Нарушение сенсорной интеграции у детей: симптомы, диагностика, лечение и коррекция

Диагностика

Проводить диагностику на выявление сенсорных нарушений необходимо проводить в первые три года жизни, чтобы подготовить малыша к дальнейшему обучению. Для выявления данных проблем используют специальный тест, на вопросы которого отвечают родители.

Во время обработки ответов, специалисты могут оценить поведение ребенка по 5-ти балльной шкале. Затем данные соотносят с данными таблицы и получают результат. Недостатком этого теста является сложность его применения для диагностики детей дошкольного возраста.

Если полученных данных недостаточно, то применяют дополнительное обследование, чтобы проверить работу органов чувств. Также предлагают задания для оценки социальной активности и психо-эмоциональной сферы.


Но точно определить нуждается ли ребенок в данной терапии можно только после проведения диагностики.

демонстрации

Кроме того, пораженные люди различаются по широкому спектру дисфункции сенсорной обработки, включая различные уровни гипочувствительности и гиперчувствительности к раздражителям..

Во-первых, информация о чувствах не рассматривается, как если бы она не захватила ее или не уловила очень легко (например, она может коснуться чего-то очень горячего, не будучи сожженным); в то время как вторая подразумевает обратное: даже легкий контакт с одеждой, например, может быть воспринят с ужасом.

Также расстройство сенсорной интеграции может варьироваться в зависимости от чувств, представляя некоторые трудности в одной сенсорной модальности, другие в нескольких и даже другие в целом (Goldstein & Morewitz, 2011).

Другие, с другой стороны, являются истинными искателями эмоций, всегда осознавая, как стимулировать свои чувства, и любят захватывать интенсивную информацию, но патологически. С этим нужно быть осторожным, потому что он обычно неправильно диагностируется как СДВГ (STAR ​​Institute, 2016).

У взрослых это проявляется как проблемы с выполнением рутины или сохранением работы, а также с трудностями в общении и отдыхе; хотя депрессия и изоляция также могут возникнуть.

Затем мы представим некоторые признаки этого расстройства в качестве примера:

– Чувство беспокойства от неожиданного тактильного контакта, пусть и незначительного. Особенно, если его коснуться в определенных частях тела или принять.

– Неудобство при надевании определенной одежды, тканей, протирки этикетками . или аксессуаров, которые подгоняются под кожу.

– Особая неприязнь к окрашиванию или, наоборот, отказ от личной гигиены. Скорее, они обычно демонстрируют сильное избегание определенного контакта, такого как вода, зубная щетка или что-то, что окрашивает их кожу, как еда или краска.

– Большая активность, или иначе, это может быть чрезвычайно сидячий.

– Повышенная чувствительность к звукам из-за их частоты или громкости. Или дискомфорт при встрече в шумной обстановке, при прослушивании неизвестных голосов или на другом языке.

– Чрезмерно низкий или высокий болевой порог.

– Сильный дискомфорт при появлении интенсивных запахов или очень острой пищи.

– С точки зрения зрения, он потирает глаза или усердно моргает, учится читать дольше, им мешает смотреть на движущиеся или яркие объекты, они избегают визуальных узоров или источников света, у них возникают проблемы с различением цветов, форм или размеров и т. Д..

– Задержка мелкой моторики, что позволяет раскрашивать, писать или застегивать.

– Дефицит общих двигательных навыков, который влияет на ходьбу, подъем по лестнице или бег.

– Неуклюжие и хаотичные движения.

– Мышечный тонус слишком высокий или слишком низкий.

– Устные проблемы, такие как частое слюнотечение или тошнота, гиперчувствительность во рту, задержка речи, паника, чтобы попробовать новые продукты и т. Д..

– Трудности в отношениях с другими людьми, будучи изолированными.

– Дискомфорт, связанный с вестибулярной системой, такой как перемещение другого человека, езда на лифте или транспортном средстве, действия, которые требуют изменения положения головы, опускания головы, прыжков, установки на качелях и т. Д..

– Неуклюжие и хаотичные движения.

