Как отучить ребенка кусаться и щипаться в 1 и 2 года

Ребёнок кусается, дерётся и ломает всё вокруг. Что делать и как правильно реагировать?

От обиды, что его игрушки дали поиграть соседу по песочнице, ребёнок «заряжает» маме. Мама, недолго думая, щиплет его в ответ, чтобы знал «как это». А потом воспитатели жалуются, что «ваш сын/дочь всех кусает и щиплет». Психолог Катерина Дёмина — о том, как взрослым надо реагировать на детскую агрессию. И почему отвечать на силу силой ни в коем случае нельзя.

Давайте сначала определимся с терминами и задачами. Агрессивным мы будем называть такое поведение, когда один человек пытается причинить другому реальный вред или ущерб: ударить, отнять предмет, толкнуть, укусить. Агрессия может быть вербальной — это когда обзываются, насмехаются, кричат «Убью тебя!», угрожают расправой или наказанием (это со стороны воспитателей). Есть пассивный вариант — игнорирование, разные формы манипуляций, тихий саботаж.

Единственное назначение любого сознательного агрессивного поведения — обозначить и установить границы, а ещё увеличить дистанцию между участниками коммуникации. Я специально подчёркиваю слово «сознательного», чтобы исключить из описания малышей до 2-2,5 лет. И вот почему.

Как ни удивительно, бОльшая часть жалоб на агрессивное поведение поступает от родителей совсем крошечных детей: от 6-7 месяцев (когда прорезаются первые зубы) и до 2 лет приблизительно.

10 месяцев: «Он кусается, надо ли его кусать/щипать/бить в ответ?»

18 месяцев: «Детка бьёт всех лопаткой, другая мама ударила её в ответ, как мне быть?»

2 года: «Моя дочка отталкивает очень грубо тех, кто пытается погладить её по голове, может бить меня ногами или кусаться, это аутизм?»

До появления развитой речи (то есть обычно лет до трёх) ваш ребёнок скорее детёныш человека, чем сознательный участник общения. Эмоции он переживает телом, реагирует на всё тоже телом. Больно — рыдает, устал — капризничает и падает на пол в истерике, хочет что-то взять — немедленно предпринимает попытку достать. У него напрочь отсутствуют структуры, осуществляющие контроль и волю. Точнее, воля есть, а контроля нет. Хочу и буду. И взывать к его добродетелям («Есть у тебя совесть или нет?! Ты зачем маму ударил?») бессмысленно, за отсутствием таковых. Нет у него совести, смиритесь. Появится ближе к семи годам, если повезёт.

Малыш кусается, потому что у него чешутся зубы, бьёт соседку лопатой, потому что ему тесно или игрушку не поделили, бьёт маму ногой, потому что не хочет, чтобы посторонние дядьки трогали его за голову или лицо.

Одна моя любимая девочка регулярно устраивала скандал на улице, если посторонние пытались потрепать её за щечку. Орала, как пожарная сирена. Да, она прекрасная голубоглазая блондинка. Это не повод трогать её руками, особенно немытыми, особенно когда она только проснулась и не понимает, как она сюда попала и зачем это всё вообще.

Оглушённые окружающие, конечно, очень недовольны и начинают бормотать что-то вроде «Какая агрессивная девочка, я же ничего плохого не хотел!» и быстро удаляются. Чего, собственно, и добивался ребёнок. Увеличения дистанции до субъективно безопасной. Вот через стол, да ещё сидя на руках у папы или мамы, я вам с удовольствием поулыбаюсь всеми своими ямочками. Руками не надо трогать, ок?

Очень часто от детей требуют совсем уж невыполнимого: отдай свои любимые игрушки незнакомому мальчику. Веди себя хорошо за столом в ресторане (ему два года, напоминаю). Успевай за мамой, когда она тащит тяжёлые сумки и уже очень устала. Немедленно прекрати играть и иди обедать/мыться/спать.

Родители удивляются и гневаются, когда обнаруживают, что ребёнок не соответствует их ожиданиям, более того, имеет наглость как-то противодействовать

Отталкивает ложку с супом, например. Брыкается и выворачивается, когда его несут в ванну. Бьёт других детей.

Между тем все эти проявления якобы «агрессии» — по сути, не больше, чем самооборона. От сложных чувств, от неприятных ощущений и людей и от невыносимого напряжения.

Как быть родителям, когда ребёнок кусается, щипается, лягается и всё ломает

Во-первых, ни в коем случае не отвечаем силой на силу. Никаких там око за око. А то я слышу иногда от вполне на вид вменяемых людей «да врежь ему, чтобы знал!». С ума вы сошли, дорогие сограждане, как можно вообще бить того, кто в десять раз слабее и полностью от вас зависит?! Начальнику своему врежьте, чтоб знал, как давать срочное задание в 17.45 пятницы.

Ребёнок кусается или пинается потому, что его раздирают эмоции, а выражать их, кроме как телом, он ещё не умеет. Да что ребёнок, у нас 86% населения не различают понятия «чувства/мысли/действия». Поэтому ваша задача — научить его выражать свой гнев словами. Понимаете разницу? Не пинать маму ногой, а громко кричать «плохая мама, не люблю тебя!». А годам к пяти хорошо бы уже уметь и этого не говорить, а произносить что-то вроде: «АААА! Я ужасно разозлился!».

Во-вторых, детство на то нам и дано, чтобы обучаться. Культуре поведения в том числе. Но, похоже, очень многие родители полагают, что в ребёнка социальные программы предустановлены по умолчанию, заводская комплектация. Так вот, по умолчанию — это как раз бить с ноги, когда что-то не по нему. У некоторых взрослых этот навык сохраняется как атавизм. Мы обязаны научить своих детей правильно вести себя в обществе, причём здесь важны все компоненты: в современной городской культуре принято быть вежливым, аккуратным, уступчивым. А, вполне возможно, в какой-нибудь специфической субкультуре маленькой первобытной общины принято ровно обратное: мальчику предписано быть агрессивным, нападающим, «мой меч — твоя голова с плеч».

