Календарь развития ребенка с рождения до 12 лет

Календарь скачков и кризисов развития

С рождения и до 1,5 лет ребенок переживает 10 кризисов роста и развития. Не стоит пугаться, каждый кризис — это скачок развития нервной системы, рост мозга, появление новых способностей у ребенка.

Введите дату рождения ребенка и получите персональную таблицу скачков развития

Кликай на молнию, чтобы узнать больше

1–1,5 месяца. Первый скачок развития ребенка: новые ощущения

Примерно на 5 неделе жизни происходит скачок созревания. Появляются слезы, ребенок дольше бодрствует, лучше видит, больше интересуются окружающим миром. Стремительно развиваются органы чувств. Но мозг малыша пока не может обрабатывать все новые впечатления.

2 месяца. Второй скачок развития ребенка: явления окружающего мира и познание своего тела

Малыш обнаруживает, что окружающий мир – не единое целое, не имеющее границ. Теперь он различает «узоры» – это и рисунки на предметах, и, например, собственные руки. У него разные ощущения, когда его рука поднята вверх и когда свисает вниз. Он с интересом наблюдает за людьми.

2,5 месяца. Третий скачок развития ребенка: осознание перемен

Примерно на 12 неделе жизни ребенок обнаруживает постоянные изменения вокруг себя. Для него вдруг все изменилось. Ничто больше не является стабильным. В меняющемся мире есть только одна постоянная вещь – мама. Конечно, он стремится все время быть у нее на руках.

Скачки развития не происходят за одну ночь. Это не просто появление у малыша нового движения или навыка. Важна готовность ребенка принять изменения в своем теле и сознании, понять, что ему доступны новые возможности для знакомства с миром.

8–9 месяцев. Шестой скачок развития ребенка: категоризация предметов и понимание речи

Ребенок начинает выделять сходства и различия. Он осознает, что разные объекты и ощущения могут быть объединены в группы или категории. Банан отличается от яблока на вид, на вкус и на ощупь, но их оба можно съесть. Малыш узнает больше и о собственных эмоциях.

Новый беспокойный период может начаться в возрасте около 8 месяцев и продлиться от 3 до 6 недель.

Ребенок учится видеть закономерности и группировать объекты по определенным признакам. Развиваются его обоняние, осязание, зрение, слух, эмоции. Активно развивается понимание речи.

10,5 месяцев. Седьмой скачок развития ребенка: первые последовательности

Ребенок начинает понимать, что для достижения цели ему нужно произвести действия в определенной последовательности. Он пытается сложить кубики или пирамидку – раньше иногда у него это получалось случайно, а теперь он действует совершенно сознательно.

Наверное, вы уже привыкли к тому, что малыш постоянно все разбрасывает, а едва вы построите башенку, он ее тут же разрушает.

Около 10,5 месяцев начинается долгожданное время самостоятельного конструирования. Новый скачок развития произойдет на десятом месяце жизни малыша и может продлиться от 3 до 7 недель.

1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей

Ребенок становится более непредсказуемым. Он осознает, что результата можно достичь с помощью разных действий. Раньше его действия были звеньями простых и знакомых вам последовательностей. Теперь одно и то же действие может работать на разный результат. Некоторые из них вам непонятны, потому что вы не знаете, чего ребенок хочет достигнуть.

1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

Мышление ребенка стало более сложным и взрослым. Ходом его мысли теперь руководят принципы. Он не следует программе, как робот, а создает ее сам, вносит изменения и даже оценивает ее. Он обдумывает ходы, строит планы и взвешивает их последствия.

В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял – чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.

И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребенка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.

1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление

Ребенок замечает системы – единство взаимозависимых элементов. Он осознает, что его семья отличается от семьи его приятеля. Понимает, что его действия приводят к определенным событиям, он обладает властью над вещами, может принимать решения.

Во время предыдущего скачка развития ваш ребенок научился решать, что ему выбрать, как поступить, куда пойти. Примерно с 1 года и 4 месяца его представление о себе, о маме и папе, обо всем, что его окружает, снова начинает меняться.

Постепенно малышу становится понятно, что в зависимости от его решений все может меняться, что в общении можно проявлять гибкость, что у эмоций много оттенков, а у поступков есть вполне определенные последствия.

4 месяца. Четвертый скачок развития ребенка: влияние на события

Возможность ребенка осознавать мир вокруг себя развивается. Он начинает экспериментировать с событиями. Понимает, что может дотянуться до игрушки, взять ее, повернуть, потрясти. Новый уровень физической активности – следствие более высокой степени развития.