Коррекционно-развивающая программа “Умные мячики”

Коррекционная программа для детей с нарушениями сенсорной интеграции “Умные мячики” разработана психологом, кинезиологом Луниной Н. В, нейропсихологом Вороновой М.Н. Развитие сенсорной интеграции проводится с помощью упражнений разной сложности с небольшими мячиками. Ребенок получает задание: взять мяч определенным образом, бросить его одной рукой двумя, поймать. Дополнительно малышу нужно коснуться частей тела, привстают на носочки, присесть, постараться взаимодействовать с партнером по игре.

В процессе выполнения заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.

Программа “Умные мячики” прошла апробацию, на практике подтвердила свою эффективность для лечения нарушений сенсорной интеграции у больных любого возраста. Замечено, у детей, прошедшие реабилитационный курс, произошли следующие изменения:

  • Улучшились когнитивные функции
  • Повысилась успеваемость
  • Снизилась импульсивность
  • Улучшилась координация
  • Повысилась концентрация внимания
  • Увеличился объем памяти

Программа “Умные мячики” не имеет возрастных ограничений. Заниматься можно с детьми раннего возраста и взрослыми.

Приведем несколько примеров простых упражнений:

  1. Стаканчик
    Ребенок держит маленькие мячики в обеих руках. Ударять мяч о пол сначала одной рукой и ловить его, потом другой. В процессе выполнения задания развивается координация движения, глазомер, пространственная ориентация.
  2. Обезьянка
    Мячики зажимаются в ладони так, чтобы пальцы были вверху. Бросание и ловля снаряда происходит в одном положении рук.
  3. Повторение ритма удара
    Педагог стучит мячом о пол в определенном темпе, больной повторяет. Задание развивает фонематическое восприятие.
  4. Счет
    Педагог показывает схему бросков мяча. Каждое движение делается на определенный счет. Один — кидаем вверх, два — ловим, три — кидаем двумя руками вниз, четыре — ловим. Сложность упражнения зависит от возраста и уровня развития ученика.

  1. Стаканчик
    Ребенок держит маленькие мячики в обеих руках. Ударять мяч о пол сначала одной рукой и ловить его, потом другой. В процессе выполнения задания развивается координация движения, глазомер, пространственная ориентация.
  2. Обезьянка
    Мячики зажимаются в ладони так, чтобы пальцы были вверху. Бросание и ловля снаряда происходит в одном положении рук.
  3. Повторение ритма удара
    Педагог стучит мячом о пол в определенном темпе, больной повторяет. Задание развивает фонематическое восприятие.
  4. Счет
    Педагог показывает схему бросков мяча. Каждое движение делается на определенный счет. Один — кидаем вверх, два — ловим, три — кидаем двумя руками вниз, четыре — ловим. Сложность упражнения зависит от возраста и уровня развития ученика.

Сенсорная интеграция, как метод лечения нарушений в развитии ребенка

Нарушение сенсорной обработки информации называется дисфункцией сенсорной интеграции. Многие родители даже не подозревают о наличии такой проблемы у своего ребенка. Отклонения в поведении они считают обычными капризами. На самом деле это реальный диагноз, который очень часто остается скрытым. Примером нарушения сенсорной интеграции является непереносимость громкого шума или резких запахов, отказ от ношения «колючих» вещей и пр. Справиться с проблемой можно, но подход должен быть правильным.

Чем раньше проблема будет выявлена, тем лучше. Это позволит не допустить серьезных проблем в развитии малыша.

Дисфункции сенсорной интеграции у детей
консультация по коррекционной педагогике на тему

Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Сенсорная интеграция способствует развитию интеллекта ребенка. Но есть дети с дисфункцией сенсорной интеграции, т.е неспособностью воспринимать информацию, поступающую от нескольких сенсорных систем.

Читайте также:  Рак губы: фото начальной стадии, симптомы, лечение и диагностика

Что такое сенсорная интеграция? Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Представьте… насколько трудной может быть жизнь тех, кто: не видит и не слышит, не может понять того, что слышит или видит, не может анализировать поступающую информацию: тактильную, двигательную, гравитационную и т.д. От учета сенсорных потребностей зависит наша способность обучаться и правильно поступать в различных ситуациях.