Когда ваш малыш впервые попробует высыпать полное ведерко песка на золотые кудри соседки по площадке, всё, что от вас требуется, — ввести (немедленно) нормы и правила поведения. «Данила, Насте очень неприятно, что ты высыпал на неё песок, она плачет. Надо сказать «Извини меня, Настя, я больше так не буду. Никто не должен пачкать других людей, это нельзя. Давай поможем Насте убрать песок с головы». Стыдить, орать, тащить, упрекать, как вы понимаете, абсолютно бесполезно. У него ещё не наросли те структуры, которыми чувствуют вину, только страх. Возможно, вам придётся повторять процедуру раз за разом, пока алгоритм не укоренится в его голове.

Что родителям читать по теме:

  • Карен Прайор «Не рычите на собаку!»
  • Элейн Мазлиш, Адель Фарбер «Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили» (читайте конспект книги)
  • Ирина Лукьянова «Экстремальное материнство: счастливая жизнь с трудным ребёнком» (читайте отрывок из книги)
  • Мэри Шиди Курчинка «Ребёнок с характером»

С другой стороны, постарайтесь внимательно посмотреть, возможно, агрессивные действия повторяются каждый раз в одной и той же ситуации. Например, ребёнок обнаружил, что, когда он толкает кого-то, мама немедленно вскакивает со скамейки и мчится к нему во весь опор. Ну вы поняли. Или, если на кого-то замахнуться, его подхватят на руки и уведут с площадки или вообще домой. Он уже устал гулять, но сказать не может, поэтому просто повторяет успешно найденную схему.

Моя старшая дочь в какой-то момент поняла, что, если затеять драку в группе в детсаду, её закроют в спальне «в наказание». И стала этим пользоваться — потому что интроверт и устаёт от гомона и суеты вокруг. Так продолжалось, пока мы не проследили всю логическую цепочку и не научили её подходить к воспитательнице и проситься «в карцер», чтобы отдохнуть. Три года.

Что делать с агрессией детей постарше — 4-6 лет

Что я вижу в своей практике: мальчики в 4-5 лет обладают уровнем развития речевых и социальных навыков на уровне 2-3 лет. То ли сказать «спасибо» гаджетам с грудного возраста, то ли мультики смотрят не те. Может быть, лишены постоянного общения со значимыми взрослыми, не видят их в реальных жизненных ситуациях.

Спрашиваю мальчишку 5 лет (запрос — немотивированная агрессия, ругается, нападает на всех): «А что папа делает, когда его на дороге кто-то подрезает?». Папа ругается матом, может догнать и специально подрезать, выскочить на светофоре и пойти разбираться. Во время обсуждения каких-то проблем рассказывает подробно (опять же — матом), как и кого он изобьёт, уроет, замочит. Да, он не ходит пьяным биться стенка на стенку. Но пример подаёт однозначный. При этом всё сопровождает стандартным: «Мы же постоянно ему (ребёнку) объясняем, что такое хорошо и что такое плохо!».

Плохие новости, господа: дети усваивают поведение, а не нравоучения.

Самый караул, это когда родители рассказывают, как именно они отлупили ребёнка за плохое поведение. «Мы уж и ругали его, и били, и лишали всего, а он всё равно дерётся». А что ему ещё остаётся? Вы не научили его никакому другому способу решения проблем.

Фото: Shutterstock (Cresta Johnson, AlohaHawaii, Collin Quinn Lomax)

Что делать родителю, если ребёнок постоянно щипается

Что делать родителю, если ребёнок постоянно щипается

В статье семейный психолог Елена Снарская расскажет, как отучить ребёнка щипаться. Разберёт на примерах причины агрессивного поведения малышей и возможные действия родителей в каждом случае.

Почему ребёнок щипается

Взрослым бывает сложно принять детскую злость и проявления агрессии. Иногда мы не выдерживаем, и в ответ на щипок взрываемся. Если же знать, почему ребёнок щипается, то становится проще сохранять спокойствие.

Даже взрослым сложно управлять эмоциями. Если нас вдруг попросят искренне рассмеяться, то вряд ли это получится. Особенно когда грустно и нет опыта актёрского мастерства. Мы часто срываемся в конфликтах, а иногда на ровном месте. Детям управлять своими эмоциями ещё сложнее. В раннем они очень яркие, и захватывают ребёнка целиком. Он и сам находится в полном недоумении — что это за сила его подхватила и понесла.

Злость, ярость, возмущение, обида, радость, восхищение и большая любовь требуют своего выхода через физическое движение. То, что взрослый легко скажет словами, ребёнок выразит через действие: ущипнёт, ударит или раскидает игрушки.

В отличие от взрослых, у малышей нет опыта и возможностей нервной системы осознанно проживать свои чувства. Поэтому они проживают их единственными доступными способами:

  • щипаются;
  • кусаются;
  • плачут;
  • дерутся;
  • швыряют вещи.

Мы можем помочь детям научиться понимать и проявлять эмоции без агрессивного поведения. Это получится не сразу, понадобится от двух недель до нескольких месяцев. Но это единственный способ бережно показать ребёнку «С тобой всё нормально, тебе ничего не угрожает». Он увидит, что мама та же, она любит и принимает его в любых проявлениях.

Ниже я разберу на примерах, как лучше отучать ребёнка щипаться в разных ситуациях. Но сначала предлагаю разобрать неэффективные способы.

Пошаговый алгоритм, который поможет отучить малышей драться, кусаться и щипаться, в нашем мини-курсе «Бьёт и кусает. Учим выражать эмоции без агрессии»

Что не поможет отучить ребёнка щипаться и почему

Чтобы отучить ребёнка щипаться, родители часто используют такие методы:

  • объясняют, что им больно и почему нельзя щипаться;
  • кричат и ругаются;
  • делают больно в ответ;
  • показывают обиду и игнорируют ребёнка;
  • переводят в шутку и отвлекают;
  • наказывают.