К четвертому месяцу жизни дети учатся концентрировать взгляд на игрушке и брать ее. Физическое и эмоциональное развитие малыша усложняется. Он осознает, что вокруг него есть множество предметов, более того, они существуют независимо от того, трогает он их или нет. Для нас, взрослых, это очевидно, но для крохи это настоящее открытие!

5,5 месяцев. Пятый скачок развития ребенка: осознание взаимосвязей

Ребенок учится координировать движения рук и ног с движениями всего тела. Он начинает изучать взаимосвязи между вещами, которые создают его мир. Мир внезапно становится огромным. То, что ребенок хочет, может находиться далеко, и он не может это достать.

На шестом месяце жизни малыша вы заметите, что он стал намного активнее. А значит, пришло время нового скачка развития.

Зоны регуляции: 18 способов для ребенка, чтобы контролировать эмоции

Не каждый взрослый в полной мере осознает и контролирует свои эмоции. Ребенку это еще труднее. Чтобы помочь детям разбираться в собственных чувствах и лучше себя контролировать, Лея Кайперс, эрготерапевт, работающий в общеобразовательных школах, разработала особый метод – «Зоны регуляции».

Примерно на этой неделе ожидается непростое время

Сейчас относительно спокойное время

Возможно непростое время

Лайфхак от BabySleep

Когда таблица скачков и кризисов ребенка на виду, семье проще их пережить!

Скачки развития ребенка

5 неделя / 1 месяц

1 скачок: новые ощущения

8 неделя (8–9) / 2 месяца

12 неделя / 2,5 месяца

3 скачок: осознание перемен

19 неделя (15–19) / 4 месяца

4 скачок: освоение пространства

26 неделя (23–26) / 5,5 месяцев

5 скачок: осознание дистанции

37 неделя (34–37) / 8–9 месяцев

6 скачок: понимание категорий

46 неделя (42–46) / 10,5 месяцев

7 скачок: конструирование и последовательность

55 неделя (51–54) / 1 год

8 скачок: планирование и цели

64 (60–64) / 1 год и 2 месяца

9 скачок: абстракции и принципы

75 неделя (71–75) / 1 год и 5 месяцев

10 скачок: системы и управление

Как пользоваться календарем, если ребенок родился раньше или позже срока?

Рекомендуется вести отсчет от ПДР. Например, если малыш родился за 2 недели до ПДР, начинайте отсчет на 2 недели позже. Помните, все кризисные недели указаны приблизительно, поэтому возможен сдвиг. Обращайте внимание на изменения в поведении ребенка, а календарь кризисов поможет вам сориентироваться.

Откуда взяты данные по кризисам?

Описание и сроки кризисов взяты из книги «Капризничает? Значит развивается!» (The Wonder Weeks (How to Turn Your Baby’s & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward). Авторы: доктор Хетти Вандерейт и профессор Франс Плой – психологи, специалисты в области раннего детского развития.

В результате 25-летнего исследования авторы смогли с точностью почти до недели предсказать «вспышки» мозговой активности ребенка – кризисные периоды. Результаты были подтверждены учеными из Швеции и Испании.

Ребенок очень плохо спит в кризисные недели, что делать?

Это непростой период как для ребенка, так и для родителей. В это время особенно важно не «перегуливать». Наберитесь терпения: помогайте малышу успокоиться, носите его на руках – и скоро он удивит вас. Если проблема не уходит в течение нескольких недель, дело не в кризисе – возможно, пришло время обратиться к консультанту по сну.

Если какие-то скачки проходят незаметно?

Вам повезло! Обычно самые ощутимые скачки развития происходят в возрасте около 3, 8 и 10 месяцев – они могут длиться неделями, особенно если не соблюдаются условия комфортного сна. После скачка понаблюдайте, чему новому научился ваш ребенок?

Если кризисные недели в таблице и в жизни не совпадают?

Возможно, малыш родился раньше или позже срока? Кроме того, на сон влияют и другие факторы: появление новых физических навыков, психологические причины. Этот календарь помогает сориентироваться и проще переживать трудные периоды. У некоторых детей календарь совпадает лишь частично.

Если ребенок как будто все время в кризисе?

10 кризисов действительно идут один за другим каждые 2-6 недель. Но практика показывает, что если сон налажен, то острый период длится всего несколько дней даже у высокочувствительных детей. Если есть ощущение, что кризис длится неделями и месяцами, то дело не в кризисе.

Важно наладить ритм дня по возрасту и научиться укладывать ребенка до наступления перевозбуждения. Наблюдайте за временем бодрствования, проверьте, высыпается ли малыш. Если не получается наладить сон самостоятельно, можно обратиться за помощью к консультанту по сну.