Занятия по сенсорной интеграции

Сенсорная коррекция или сенсорная интеграция при аутизме, синдроме Дауна, ДЦП, СДВГ, прочих психоэмоциональных и физических особенностях проводится в формате регулярных стимуляционных занятий. Рекомендуемая частота занятий – не менее 2–3 раз в день. По прошествии 3-месячного каждого периода содержание занятий может быть скорректировано в зависимости от достигнутых результатов.

Коррекционная программа помогает детям с дисфункцией СИ адекватно интерпретировать свои чувственные сигналы и адаптироваться к новым. Для максимальной результативности сенсорно-интегративную терапию рекомендуется сочетать с другими коррекционными методикам, особенно с АВА-терапией.

  • многократно усиленная реакция на любые прикосновения, запахи, звуки и прочие раздражители;
  • ребенок очень легко отвлекается на внешние факторы, которых другие люди просто не замечают;
  • длительные перегрузки вестибулярного аппарата – бесконечный бег по кругу, кручение на одном месте;
  • отказ надевать одежду из определенной ткани и т. д.

Методы диагностики дисфункции сенсорной интеграции у детей и взрослых

Достаточно одного типа нарушения, чтобы значительно осложнить жизнь ребенку и родителям. Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении.

Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений?

При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо». По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

  • Нарушения обработки слуховой информации:

дети боятся громких звуков, не переносят некоторых видов музыки (или музыку вообще), мамино пение, тембры голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, выглядят растерянными в таких местах, остаются в классе на переменке.

  • Нарушения зрительной системы:

ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак или темноту, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающих и предметы.

  • Нарушения тактильного восприятия:

дети не любят играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, сами не любят прикасаться ко многим предметам, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежды, например, водолазки, свитера с горлом, жалуются на ярлычки, торчащие внутри футболок нитки вышивки, не терпят ходьбы босиком. Также отмечается снижение болевой и температурной чувствительности.

  • Моторные, вестибулярные дисфункции:

при таких типах нарушений ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, опасно рискует в подвижных играх, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т. к. чувствует себя неустойчиво.

И основное отличие детей с подобными нарушениями — это сложность концентрации внимания, особенно, если окружающая среда насыщена теми раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, вид активности очень и очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты — избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т. п.).

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему.

Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной — недочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции.

Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику. Диагностика основывается на полном сборе анамнеза, проведении специализированного теста, иногда вспомогательных тестов и сбора информации при помощи родительских опросников, т.е. представляет комплексную оценку.

Что включает в себя комплексная оценка?

Она включает в себя 3 компонента:

  • проведение стандартизованного теста, когда это возможно, сюда включены СИПТ — Тест сенсорно-интегративных и моторных способностей, БОТ-2. Стандартизированный тест включает в себя 17 подтестов, требующих от испытуемых выполнения визуальных, тактильных, кинестетических и моторных проб, и позволяет провести наиболее полную, расширенную диагностику сенсорных нарушений и моторных навыков. Обычно проведение такого теста требует нескольких часов. Проведение стандартизированного теста не ведет к постановке официального диагноза. Стандартизированная оценка может дать дополнительную информацию, т.е. вполне отвечать запросу родителей детей, которым еще не поставлен диагноз, а также у которых уже стоит какой-либо диагноз;
  • наблюдение. Субъективный анализ сильных сторон и ограничений возможностей ребенка, а также детальное клиническое наблюдение в естественных (не тестируемых) условиях. Иногда, при условии, что мы не можем провести стандартизированный тест, когда не позволяет ранний возраст ребенка или его состояние, мы наблюдаем его в естественной среде, сенсорной двигательной комнате;
  • стандартизированный родительский опросник. Это могут быть как узкие опросники по сенсорной интеграции, так и более широкие опросники, дающие нам более полное представление о состоянии ребенка: не только о работе сенсорных систем, но и о психоэмоциональном состоянии, поведении и т. п.