Я встречала ситуации, когда использовали сразу все способы или перебирали в поисках, какой «сработает». В итоге дети начинали щипаться ещё более настойчиво, становились ещё более непослушным и чаще закатывали истерики. Причины такого поведения — в особенностях развития и восприятия в раннем возрасте.

Малыши не понимают объяснений. Детский мозг не способен воспринимать, обрабатывать и анализировать большой поток информации. К тому же этом возрасте пока недоступны причинно-следственные связи — маленькие дети не понимают логики поступков. Поэтому чем младше ребёнок, тем более короткими и чёткими фразами стоит с ним общаться — без нравоучений и сложных объяснений.

Не умеют поставить себя на место другого и почувствовать его боль. Дети ощущают только свою боль и свои эмоции. Их нервная система ещё не созрела для эмпатии, так как нужные участки головного мозга начинают работать только к 4–4,5 годам.

Сказанное не значит, что мама должна молчать о своих чувствах. Можно и нужно говорить, что больно и неприятно. Это обозначит границы и познакомит ребёнка с реакциями других людей на его поведение. Но не стоит рассчитывать, что он способен проникнуться чужой болью и чувствами.

Очень требовательны к порядку. Речь идёт не только о порядке в вещах, но и в действиях взрослого. Когда родители ведут себя непоследовательно и выдают совершенно разные реакции на одно и то же поведение, ребёнок ещё больше запутывается и теряет ориентиры. Невозможно усвоить правило, когда оно каждый день разное.

Безоценочно впитывают наше поведение. Маленькие дети не делят наши поступки на хорошие и плохие, так как у них недостаточно опыта для оценки. Они только исследуют и подражают нам. Поэтому если мы щипаемся в ответ, то учим — так делать можно.

Нуждаются в поддержке, а не наказаниях. Когда мы срываемся, ребёнок чувствует себя в опасности. Главный человек в его жизни вдруг щипает его, кричит или наказывает. Для малыша это именно «вдруг» — он ведь не может проследить взрослую логику и связать свой поступок с нашим. Он переживает это как несправедливое и обидное нападение.

Наказания не работают и сильно портят отношения с малышом. Как можно доверять человеку, который наказывает тебя за то, что ты выражаешь свои чувства? Помочь может только принимающий, понимающий и спокойный взрослый рядом.

Читайте также:  Детально о пиелонефрите у взрослых

Как отучить ребёнка щипаться

Дети внимательно наблюдают за нашими реакциями на каждое действие и гибко изменяют своё поведение. Им жизненно важно одобрение и принятие, но они так же чутки и к родительскому негодованию. Поэтому задача родителя — донести в однозначной доброжелательной манере, что щипаться нельзя, это табу. А потом показать, как можно выразить свои эмоции приемлемым способом.

Мы не хотим наказать ребёнка или заставить мучиться от угрызений совести. Наша цель — научить его вести себя в обществе других людей, адекватно реагировать на существующие границы. Поэтому стоит давать понятные сигналы об этих границах, помочь ясно их увидеть — а малыш сделает свою часть работы, в этом можно не сомневаться.

Рассмотрим на примерах, как отучить ребёнка щипаться. Этот подход работает и для других вариантов нежелательного поведения: когда кусается, дёргает за волосы или дерётся.

вопрос о том, что делать, если ребёнок щипается от радости

Когда ребёнок попытается ущипнуть вас в следующий раз, не дайте этого сделать — отстранитесь или перехватите его руку.

Помогите понять, что с ним происходит:

— Тебе очень весело. Ты хочешь показать, как рад нашей игре.

— Но маму нельзя щипать. Мне неприятно.

Дайте альтернативный способ:

— Мы можем обняться. Будем обниматься?

А потом обнимайтесь. Нескольких минут позитивного внимания будут ребёнку в радость и закрепят модель поведения: чтобы выразить радость, можно обняться.

вопрос о щипании от злости

Прежде всего останавливаем неприемлемое поведение: нужно отстраниться, чтобы не допустить повторный щипок или удержать за плечи.

Определяемся со скорой помощью — нужно помочь ребёнку прожить злость. Контейнируем эмоции, чтобы он не остался один на один с бурей внутри себя.

Проговорите всё, что он сейчас чувствует:

— Тебе очень обидно сейчас. Ты чувствуешь злость, злость такая большая как дом.

Увяжите случившееся с детскими чувствами:

— Ты разозлился, потому что папа не разрешил тебе взять свой телефон.

— Я понимаю, это очень обидно, когда не можешь получить то, что очень хочешь.

Если ребёнок всё ещё сильно зол и расстроен, предложите альтернативный способ выпуска пара:

— Злость ещё большая? Давай вместе потопаем, чтобы она ушла!

— Ну что, злость уже маленькая? Здорово! Она уходит уже. Давай ещё!

Закончив топать, обнимитесь с малышом, озвучьте его состояние:

— Вот мы потопали, и злость ушла. Сейчас ты спокоен.

Переключите его внимание на интересное занятие.

Вопрос о том, что делать, если ребёнок щипается

Начать следует с чётких сигналов, что вы не одобряете щипание людей. Как только ребёнок ущипнёт вас снова, нужно присесть рядом, удержать его руки чуть пониже локтей, поймать взгляд и спокойно, но серьёзно сказать:

— Щипать маму нельзя никогда.

Сделайте паузу секунд на 5–10, продолжайте держать и не отводите взгляд, сохраняйте серьёзное лицо.

Проговорите причины, почему ребёнок щипается и повторите запрет:

— Ты злишься. Щипать маму нельзя никогда.

