эти правила. Но в конце концов они должны сами для себя решить, что они считают правильным, и настоять на своем, хотя это довольно трудно. Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители вправе сказать: “Мы лучше знаем”, но, с другой, они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребенку, к его суждениям и его нравственности. Ребенка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что родители доверяют ему, а не те правила, которым они его учат. Но подростку нужны и правила, и сознание, что родители уделяют ему достаточно внимания, чтобы преподать ему эти правила, заполняющие пробелы в его жизненном опыте.

555. Соперничество с родителями.

Напряженность, возникающая иногда в отношениях между подростками и их родителями, частично объясняется естественным соперничеством. Подросток осознает, что пришла очередь покорять мир, привлекать противоположный пол, быть отцом или матерью. Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти. Родители подсознательно это чувствуют и, разумеется, не очень довольны.
Возможны даже трения между отцом и дочерью, между матерью и сыном. Между 3 и 6 годами мальчик сильно увлечен своей матерью, а девочка отцом. После 6 лет ребенок старается забыть об этом увлечении и отрицает его. Но когда в период отрочества он испытывает сильный напор чувств, они сначала устремляются, как весенний горный поток, по старому засохшему руслу, т. е. снова по направлению к родителям. Однако подросток подсознательно чувствует, что это нехорошо. В этом возрасте его первая большая задача: изменить направленность своих чувств от родителей к кому-нибудь вне семьи. Он старается уничтожить свою любовь к родителям неприязненными чувствами к ним. Этим по крайней мере частично объясняется, почему мальчики грубят матери и почему девочки могут быть необъяснимо антагонистичны по отношению к своим отцам.
Родители, безусловно, привязаны к своим детям-подросткам, и это помогает нам понять, почему мать в душе или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.

Авторы: Спок Б.

1. Ускорение роста

Перед периодом полового созревания (пубертатным периодом) происходит резкий скачок роста (скорость роста около 10 см в год). У девочек он начнается раньше, темпы менее выражены, заканчивается раньше. Поэтому девушки сначала обгоняют юношей, еще не вступивших в пубертат, а потом останавливаются в росте навсегда, и юноши оставляют их далеко позади. Разные кости растут с разной скоростью, отсюда – изменение пропорций тела, угловатость: быстрее растут кисти и стопы, кости лицевого черепа (удлинение лица), в последнюю очередь – туловище. Поэтому подростки кажутся худыми, с длинными, нескладными руками и ногами, с лошадиным лицом.

Параллельно с ростом скелета происходит рост и развитие мышц. Функция всегда отстает от структуры, которая за нее отвечает, рост мышц не успевает за ростом скелета (руки-палки), а рост нервных окончаний и кровеносных сосудов не успевает за ростом мышц, отсюда – некоординированность движений, неуклюжесть подростков.

Меньшая степень развития мышц у девушек не означает, что им не нужны сильные мышцы. Есть определенные мышцы, которые необходимы в первую очередь женщине – это мышцы брюшного пресса, тазового дна и грудные мышцы, обеспечивающие форму груди и живота и помогающие в половой жизни и в процессе родов.

Под кожей груди, особенно у девушек со светлой кожей, могут просвечиваться вены – это норма.

Подростковый возраст

Психологическое состояние человека в разные периоды онтогенеза может иметь свои особенности. Внешние и внутренние факторы влияют на эмоциональное состояние и когнитивные способности. Особенно важны периоды гормональных перестроек, влияющие на развитие личности и психологические реакции. Именно в эти периоды часто возникает манифестация различных заболеваний. Подростковый возраст может быть показанием для работы с психологом в случае появления определенных симптомов, таких как: снижение самооценки или суицидальные мысли.

Психологическое состояние человека в разные периоды онтогенеза может иметь свои особенности. Внешние и внутренние факторы влияют на эмоциональное состояние и когнитивные способности. Особенно важны периоды гормональных перестроек, влияющие на развитие личности и психологические реакции. Именно в эти периоды часто возникает манифестация различных заболеваний. Подростковый возраст может быть показанием для работы с психологом в случае появления определенных симптомов, таких как: снижение самооценки или суицидальные мысли.

Вторая стадия – пубархе: начало роста подмышечных, а затем лобковых волос. Обычно следует за телархе, примерно в 11–12 лет, но одновременное развитие телархе и пубархе также является нормальным. Развитие лобкового и подмышечного оволосения происходит из-за увеличения концентрации циркулирующих андрогенов, а именно надпочечниковых (мужские половые гормоны – ДГЭА, ДГЭА-сульфат, которые в женском организме тоже должны быть).