В центре Социального развития и обучения «Мир Ощущений», например, используется широкий набор стандартизированных профессиональных тестов и оценочных опросников для родителей и специалистов, которые взаимодействуют с ребенком — педагогов и учителей. Проводимые специалистами тесты варьируются согласно возрасту, уровню и поставленной цели.

Читайте также:  Отеки под глазами отеки под глазами: причины и лечение у женщин и мужчин, как быстро избавиться

По результатам диагностики терапевт составляет сенсорный профиль ребенка и ставит цели, которые должны быть достигнуты в процессе вмешательства.

Что нужно знать, когда Вы принимаете решение начать занятие по СИ:

Технология сенсорной интеграции

Сенсорная стимуляция + адаптация мозговых реакций в зависимости от неврологических потребностей ребёнка + вовлечение всех частей тела, которые подвергаются вестибулярной, проприоцептивной, тактильной стимуляции = технология сенсорной интеграции.

Цель — наладить процесс слаженной совместной работы различных отделов нервной системы, тем самым расширить компенсаторные возможности высшей нервной деятельности.

Главная задача — насытить окружающую обстановку такими предметами, которые предоставляли бы ребёнку возможность видеть, слышать, осязать, ощущать вкусы и запахи, познавать устойчивость своего тела, развивать двигательные умения. Важно понимать, что воздействие только на интеллект, специально организованными заданиями, приводит к тому, что у детей грубеют чувства, слабеет воля, тускнеет сознание.

Ребёнку необходима специально созданная среда, где бы он мог компенсировать расстройства нервной системы, недостаток развития отдельных частей мозга. Благодаря эффективному сотрудничеству специалистов, родителей и самого ребёнка у него достигаются значительные улучшения в работе различных видов анализаторов, устраняются функциональные расстройства нервной системы без применения медикаментов.

Что такое дисфункция сенсорной интеграции

Признаки тактильной дисфункции:

  1. Гиперчувствительность: отказ от игр где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж.
  2. Недостаточная чувствительность: ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.

Признаки вестибулярной дисфункции:

  1. Гиперчувствительность: избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках. Ребенок боится высоты, ему не нравится находиться «вверх тормашками», боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.
  2. Недостаточная чувствительность: ребенок постоянно находится в движении, носится или кружится. Кажется, что он ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения». Он качает ногами, когда сидит, любит когда его подбрасывают. Кажется, что он никогда не испытывает головокружения, всегда полон энергии.

Признаки проприоцептивной дисфункции:

  1. Замедленная реакция: трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть. Ребенок натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.
  2. Быстрая реакция: постоянно прыгает, рушит, громит, топает. Ребенку нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают. Он любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.
  3. Ребенку сложно оценить собственные силы: не понимает, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет. Он не может оценить вес, поэтому часто ломает предметы, не может рассчитать силу нажима и поэтому рвет бумагу, когда рисует.

Признаки слуховой дисфункции:

  1. Гиперчувствительность: закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции (шум спуска воды в унитазе, шум фена, пылесоса, непереносимость шумных мест).
  2. Низкая чувствительность: плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум. Не понимает где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.

Вкусовая дезориентация:

  1. Гиперчувствительность: разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Ребенок может давиться твердой пищей, не может как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.
  2. Сниженная чувствительность: облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Возможно обильное слюнотечение у ребенка. Он грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.

Признаки расстройства осязания:

  1. Гиперчувствительность: не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.
  2. Сниженная чувствительность: не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.

Признаки зрительной дисфункции: .

  1. Гиперчувствительность: раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.
  2. Сниженная чувствительность: плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком. Ребенок не может следить за строкой при чтении или списывать с доски.

СВЕРХЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Сенсорная сверхчувствительность

Детей с сенсорной сверхчувствительностью можно назвать «недотрогами».

Разберем основные признаки сенсорной сверхчувствительности.

Ребенка может беспокоить: структура одежды (шерстяная одежда, мех животных, текстурные полотенца) грязь или клей на руках, ползание или ходьба босиком по грубому ковру и траве. Ребенок в процессе еды постоянно смахивает крошки с лица. Беспокоит подстригание волос и ногтей, запах духов или косметики, окружающий шум.