— Можно ущипнуть игрушку или подушку.

Пауза на 2–3 секунды. И новое утверждение:

— Я вижу, ты меня понимаешь.

Подождите ещё 2–3 секунды. А потом предложите интересное занятие:

— Пойдём, займёмся…
— Пойдём! Я тебе кое-что покажу.

И переключите внимание на позитивное взаимодействие, на хороший близкий контакт. Здорово, если занятие принесёт удовольствие вам обоим, и малыш увидит вашу улыбку. Даже если это пустяковое дело на 2–3 минуты.

Так он заметит контраст: щипается — мамино лицо серьёзное, без улыбки; взаимодействует без щипания — мама улыбается, ей приятно. Вы можете заранее, про запас, продумать интересное занятие или коробочку с забытыми игрушками, которые увлекут ребёнка в подобных ситуациях.

Так вы дадите чёткий сигнал, который ребёнок поймёт однозначно: «хорошо» себя веду — приятный контакт, «плохо» — серьёзная, «холодноватая» мама. А также поможете ему выйти из эмоционально непростой для него ситуации.

Обычно дети не выдерживают маминого взгляда, отворачиваются, вертятся ужом и стараются вырваться из рук, ведь крайне неприятно быть «не правым». Только в этот момент им становится «стыдно». Если просто отпустить и не создать ситуацию реабилитации, хорошего выхода, то будет сложно справиться с сильными эмоциями. И ребёнок обернёт этот «стыд» и агрессию на себя в новое нарушение запрета.

О технике стульчика

Если правила совсем не работают, и ребёнок всё равно щипается, можно попробовать технику стульчика. Но только при следующих условиях:

  • малышу больше двух лет;
  • вы действительно пытались устанавливать границы по предложенному алгоритму;
  • не видите положительной динамики через 3–4 недели после первых попыток.

Техника стульчика связана с правилом «щипаться нельзя», которое озвучили ребёнку, и сообщили конкретно, что его ждёт за нарушение:

— Если ущипнёшь, я беру тебя за руку и веду на стульчик. Там ты сидишь 1-2-3 минуты (зависит от возраста и терпения малыша). С тобой никто не будет разговаривать и не будет на тебя смотреть. Через 1-2-3 минуты я подойду, присяду к тебе и скажу, что время вышло, и ты можешь снова идти весело играть.

О правилах и последствиях нужно сообщать заранее, до того как они вступят в силу. Обычно дети предпочитают пару раз проверить, насколько родители следуют своему слову. Но как только убеждаются, что мама и папа не шутят — успокаиваются и больше не щипаются.

Важно! Техника стульчика — достаточно сильный инструмент. К нему стоит прибегать, если никакие другие средства не работают. И только в том случае, если ребёнок достиг возраста двух лет. Иначе вы получите лишь непонимание происходящего и беготню друг за другом. Так ребёнок точно не уловит причинно-следственные связи и не перестанет щипаться.

Коротко о главном

  1. Ребёнок щипается, потому что пока не умеет выражать эмоции приемлемым способом.
  2. Через щипание он может выражать как негативные эмоции, так и позитивные: злость, протест, раздражение и любовь, радость, восхищение.
  3. Задача родителей — бережно донести, что щипаться запрещено. А потом научить выражать с эмоции приемлемым способом.
  4. Мы отучаем ребёнка щипаться в четыре шага: физически не допускам щипания и говорим о недопустимости такого поведения; помогаем понять его чувства и предлагаем альтернативу.
  5. Важно повторять одни и те же реакции и слова каждый раз, когда ребёнок пытается ущипнуть. Последовательное спокойное поведение взрослого — ключ к отучению малыша от щипания.

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

«Я научился бить»: Как отучить ребенка кусаться и драться в 1 год

Одногодка избивает маму и держит в страхе всю семью? Да, и такое бывает! Почему и что делать рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Почему годовалый ребенок дерется

Годовалый ребенок с одинаково невинным взглядом может проситься на руки и колотить родных. Потому что не очень понимает разницу.

На приеме у меня жалуется молодая мама Катя:

«Мой годовалый ребенок дерется, Севушка всех бьет — меня, папу, брата. Достается и коту, хотя это, наверное, у всех. Что дальше будет? Ну ладно, когда что-то не по нему, а чаще ведь просто, без причины. Может с веселым лицом подойти и стукнуть. Я от неожиданности (а то и боли) чуть не реву, говорю: „Милый мой, солнышко, не злись. Так нельзя, мамочке больно. Не делай так больше“. А он — смеется. Слов не понимает. И на детской площадке так же. Нравится чужая игрушка — отбирает. И в кого он такой агрессивный, бандит просто! Это потому, что мальчик? Может его лечить пора? Или ремня, как папа предлагает? Вот вы мне скажите, это вообще нормально, нет?».

В это время ее сын Севушка смотрит на меня ангельскими глазами, делает несмелые шаги по кабинету, спокойно играет игрушками и на бандита, знаете ли, совсем не походит.

Екатерину можно понять. Любому родителю хочется вырастить ребенка, который умеет общаться дружелюбно. Но как это сделать? Откуда такая агрессия в этом возрасте?

Причины. Почему ребенок дерется в 1 год

Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.

Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.

Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:

«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».

Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.

Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.

Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает. В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.

В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.

Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства . Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.

«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.

Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться

Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.

1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.

2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.

3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься. Потопай и покричи, чтобы злость ушла».

4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.

5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.

6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».

А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.

Иногда родителям тоже нужно поработать над собой

Задаваясь вопросом, как отучить ребенка кусаться в 1 год, надо также проанализировать, почему поведение малыша вызывает такой страх у самого родителя.

Вернусь к истории из начала статьи. Вместе с мамой Катей мы проанализировали ее чувства. Оказалось, она боится детской злости и вообще любой агрессии. Родители учили ее, что гнев — это очень плохо, что злиться нельзя. Поэтому драки и ставят маму в тупик.