Третья стадия – пубертатный скачок роста. Увеличение эстрогенов стимулирует продукцию гормона роста, который в свою очередь стимулирует увеличение соматического роста. Пубертатный скачок роста начинается в 9–10 лет и достигает максимальной скорости между 12–13 годами. Однако чрезмерный уровень эстрогенов приводит к угнетению выделения гормона роста. В дальнейшем за быстрым скачком может произойти прекращение роста. Эстрогены также способствуют закрытию зон роста трубчатых костей. Итак, пациенты с преждевременным половым развитием имеют раннее начало роста, но окончательно имеют невысокий рост вследствие преждевременного закрытия эпифизарных зон роста, если своевременно не было проведено лечение.

Четвертая стадия – менархе: появление менструаций. Средний возраст первой менструации колеблется между 12–13 годами, обычно через 2 года после развития молочных желез. Менструальный цикл у подростков обычно является нерегулярным в течение первых 6–12 месяцев после менархе. Установление регулярных овуляторных циклов происходит примерно через 2 года после начала месячных. Гипоталамус, гипофиз, яичники и матка – это компоненты репродуктивной системы женщины, которые принимают участие в установлении и регуляции менструального цикла.

После овуляции начинается вторая – лютеиновая фаза менструального цикла. Доминантный фолликул, в котором состоялась овуляция, накапливает лютеиновый пигмент и развивается в желтое тело. Желтое тело продуцирует прогестерон, способствующий секреторным изменениям эндометрия для обеспечения имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Если оплодотворение не происходит, желтое тело дегенерирует и уровень прогестерона (и эстрогенов) снижается. При резком уменьшении уровня прогестерона и эстрогенов в эндометрии развиваются ишемия и отслойка эпителия функционального слоя – идут менструации.

Ребенок и уход за ним

Авторы: Спок Б.

* Физиологические изменения *

548. Половое созревание девочек.

Под половым созреванием я имею в виду двухлетний период интенсивного роста, который предшествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начинается с первым менструальным циклом.У мальчиков нет такого ярко выраженного события, поэтому разговор о половом созревании я начинаю с девочек.
Прежде всего необходимо помнить, что половое созревание не наступает у всех в одном и том же возрасте. У большинства девочек оно начинается в 11 лет и первый менструальный цикл бывает двумя годами позже – в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начинается только в 13 лет. В исключительных случаях половое созревание девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более позднее или раннее половое созревание не означает неправильного функционирования желез внутренней секреции. Это означает только, что они работают по разным расписаниям. Это индивидуальное расписание, вероятно, наследственная черта если половое созревание у родителей наступило позже, чем у других, то у их детей оно тоже обычно наступает позже.
Давайте проследим за половым созреванием девочки, которое начинается в 11 лет. В 7-8 лет она вырастала на 5-6 см в год. К 9 годам скорость роста снижалась до 4 см в год, как будто природа нажала на тормоза. Но вдруг к 11 годам тормоза отпускаются. В следующие два года девочка будет стремительно тянуться вверх со скоростью 8-10 см в год. Она будет прибавлять в весе 4,5-9 кг в год вместо 2-3,5 кг, как в предыдущие годы, но при этом не становится полнее. Ее аппетит становится “волчим”, чтобы поспеть за таким буйным ростом. Происходят и другие изменения. В начале полового созревания у девочки увеличатся молочные железы. Сначала увеличивается и немного выпячивается околососковый кружок. Затем вся молочная железа принимает соответствующую форму. В первый год или полтора молочная железа девочки имеет коническую форму. Но ближе к началу менструального цикла она становится более округлой. Вскоре после того как начинает оформляться молочная железа, вырастают волосы в области половых органов. Позднее волосы вырастают и под мышками. Бедра расширяются. Строение кожи меняется.
В 13 лет у девочек обычно начинаются менструации. К этому времени ее тело становится телом взрослой женщины. Она почти достигает того роста и веса. который остается надолго. С этого времени ее рост замедляется. За год после начала менструального цикла девочка, вероятно, вырастет на 4 см, а за следующий год – только на 2 см. У многих девочек менструации бывают нерегулярными и не каждый месяц в первый год или два. Это не означает какую-то патологию.

Читайте также:  Рак шейки матки 2 стадия сколько живут, какие прогнозы

549. Половое созревание начинается по-разному.