Шум в гипермаркетах, ресторанах или местах большого скопления народа вызывает нервозность и тревогу. Любой неожиданный звук, такой как сирена автомобиля, школьный звонок, внезапно заработавший мотор, качели или горка – пугают.

Ребенок не переносит яркий или солнечный свет, положение вверх ногами, кружение или кувыркание.

Ребенок часто может быть агрессивным или импульсивным из-за перенасыщения сенсорными стимулами. Может быть раздражительным, привередливым, переменчивым, несоциальным. Может быть отстраненным от групповой деятельности, неспособным заводить дружбу, чрезмерно осмотрительным и осторожным, расстроенным из-за смены места или неожиданных событий.

Недочувствительность

Дети с сенсорной недочувствительностью отвечают на сенсорные стимулы намного слабее, чем того требует ситуация. Они могут иметь медленную реакцию и для ответа должны получить более интенсивную и продолжительную стимуляцию.

Красные маркеры для определения недочувствительности:

– Не плачет, когда серьезно ударится или не обращает внимание на раны.

– Не замечает, если кто-то задевает его.

– Не любит двигательную активность, избегает ее.

– Предпочитает двигательным играм компьютер.

– Долго учится одеваться и кушать самостоятельно.

– Кажется, что он не замечает и не реагирует на то, что происходит вокруг.

– Плохо реагирует на состояние голода, жары или холода.

– Имеет длительные проблемы с приучением к туалету.

– Не может пользоваться руками не глядя на то, что он делает.

– Не реагирует на резкие запахи.

– Не реагирует на остатки пищи и воды вокруг рта.

– Имеет пассивный, спокойный и отстраненный вид на постоянной основе.

– Его сложно привлечь к беседе или другому социальному взаимодействию.

– Легко погружается в свой воображаемый мир.

– Апатичный и быстро устает.

– Очень медленно реагирует на инструкции и задания.

– Тяжело вовлекается в окружающий его мир, не проявляет интереса к играм и предметам.

– Не может пользоваться руками не глядя на то, что он делает.

Сенсорная интеграция. Терапия непонятных нарушений развития

Наталья Паничева
Сенсорная интеграция. Терапия непонятных нарушений развития

Дисфункция сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде аж до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать!

Читайте также:  Ниаспам: инструкция по применению, цена, отзывы. Аналоги и показания к применению

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать».

То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Если же во время внутриутробного развития, при родах произошло повреждение ствола мозга, мозжечка, нервных путей, например, при гипоксии плода, или же ребенок воспитывается в условиях сенсорной депривации, развивается дисфункция обработки сенсорной информации.

То, как мы воспринимаем и обрабатываем входящую информацию: что видим, слышим, обоняем, как ощущаем голод, высоту, умеем сохранять баланс — влияет не только на самочувствие. Это формирует образ действий, мышления, тип общения, воздействует даже на овладение бытовыми навыками. Сложно есть суп, когда рука не очень ловко подносит ложку ко рту, вкусовые рецепторы искажают информацию, обоняние сообщает, что запах лавра слишком резкий, тактильные рецепторы не очень-то помогают глотать, а интроцептивные — «утверждают», что ребенок совсем не голоден.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

Он не справляется с “требованиями” и свойствами окружающей среды

Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и “подавайте” ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.

Нарушения сенсорной интеграции: чувствительность вызывает проблемы

Существует несколько типов сенсорного расстройства: нарушения сенсорной модуляции, нарушения движения или нарушениях сенсорной дифференциации у детей. Их можно заподозрить, когда, например, у ребенка возникают проблемы с определением правильного ритма сна и бодрствования, он чрезмерно возбужден, испытывает трудности с концентрацией, ест только некоторые блюда, менее подвижен, чем его сверстники и т. д.

Чувствительность сенсорной интеграции также может проявляться чрезмерной либо слишком малой чувствительностью к сенсорным стимулам. Поэтому бывает, что младенец не любит объятий, и когда его поднимают на руки он отталкивает родителя или начинает плакать. Бывает, что у ребенка гиперчувствительность касается слуха, и его крики вызваны звуками, которые не раздражают других детей. Нарушения сенсорной интеграции могут также касаться двигательной координации (ребенок не может положить блок в контейнер или захватить шарик пальцами) или чувства равновесия — когда движения неуклюжи, ему не хватает координации. Также случается, что ребенок не реагирует хорошо на раздражители, не замечает сильных звуков или запахов.