Почему номер кризисной недели в календаре не всегда совпадает с номером недели скачка развития?

Самому скачку в развитии предшествует период регресса, во время которого наблюдаются усиление беспокойства, ухудшение сна, быстрая утомляемость и другие сложности. Именно этот период – самый непростой, и его пик отмечен в календаре «молнией». А под номером недели, характеризующей тот или иной скачок, принято обозначать время, когда именно после регресса, так необходимого для роста, произошел скачок в развитии: пришло осознание нового, появились новые навыки. Например, 7-й скачок развития приходится на 46 неделю, ему предшествует непростой период с пиком на 44 неделе.

Консультанты по детскому сну

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

10 лет BabySleep помогает родителям организовать здоровый и спокойный сон своих детей. Все материалы нашей энциклопедии сна созданы для самостоятельной работы. Если вам не подходит общее решение и вы не высыпаетесь уже более 2-х недель – не терпите, обратитесь к консультанту по сну.

Основатель BabySleep, первый консультант по сну в России и СНГ

Наталья Подольская, Москва

Сын Тёма, 6 месяцев

Засыпает только с долгим укачиванием в люльке, 8–12 пробуждений за ночь

Самостоятельное засыпание без укачиваний и слез в кроватке, 1–3 кормления (ГВ)

Саша Зверева, Лос-Анджелес (США)

Сын Лев, 2 года 6 месяцев

Лев просыпается 5–20 раз за ночь, плачет, просит бутылочку, покачать, поносить на руках

Сон всю ночь без пробуждений и без кормлений

Юлия Смольная, Санкт-Петербург

Сыновья: Захар, 4 года и Серафим, 1 год 8 месяцев

Активные погодки изматывающе долго (1–2 часа) засыпают на ночь, мама устала

Засыпание за 15 минут, ощущение у мамы контакта и единения с детьми

Инна и Роман Тарасенко, Москва

Дочь Варвара, 1 год 7 месяцев

Плачет и кричит по ночам, просыпается каждый час и просит соску

Мягкое отучение от соски, самостоятельное засыпание и сон без слез

Татьяна Краева, Калининград

Двойняшки 5 лет, дочь 2 года 9 месяцев, близнецы 6 месяцев

Близнецы засыпают во время кормления (ГВ), часто просыпаются ночью, иногда будят друг друга; мама всю ночь всех кормит, иногда не успевая лечь; в семье 6 детей (2 пары близнецов)

Научили засыпать в кроватках без груди, сократили ночные кормления до 2; выстроили систему укладывания 5 маленьких детей в доме

Дочь Алиса, 5,5 месяцев

Ребенок спит только короткие сны по 30–40 минут, засыпает на руках у мамы с качанием, после засыпания на ночной сон пробуждается через 30–40 минут

Ребенок спит всю ночь, просыпаясь 1 раз на кормление, засыпает самостоятельно в кроватке; первый и второй дневные сны более часа

Дочь Аня, 1 год 2 месяца

Долгие укладывания с сопротивлением и слезами, короткие дневные сны, пробуждения с сильным плачем, ранний подъем в 5–6 утра

Четкий режим с 1 дневным сном, Аня спокойно спит в своей комнате всю ночь без пробуждений, засыпает за 5 минут без протеста; у ребенка отличное настроение в течение дня

Анастасия Эрдал, Турция

Сын Демир, 6,5 месяцев

Частые ночные пробуждения, долгие укладывания, ночные гуляния с криками, отсутствие подходящего режима

Предсказуемый режим согласно возрасту, сократились ночные пробуждения; мама стала лучше чувствовать малыша, быстрее расслаблять; ребенок стал засыпать за 5 минут в своей кроватке

Анна Берсон, Барселона (Испания)

Сын Ноа, 7 месяцев

Частые ночные пробуждения

Наладили засыпание, сон в первую половину ночи, затем сон под утро; ушли от совместного сна, частых ночных пробуждений при сохранении ГВ, прошли «сбросы» дневного сна

Анна Рязанцева, Шарлотт (США)

Дочь Оля, 4 месяца

Засыпает долго, с укачиванием и слезами; отсутствует предсказуемый ритм дня, короткие сны (30-40 минут)

Засыпание без слез и истерик за 5-10 минут, комфортный ритм дня, уверенность мамы

Сын Лев, 4,5 месяца

Частые ночные пробуждения, сон на руках, короткие дневные сны

Самостоятельное засыпание на ночь, сокращение пробуждений ночью, малыш спит в своей кроватке