У многих девочек половое созревание начинается намного раньше, а других – намного позже. Если оно начинается у 8-9-летней девочки, она, естественно, будет чувствовать неловкость и смущение среди своих подруг по классу, которые видят, как она быстро растет и оформляется в женщину. Но не каждую девочку это волнует. Все зависит от степени ее душевного спокойствия и от ее желания и готовности превратиться в женщину. Если у девочки хорошие отношения с матерью и ей хочется походить на нее, то она будет довольна своим бурным ростом, несмотря на то, что опережает своих сверстниц. Но, если девочка недовольна своей принадлежностью к женскому полу (например, из-за ревности к своему брату) или она боится стать взрослой, ее напугают и расстроят признаки раннего полового созревания.
Девочка, у которой половое созревание задерживается, тоже беспокоится. Бывает, что в 13 лет у девочки не появилось ни одного признака полового созревания, в то время как на ее глазах остальные девочки сильно выросли. Сама она пока еще находится в стадии замедленного роста, которая предшествует половому созреванию. Девочка чувствует себя недоразвитой коротышкой. Ей кажется, что она хуже других. Такую девочку нужно успокоить и уверить, что ее половое развитие начнется так же наверняка, как бывает восход и заход солнца. Если у матери или других родственников половое созревание началось поздно, девочке нужно об этом сказать.
Кроме возрастных, существуют и другие вариации начала полового развития. У некоторых девочек волосы в области половых органов вырастают раньше, чем оформляются молочные железы. И совсем редко волосы под мышками бывают самым первым признаком (а не последним, как в большинстве случаев). Обычно проходит 2 года со времени появления первого признака полового развития до первой менструации. Если половое созревание начинается в более раннем возрасте, оно, как правило, протекает быстрее – меньше чем 1,5 года. У тех девочек, чье половое развитие началось в более позднем возрасте, оно обычно длится дольше 2 лет, прежде чем начнется первая менструация. Иногда одна молочная железа развивается раньше чем другая. Это обычное явление и ничего не означает. Та грудь. что развилась раньше, так и останется увеличенной по сравнению со второй на протяжении всего периода полового созревания.

550. Половое созревание мальчиков.

Оно начинается в среднем на 2 года позже, чем у девочек. Если у девочек половое созревание начинается в среднем в 11 лет, то у мальчиков в 13 лет. Оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержаться и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков – и дольше. Мальчик начинает расти с удвоенной скоростью. Его половые органы интенсивно развиваются и вокруг них вырастают волосы. Позже начинают расти волосы под мышками и на лице. Голос ломается и становится ниже.
За двухлетний период тело мальчика почти завершает превращение в мужчину. В последующие 2 года его рост будет медленно увеличиваться на 5-6 см и затем практически остановится. Мальчик, так же как и девочка, может пережить период физической и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управлять своим новым телом и новыми чувствами. Так же как его голос, то высокий, то низкий, он сам одновременно и мальчик, и мужчина, но уже ни тот, ни другой.
Здесь уместно поговорить о трудностях взаимоотношений между мальчиками и девочками в школе в период полового созревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочки практически на 2 года старше мальчика того же возраста.
Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более ” взрослые ” интересы. Ей хочется ходить на танцы и принимать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает постыдным обращать внимание на девчонок. В этот период при организации внеклассных мероприятий лучше объединять различные возрастные группы, чтобы детям было интереснее.
Мальчик, чье половое созревание задерживается, который все еще меньше других по росту, в то время как его товарищи вырастают в мужчин, еще более нуждается в утешении, чем отстающая в половом созревании девочка. Рост, телосложение и сила играют огромную роль в глазах детей этого возраста. Но в некоторых семьях вместо того, чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет на 24-27 см, родители ведут мальчика к врачу, умоляя провести курс специального лечения. Это еще больше убеждает мальчика, что с ним действительно что-то не в порядке. Разумнее и безопаснее позволить нормальному мальчику развиваться в соответствии со своим индивидуальным, врожденным “планом”.

551. Кожные заболевания у подростка.