Чувствительность сенсорной интеграции также может проявляться чрезмерной либо слишком малой чувствительностью к сенсорным стимулам. Поэтому бывает, что младенец не любит объятий, и когда его поднимают на руки он отталкивает родителя или начинает плакать. Бывает, что у ребенка гиперчувствительность касается слуха, и его крики вызваны звуками, которые не раздражают других детей. Нарушения сенсорной интеграции могут также касаться двигательной координации (ребенок не может положить блок в контейнер или захватить шарик пальцами) или чувства равновесия — когда движения неуклюжи, ему не хватает координации. Также случается, что ребенок не реагирует хорошо на раздражители, не замечает сильных звуков или запахов.

Виды занятий по развитию сенсорной интеграции

Важно, что применение метода сенсорной интеграции помогает успешно подготовить ребенка к обучению в школе. Для этого существуют различные виды занятий.

Важно, что применение метода сенсорной интеграции помогает успешно подготовить ребенка к обучению в школе. Для этого существуют различные виды занятий.

Причины нарушения сенсорной интеграции

К причинам нарушений обработки проприоцептивной информации можно отнести проблемы беременности и родов, особенно Агнешка Лемански, известный сенсорный терапевт из Польши, подчеркивает длительный прием но-шпы для снятия тонуса матки (т.к. на тонус мышц плода препарат тоже влияет) и кесарево сечение. Во время естественных родов младенец получает мощную проприоцептивную стимуляцию, которая «запускает» многие процессы в организме. В Восточной Европе есть практика, которая для кесарят имитируют процесс родов (специальный массаж). Также повреждение ствола головного мозга сильно влияет на весь процесс развития, поскольку все основные нервные пути идут через ствол.

К причинам нарушений обработки проприоцептивной информации можно отнести проблемы беременности и родов, особенно Агнешка Лемански, известный сенсорный терапевт из Польши, подчеркивает длительный прием но-шпы для снятия тонуса матки (т.к. на тонус мышц плода препарат тоже влияет) и кесарево сечение. Во время естественных родов младенец получает мощную проприоцептивную стимуляцию, которая «запускает» многие процессы в организме. В Восточной Европе есть практика, которая для кесарят имитируют процесс родов (специальный массаж). Также повреждение ствола головного мозга сильно влияет на весь процесс развития, поскольку все основные нервные пути идут через ствол.

Сенсорная комната как часть терапии

Терапия, направленная на успешную сенсорную интеграцию, ориентируется на использование так называемой «сенсорной комнаты».

Во время лечебной процедуры, ребенок получает необходимые именно ему сенсорные переживания, также поощряются перемещения внутри самого помещения. Вот принципы, по которым необходимо организовать работу сенсорной комнаты:

  • Уровень раздражителей должен быть адекватен возможностям ребенка;
  • Ребенка нужно стимулировать к изменению поведения в ответ на изменения в обстановке;
  • Наполнение комнаты должно вызывать интерес у ребенка и соответствовать его уровню развития;
  • То, как организуются занятия, должно быть обусловлено предпочтениями и интересами ребенка.

Детям с гипочувствительностью нужно предлагать сильные ощущения – трение щеткой, вибрацию или сжатие в объятиях. Игрушки должны быть приятны на ощупь – можно использовать мягкие игрушки с разными наполнителями.

Гиперчувствительных детей нужно, напротив, погружать в умиротворяющую атмосферу, которая включала бы в себя тихую музыку, мягкое освещения и нежные покачивания.

Чтобы побудить детей делать шаг вперед и соглашаться испытать проблемные для себя ощущения, нужно использовать угощения и другие награды.

Однако, когда такие раздражители вызывают сильный эмоциональный ответ – паническое бегство, крик, агрессию – о норме говорить не приходится.

Добавить комментарий