А ведь на самом деле злиться — нормально . Злость появляется, когда желаемое не совпадает с результатом. Задача родителей — не подавлять чувства малыша, а помочь ему научиться выражать их без вреда для других.

Все это я и объяснила маме Екатерине. Она ушла успокоенная и обрадованная, что лечить ребенка не надо. А через месяц я получила от нее сообщение в соцсети. Сева почти перестал драться, стал чаще обнимать маму. И даже «люблю» говорить научился.

Читайте также:  Лечение горла у детей

Драки в год — распространенное явление. Реагировать на них нужно спокойно и решительно. Вместо того, чтобы ругать, скажите малышу: «Нельзя. Береги меня».

Эффективные методы по отучению ребенка кусаться

ребенок кусает маму в щеку

«Я мама чудесного полуторогодовалого малыша. Но есть момент, который меня беспокоит: мой ребенок кусается: иногда меня или близких, иногда на детской площадке. Порой другие мамочки на меня косятся и показывают свое недовольство. Я понимаю, что это не правильно, но не знаю, как с этим бороться. И надо ли, может оно пройдет само? Может ли это перерасти в патологию?»

С подобной проблемой сталкивается ни один родитель. Главное во время определить причину, и тогда легче будет понять, как отучить ребенка кусаться.

Почему кусаются маленькие дети

Кусание и щипание – травмоопасные привычки. Чтобы определиться, как отучить ребенка кусаться и щипаться, нужно понять причину такого его поведения. А их существует несколько, в зависимости от возрастных особенностей развития малыша.

Кусание в 1 года

Обычная потребность физиологического характера. Присуща детям с 5 месяцев. Потребность грызть легко объяснима: идет процесс прорезывания зубов, чешутся набухшие десна. Кроха снимает напряжение, прикусывая как можно сильно все, что попадает в рот. Пик таких десенных мучений продолжается до года, а иногда чуть дольше. Подробнее по данной теме читайте в статье Прорезывание зубов у детей>>>

Чуть постарше могут проявляться психологические причины кусания: малыш перевозбужден, он переиграл, а как сказать об этом или расслабиться – не знает.

Кусание в 2 года

Если ребенок в 2 года начал кусаться, это часто связывают с причинами эмоционального характера. С годовалого возраста малыш начинает кусаться осознанно. Его словарный запас маленький, а эмоций предостаточно, особенно, когда произошло перевозбуждение или малыш получил яркие эмоции. Кусая, он снимает напряжение.

Особенности поведения – еще одна существенная причина присущая этому возрасту. До 3-х летнего возраста ребенок сильно кусается из-за стрессовых потрясений. Смена обстановки, расставание с мамой, посещение детского сада – это нагрузка на маленькую психику. Кусая, он избавляется от стресса, пытается контролировать ситуацию. В коллективе кроха старается защитить свои границы или дать отпор.

Чтобы адаптировать малыша к детскому саду мягко, смотрите интернет-курс Я иду в детский сад: легкая адаптация к садику>>>

Часто кусая, малыш высказывает свой протест, что может быть связано с ранним началом кризиса 3-х летнего возраста.

Кусание в 3 года

В таком возрасте начинает проявляться индивидуальность, кроха показывает свой характер. Начинается намеренное отрицание правил, часто это связывают с кризисом 3-х летнего возраста. Кроме того, как и в 2-х летнем периоде, он пытается проявлять свои лидерские качества через силу, авторитет.

Низкая адаптация, педагогическая запущенность, неспособность контролировать эмоции. Могут быть и неврологические проблемы: отставание развития, травмы мозга, головные боли, неуравновешенность нервной системы, испуг, страх, коммуникативные проблемы, проблемы речевого развития. О самых распространенных страхах читайте в нашей рубрике Страхи ребенка>>>

Психологические нарушения – более серьезная причина. О ней стоит говорить тогда, когда ребенок продолжает кусаться в 4, 5 лет, а то и старше в 6-7. Кроме приступов агрессии, заметны другие отклонения в развитии. В таких ситуациях нужна консультация психолога.

Что делать, чтобы отучить кусаться?

Причину определили, но какие методы выбрать и что делать, если ребенок кусается? Как воздействовать, чтобы не усугубить ситуацию и не травмировать ребенка грубыми действиями. Все зависит от возраста, особенностей развития, принципов воспитания и психологического климата в семье.

  1. Сначала стоит рассмотреть: как отучить ребенка кусаться в 1 год.

Если у малыша лезут зубки, нужно предложить силиконовые игрушки с пупырышками, которые массажируют десна. Их можно приобрести в аптечной сети или детских магазинах.

Особенно часто малыш кусается во время кормления. Как только кроха начал «баловаться», прикусывая грудь, сразу заберите ее. Он быстро поймет, что его кусание ведет к потере любимой груди.

Ни в коем случае нельзя использовать совет некоторых доморощенных психологов, говорящих, что нужно тихонько щипать малыша, когда он укусил при кормлении. Якобы после этого его действие будет ассоциироваться с болью. Да, а еще у него будет понимание, что его мама не взрослая и адекватная женщина, а беспомощное существо, которая решила устранять проблему с годовалым ребенком, через причинение ему боли.

Смотрите мой видеоурок как отучить ребенка кусаться:

  1. Как отучить ребенка кусаться в 1.5 года?

Для детей постарше, можно прибегнуть к следующим методам:

  • Если наблюдается слабость жевательных мышц, он будет кусаться не со зла. Крохе необходимо их развивать. Для этого чаще давать грызть яблоко, морковку, капусту. Хорошо помогают упражнения по надуванию воздушных шариков или мыльных пузырей.
  • Важно объяснять неприемлемость такого поведения, он уже все понимает. Присядьте, посмотрите в глаза и скажите, что не разрешаете себя кусать. Если ребенок повторяет свое поведение – перехватите его до момента укуса, разверните от себя и легонько подтолкнув отдали от себя, лишая контакта и близости. В течение 1-2 минут игнорируйте ребенка.