Половое созревание меняет структуру кожи. Поры увеличиваются и выделяют больше жира. От скопления жира, пыли и грязи образуются угри. Угри еще больше расширяют поры, что облегчает проникновение под кожу бактерий, вызывающих небольшую инфекцию или прыщик. Подростки склонны к застенчивости. Их беспокоит малейший дефект в их внешности. Они испытывают неловкость из-за прыщей, постоянно трогают их руками и выдавливают. От этого бактерии распространяются на близлежащие участки кожи и на пальцы, которыми ребенок трогает и вносит бактерии в новые угри, вызывая новые прыщи. Выдавливание прыщей часто делает их только больше и глубже, так что после может остаться шрам. Некоторые подростки, интересующиеся вопросами пола, воображают, что их прыщи вызваны нескромными мыслями или онанизмом.
Почти все родители принимают прыщи своих детей как неизбежное зло, считая, что их вылечит только время. Это неправильный подход. Современные лекарства в большинстве случаев могут дать улучшение. Ребенка, безусловно, необходимо показать лечащему врачу или специалисту по кожным болезням, которые примут все меры для улучшения внешнего вида подростка (что в свою очередь улучшит настроение) и для предотвращения шрамов, которые иногда оставляют прыщи.
Существуют также и общие меры, которые считаются очень полезными. Энергичные физические упражнения, свежий воздух и прямые солнечные лучи улучшают цвет лица многих людей. Обильное употребление шоколада, конфет и других высококалорийных сластей способствует образованию прыщей. Разумно исключить эти продукты из питания подростка, по крайней мере в этот испытательный период. Обычно кожу тщательно, но легко очищают горячей мыльной губкой, после чего смывают горячей и холодной водой. Очень важно объяснить ребенку, почему ему не следует трогать лицо руками и выдавливать прыщи.
У подростков также усиливается выделение пота под мышками и запах. Некоторые дети и даже родители этого не замечают, но товарищам по классу запах будет неприятен, что вызовет неприязнь к самому ребенку. Всем подросткам необходимо ежедневно тщательно мыть под мышки мылом и регулярно пользоваться специальными средствами от пота.

* Психологические изменения *

552. Застенчивость и обидчивость.

В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличивая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняется, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Подросток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хочет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает необходимость в защите и материнской ласке. Его могут беспокоить возросшие половые желания. Он еще не очень ясно представляет себе, откуда они исходят и как поступать. Мальчики и особенно девочки влюбляются в разных людей. Например, мальчик может восхищаться своим учителем, девочка может без ума влюбиться в свою учительницу или литературную героиню. Это происходит потому, что в течение многих лет девочки и мальчики придерживались общества представителей своего пола, а представителей противоположного пола считали своими естественными врагами. Это застарелый антагонизм и барьеры преодолеваются очень медленно. Когда подросток впервые осмеливается допустить нежные мысли о существе противоположного пола, то им обычно оказывается кинозвезда. Спустя некоторое время мальчики и девочки, учащиеся в одной школе, начинают мечтать друг о друге, но даже тогда пройдет еще много времени, прежде, чем застенчивые найдут в себе смелость выразить свою приязнь в лицо.

553. Требование свободы часто означает страх перед ней.

Почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребенок. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен в своей способности быть таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

554. Подросткам необходимо руководство.

Учителя, психиатры и другие специалисты, работавшие с подростками, рассказывают, что некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их родители были с ними немного построже, так же как родители некоторых их друзей, и учили бы их что хорошо и что плохо. Это не значит, что родители должны стать судьями своих детей. Родители должны поговорить с учителями и родителями других подростков, чтобы выяснить обычаи и правила той местности, где они живут. Они, безусловно, должны обсуждать с ребенком эти правила. Но в конце концов они должны сами для себя решить, что они считают правильным, и настоять на своем, хотя это довольно трудно. Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители вправе сказать: “Мы лучше знаем”, но, с другой, они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребенку, к его суждениям и его нравственности. Ребенка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что родители доверяют ему, а не те правила, которым они его учат. Но подростку нужны и правила, и сознание, что родители уделяют ему достаточно внимания, чтобы преподать ему эти правила, заполняющие пробелы в его жизненном опыте.

555. Соперничество с родителями.

Напряженность, возникающая иногда в отношениях между подростками и их родителями, частично объясняется естественным соперничеством. Подросток осознает, что пришла очередь покорять мир, привлекать противоположный пол, быть отцом или матерью. Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти. Родители подсознательно это чувствуют и, разумеется, не очень довольны.
Возможны даже трения между отцом и дочерью, между матерью и сыном. Между 3 и 6 годами мальчик сильно увлечен своей матерью, а девочка отцом. После 6 лет ребенок старается забыть об этом увлечении и отрицает его. Но когда в период отрочества он испытывает сильный напор чувств, они сначала устремляются, как весенний горный поток, по старому засохшему руслу, т. е. снова по направлению к родителям. Однако подросток подсознательно чувствует, что это нехорошо. В этом возрасте его первая большая задача: изменить направленность своих чувств от родителей к кому-нибудь вне семьи. Он старается уничтожить свою любовь к родителям неприязненными чувствами к ним. Этим по крайней мере частично объясняется, почему мальчики грубят матери и почему девочки могут быть необъяснимо антагонистичны по отношению к своим отцам.
Родители, безусловно, привязаны к своим детям-подросткам, и это помогает нам понять, почему мать в душе или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.

553. Требование свободы часто означает страх перед ней.

Почти все подростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребенок. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уверен в своей способности быть таким знающим, умелым, утонченным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует против родительской опеки.

Добавить комментарий