В 1.5 года ребенок не очень хорошо понимает слова и объяснение действиями сработает гораздо лучше.

Смотрите семинар по восстановлению материнского авторитета Мама-главная!>>>

  • Если через кусание ребенок пробует добиться от вас чего-то желаемого, но запрещенного, такой подход нужно пресекать. У ребенка не должно быть опыта получения желаемого через причинение боли другому человеку. В этом случае вам стоит особое внимание обратить на то, как вы взаимодействуете с ребенком, часто ли идете у него на поводу. Действуйте как в предыдущем пункте.
  • Воспитание сочувствия – задача для родителей. Если так получилось, что ребенок причинил вам боль, то пусть муж, бабушка или те, кто находятся рядом, пожалеют вас. Таким образом потихоньку и ребенок начнет понимать понятия «больно» и «пожалеть».
  • Телесные наказания недопустимы.
  1. Малыш подрастает, а привычка не уходит. Как отучить ребенка кусаться в 3 года. В таком возрасте рекомендуется:
  • Увеличить физическую нагрузку, заниматься зарядкой, гимнастикой, больше гулять.
  • Ребенок может уже разговаривать, поэтому важно объяснить ему, что свои чувства нужно озвучивать: «Мне неприятно», «Мне больно», «Мне страшно», «Мне обидно» и т. д. Таким образом он будет снимать внутреннее напряжение, а родители будут видеть внутреннюю картину психологического состояния.
  • Когда ребенок перевозбужден в процессе игры, мягко ее закончить, перевести внимание на игрушку, новую деятельность, событие внешнего мира, обнять малыша. Рекомендуется предложить еду, попить воды.
  • Детям из проблемных семей чаще всего нужна помощь психолога, чтобы помочь снимать стресс и преодолевать агрессию.
  • Ругая, нужно осуждать действия, но ни его самого. В любых ситуациях малыш должен быть уверен, что вы его любите. Слова «ты плохой, злой» и подобные не приемлемы. Поддерживайте малыша, но не одобряйте его поведение. Читайте также полезную статью Почему ребенок в 3 года не слушается>>>
  • Установление доверительных отношений, пересмотр методов воспитания. Удалить крик, раздражительность в общении с малышом и другими членами семьи. Исключить всякие угрозы, особенно не исполнимые: сдам в детдом, выгоню на улицу. Ребенок очень быстро поймет, что это просто угрозы, и они ему не страшны.

Если вам сложно сдержать свои эмоции, действуйте по методике из курса Мама, не кричи!>>>

  • Нельзя ругать в присутствии посторонних. Если кроха посещает детский сад, поговорить с воспитателем, чтобы его публично не наказывали. Это может еще больше озлобить ребенка. Кусая, он будет показывать свой протест. Подробнее о ситуации когда ребенок кусается в детском саду>>>
  • Если дитя кусается, чтобы выпустить агрессию, нужно придумать ролевые игры и поиграть с ним тематически: «как я веду себя, если у меня забрали игрушку» или придумать подобную ситуацию. Почитать ему истории. Существуют терапевтические сказки, после которых нужно пообщаться, обсудить возникшие вопросы по предложенной автором схеме.
  • Телесные наказания не применимы, они могут только ожесточить ребенка. В любых спорных ситуациях можно найти обходной путь не вступая в прямой конфликт с ребенком. В рамках интернет-курса Послушание без криков и угроз вы освоите более 15 способов как быстро договориться с ребенком и сохранить дружеские отношения.
  • Важно научить малыша просить прощение у того, кому он причинил боль.

Стоит знать, что через эту проблему проходит много родителей, ее не стоит игнорировать и действуя правильно при первых попытках укусить, вы быстро научите ребенка другим способам проявления своих эмоций.

Консультация для родителей «Почему дети кусаются и как реагировать на такое поведение»

Поступление ребёнка в детский сад – важный этап в его жизни.Он сопровождается изменением привычной для него обстановки: режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребёнку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Не все дети одинаково хорошо с этим справляются. У воспитателей, родителей и дошкольников возникают различные проблемы и одна из самых острых – «кусачество».

Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются, и как должны родители и воспитатели относится к этому, прямо скажем, больному вопросу?

Физиологическая потребность кусаться наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.

Эмоциональные проблемы связаны с тем, что примерно с 1 года малыш кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.

Поведенческие особенности указывают на то, что с полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.

Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно, только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача-психоневролога.

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так… Первая причина, связана с тем, что в раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Стремление «попробовать на зуб»» не только игрушки, но и других людей, может быть связано с желанием приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок кусает, когда он очень зол и раздражен. В детских садах нередко встречаются маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами. Ребенок понимает, что его обидели, что произошел акт агрессии. Ответить не может, и часто выражает свои эмоции, кусая обидчика.

Одним из факторов может стать низкая сензитивность, то есть чувствительность к прикосновению. Дети с низкой сензитивностью отличаются низкой восприимчивостью к болевым воздействиям и не совсем понимают, что их прикосновения могут причинить другому ребенку сильную боль.

Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной психологической ситуации дома (рождение младшего ребенка, ссоры между родителями).

Бывает, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику. Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты – достаточно вывести их на прогулку, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.

В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.

Задача родителей – как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза в глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы,скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем». Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.

Объясните крохе, что кусаться – это больно. Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким агрессором не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Читайте также:  Болезни по алфавиту

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется – накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Утешьте пострадавшего, проявите к нему сочувствие на глазах укусившего его ребенка. Таким образом, ребенку подается пример того, как нужно выражать сочувствие. Дайте возможность ребенку загладить свою вину, предложите ему наложить пластырь на место укуса, извиниться, нарисовать рисунок и подарить пострадавшему.

Если вы заметили, что ребенок начал кусаться и щипаться – в этом случае важен контроль со стороны родителей. Внешняя твердость взрослых тренирует у ребенка чувство различения (можно – нельзя, хорошо – плохо). На основе этих ограничений, социального неодобрения формируется чувство стыда и сомнения.

Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, нет причин для волнения. Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу. Родителя должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает, животным (издевается, малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.

Чтобы ребёнок перестал кусаться ему потребуется ваша помощь. Для принятия правильного решения, что делать, если ребенок кусается, необходимо, прежде всего, выявить причину. Выявив причину и определив, почему ребенок кусается, нужно немедленно приступать к принятию мер по ее устранению кусания, для того, чтобы подобное агрессивное поведение не закрепилось и не вошло в привычку у ребенка.

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной.

Консультация для родителей дошкольников «Почему дети ругаются?» Дети копируют манеры, поведение, привычки, интонации родителей; поэтому задача последних — обратить внимание на свое поведение: как общаться.

Консультация для родителей ДОУ «Почему дети ведут себя плохо» «Я уделяю своим детям много внимания и очень их люблю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?» К несчастью, мы привыкли делить.

Консультация для родителей «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие.

Консультация для родителей «Сколько раз повторять? Почему дети нас не слышат?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «СКОЛЬКО РАЗ ПОВТОРЯТЬ? ПОЧЕМУ ДЕТИ НАС НЕ СЛЫШАТ?» ОШИБКА 1. ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА. Малышам.

Консультация для родителей «Почему дети любят сладкое» Дети, как известно, очень любят сладости. Обещанная мамой конфета способна остановить детский каприз или заставить ребенка выполнить важное.

Консультация для родителей «Почему нас не слышат дети?» «Я ему 10 раз уже сказала – а он «ноль» реакций! Ты вообще меня слышишь?» Порой, родителей может довести до бешенства ситуации, когда ребенок.

Консультация для родителей «Зачем и почему дети рисуют?» в старшей группе Зачем и почему дети рисуют? «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Почему плачут дети?» Очень часто ко мне обращаются родители с вопросом: «Почему мой ребёнок постоянно плачет?» Отвечаю: Причин много, начиная от свойств темперамента.

Консультация для родителей «Почему дети плачут?» Почему дети плачут? Это такой способ общения с миром, способ привлечения внимания, поиск обратной связи. Так младенец “ничего не умея” заявляет.

Ребенок кусается: причины и способы решения проблемы

почему ребенок кусается

Рано или поздно каждая мама сталкивается с тем, что ее ребенок начинает кусаться. Причины этой проблемы, а значит, и способы ее решения, различаются в зависимости от возраста малыша.

Почему ребенок кусается в возрасте до 1 года?

Уже с трех месяцев малыш начинает активно познавать окружающий мир. В работу постепенно включаются все органы чувств. Трех- четырехмесячный малыш начинает хватать игрушки, пальцы родителей и тянуть их в рот. Со временем у малыша появляется чувство выраженного дискомфорта, а затем и боль, связанные с прорезыванием зубов. Обычно зубы начинают резаться с шести месяцев, но у «ранних» малышей этот процесс может начаться в три месяца. Ребенок становится беспокойным, плаксивым, капризным. Меняется внешний вид десен: они белеют или краснеют, становятся рыхлыми. Грудничок кусает и грызет всё, что сможет схватить.

При кусании снимаются раздражительность и напряжение десен, ускоряется процесс прорезывания.

Если в этот период малыш кусает родителей, других детей в семье, нельзя на него кричать или проявлять агрессию другим способом. Ребенок не сможет понять причину негодования, ведь кусание для него – это единственный способ снять боль. Следует отстраниться от ребенка и, глядя ему в глаза, строго сказать: «Нельзя кусаться». Важно говорить не только слово «нет» («нельзя»), но и называть сам процесс – «кусать».

Для того чтобы предотвратить такое поведение малыша, нужно обеспечить ему доступ к предметам, кусая которые он снимет болезненность десен. Это могут быть специальные силиконовые«грызунки». Нежелательно использовать силиконовые щеточки, надеваемые на палец родителя, чтобы не поощрять малыша к кусанию людей. Для облегчения состояния ребенка можно использовать специальные детские стоматологические гели, гомеопатические противовоспалительные препараты, нестероидные противовоспалительные средства. Все препараты должны применяться после консультации педиатра, строго по инструкции.

Ребенок кусается в один год

ребенок кусается

В возрасте одного года ребенка по-прежнему могут беспокоить зубки, но после года, когда начинают резаться клыки и моляры, мамы обычно хорошо распознают признаки прорезывания зубов и могут облегчить состояние своего малыша. Чаще же причинами кусания становятся переутомление малыша или, наоборот, избыток накопившейся энергии.

Итак, одной из причин кусания является усталость. Поскольку в год ребенок еще не может объяснить, что он устал, маме нужно следить за первыми признаками переутомления. Обычно малыш начинает кусаться во время активных игр с другими детьми или родственниками. Меняется настроение ребенка, появляется плаксивость, он начинает тереть глаза. В порыве гнева он может укусить или ущипнуть другого ребенка на детской площадке.

Как отучить ребенка кусаться? Самое главное – проявить строгость, но не агрессию. Нужно подойти к ребенку и строгим, но спокойным голосом сказать, что кусаться нельзя, что другому ребенку больно. Можно подойти к укушенному малышу и утешить его. Ребенка обязательно нужно вывести из игры, переключить его внимание на спокойную деятельность – лепку из пластилина, рисование, игры с водой.

Как предотвратить кусание со стороны годовалого ребенка? Маме следует замечать признаки переутомления у ребенка, не дожидаться, когда к усталости присоединится агрессия.

Родителям нужно скорректировать режим малыша, ориентируясь на время бодрствования, соответствующее возрасту ребенка. В некоторых случаях нужно добавить еще один дневной сон или заменить один продолжительный на несколько коротких.

В один год возможна и обратная ситуация, когда у ребенка возникает избыток энергии. Кусанием и щипанием он старается эту энергию выплеснуть наружу. В таких случаях нужно обязательно чередовать спокойную деятельность ребенка с активными играми и прогулками на свежем воздухе.

Ребенок кусается в два года

ребенок кусается

Основные причины кусания в возрасте двух лет – еще несформировавшиеся навыки общения. Таким способом ребенок старается отстоять свою позицию, поскольку иначе он сделать этого не может. Обычно ребенок уже хорошо понимает смысл запретов родителей, но не в состоянии найти иного способа добиться цели и кусает другого вполне осознанно.

Маме при попытке малыша укусить другого ребенка можно предотвратить укус, отвлечь ребенка на новую игру или поручить ему какое-нибудь дело. Если же инцидент всё же произошел, нужно строго и коротко объяснить, что так делать нельзя. Затем следует вместе с ребенком подойти к укушенному малышу и попросить прощения. Необходимо показать ребенку, как можно пожалеть другого человека: обнять, погладить место укуса, поделиться игрушкой. Нельзя позволять родителям укушенного ребенка кричать на вашего малыша или проявлять другие признаки агрессии. В таких случаях нужно взять малыша за руку и увести с места, где произошел инцидент (детская площадка, игровая комната). После этого важно в тихой обстановке спокойным голосом объяснить ребенку причины возникшего конфликта. Нужно сказать, что он поступил неправильно. Ребенок должен научиться проявлять лидерские качества другим способом, например в соревновательных или командных играх. Необходимо объяснить, что своим поведением малыш только отталкивает от себя других детей, которые могут отказаться с ним дружить и играть.

Ребенок кусается в три года

В возрасте трех лет наступает переломный момент в становлении личности ребенка. Малыш полностью осознает свое “я”, отдельное от родителей. Ребенок стремится к самостоятельности, не терпит контроля со стороны мамы. Именно в этот переходный период малыш может проявлять свою раздражительность кусанием, царапаньем и щипанием. Родителям нужно строго пресекать попытки кусания. Нужно уважать стремление ребенка к самостоятельности, поручать ему больше несложных дел, советоваться по решению некоторых вопросов, чаще давать право выбора.

Кроме того, в трехлетнем возрасте дети начинают посещать детские сады, часто впервые оказываются в столь большом коллективе. В этом случае кусание становится проявлением страха, беспомощности.

Как отучить ребенка кусаться в детском саду? Большое значение имеет подготовка малыша к детскому саду. Начиная с двух лет нужно приучать малыша к небольшим коллективам, ненадолго оставлять его с другими родственниками. В первые дни ребенок должен находиться в детском саду не более пары часов. Постепенно время пребывания нужно увеличивать.

Если проблема кусания имелась и раньше, нужно предупредить об этом воспитателя. Если в детском саду ребенок укусил кого-то впервые, надо выслушать ребенка, узнать, по какой причине он это сделал. Можно попросить воспитателя проследить, не обижают ли ребенка другие дети. Если малыш кусает всё время одного ребенка, можно попробовать пригласить его для игр один на один или в небольшой компании. Так будет проще проследить за поведением обоих детей и понять причину конфликта.

Почему ребенок кусается после трех лет?

ребенок кусается

К четырехлетнему возрасту ребенок полностью осознает свои действия, понимает запреты. Если после трех лет ребенок продолжает кусаться, скорее всего, имеют место серьезные проблемы в психоэмоциональной сфере малыша. Родителям нужно как можно быстрее обратиться за помощью к психологу и неврологу.

К специалистам стоит обратиться раньше трех лет, если:

  • ребенок целенаправленно игнорирует запрет взрослых;
  • ребенок кусает очень сильно, до крови;
  • у ребенка проявляются другие признаки агрессии, он бьет других детей, ломает вещи;
  • ребенок агрессивен по отношению к животным.

Что делать если ребенок кусается?

ребенок кусается

  1. Следует обязательно найти причину плохого поведения ребенка. Очень часто причиной плохого поведения может быть дефицит внимания. В этом случае маме и папе нужно больше времени проводить с ребенком, хвалить его, радоваться успехам.
  2. Нужно обратить внимание на поведение других членов семьи. Причиной кусания могут быть постоянные ссоры и конфликты между родителями.
  3. Не следует отвечать на поведение ребенка агрессией, нельзя кричать, бить или кусать его в ответ. Такими действиями можно лишь сильнее стимулировать агрессивное поведение ребенка. Также нельзя допускать агрессивное поведение по отношению к ребенку со стороны других мам и воспитателей.
  4. На время необходимо исключить все травмирующие малыша события и мероприятия. В случаях, когда это невозможно (например, вынужденный переезд, появление второго ребенка в семье), нужно как можно яснее объяснить ребенку, что отношение к нему родителей не изменится, что он по-прежнему будет любим.
  5. Никогда нельзя говорить малышу, что, если он будет кусаться, родители перестанут его любить. Наоборот, важно дать малышу понять, что мама и папа любят его независимо ни от чего.
  6. Важно как можно раньше выяснить причину и пресечь плохое поведение ребенка. Если кусание войдет в привычку, сделать это будет значительно тяжелее.

Кусание ребенком в возрасте до трех лет других людей –нормальная ситуация, если она не входит в привычку. Часто малышу достаточно несколько раз строго объяснить, что так делать нельзя, перключить его энергию на другой вид деятельности, чтобы он перестал кусаться.

Если кусается ребенок старше трех лет, это может указывать на нездоровую атмосферу в семье, психологические и неврологические проблемы у ребенка. В таких случаях необходима консультация специалиста.

Ссылка на основную публикацию