Светлана Смеркалова, Москва

Засыпает с качанием на руках, укачивание на ночь длится до 40 минут. Папу «выселили» на диван

Самостоятельно засыпает в отдельной кроватке за 5-10 минут

Бесплатные консультации и советы в наших соцсетях

ПН–ПТ с 10:00 до 19:00

©2011 – 2021 baby-sleep.ru
Центр детского сна и развития BabySleep™
Основатель и руководитель — Елена Мурадова
Карта сайта

1-й в России информационный портал о сне ребенка: режим дня, ритуал перед сном, как уложить ребенка спать без слез, как научить засыпать самостоятельно, совместный сон с ребенком, как приучить ребенка спать в кроватке, что делать, если ребенок плохо спит, нарушение сна у детей, скачки развития, безопасный, здоровый сон, работа консультантов по сну и многое другое.

Публикации и рекомендации консультантов по сну Центра детского сна и развития BabySleep носят исключительно информационный характер, не являются медицинскими, не заменяют предписаний вашего лечащего врача и могут быть не применимы к детям, у которых имеются проблемы со здоровьем или развитием. Если у вашего ребенка наблюдаются вторичные инсомнии – проблемы сна, отражающие наличие каких-либо заболеваний, чаще неврологических – обязательно обратитесь к врачу!

Сайт baby-sleep.ru зарегистрирован как объект интеллектуальной собственности. Все материалы, размещенные на данном сайте, являются предметом авторского права и интеллектуальной собственностью. Любое нарушение авторских прав в отношении интеллектуальной собственности является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

Что должен уметь ребенок (развитие ребенка от 1 до 12 месяцев)

В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

Что умеет ребенок в 1 месяц

От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.

Что умеет ребенок в 2 месяца

Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.

Что умеет ребенок в 3 месяца

Читайте также:  Лечение коленного сустава гиалуроновой кислотой отзывы

Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным — смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.

Что умеет ребенок в 4 месяца

Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.

Что умеет ребенок в 5 месяцев

Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами — бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален — у него может часто меняться настроение.

Что умеет ребенок в 7 месяцев

Начинается «период непоседы» — ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.

Что умеет ребенок в 8 месяцев

Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.

Что умеет ребенок в 10 месяцев

У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».

Что умеет ребенок в 11 месяцев

В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) — он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.

Что умеет ребенок в 12 месяцев

Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.

Также вы можете узнать основные правила ухода за новорожденным в нашем блоге.

Календарь развития

Календарь Развития Ребенка

Каждый родитель хочет быть уверен, что его малыш соответствует всем нормам развития, старается подготовиться к грядущим физическим, психическим и интеллектуальным изменениям, происходящим по мере роста карапуза. Для вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, мы подготовили целый раздел, посвященный всем сторонам развития крохи с рождения до 12 лет.

Вся важная информация о развитии детей с рождения

  • Физические и физиологические изменения;
  • Психическое и эмоциональное развитие;
  • Познавательное и интеллектуальное развитие;
  • Навыки и умения детей в определенном возрасте;
  • Игры, игрушки и полезные занятия с ребенком;
  • Особенности ухода за карапузом;
  • Как правильно кормить ребенка.

особенности развития младших школьников

Особенности развития детей младшего школьного возраста (6-11 лет)

Младший школьный возраст соответствует обучению ребенка с 1 по 4 класс. Первоклашка открывает для себя новый социальный мир, где он играет незнакомую.

Особенности развития ребёнка 5-7 лет

Особенности развития ребенка в 5–7 лет

Старший дошкольный возраст – это возраст психологического взросления. У ребенка изменяется социальный статус. Он начинает понимать, что скоро произойдет много изменений в.

Дошкольное развитие ребёнка 3–5 лет

Дошкольное развитие ребёнка в 3–5 лет

Миновал кризис трех лет. Изменился сам ребенок и поменялись его взаимоотношения с окружающими. Наступает новый не менее серьезный и ответственный этап в.

Развитие ребенка 1–3 года

Развитие ребенка в возрасте 1–3 года

В период раннего детства отмечается некоторое различие в психическом развития мальчиков и девочек. Ведущим видом деятельности у мальчиков является предметно-орудийная. Она связана.

Кризис одного года

Кризис одного года

На стыке периодов младенчества и раннего детства ребёнок сталкивается со вторым кризисом в развитии – кризисом одного года. Его начало приходится примерно.

Особенности психологического развития малыша 2 месяца - 1 год

Особенности психологического развития малыша 2 месяца — 1 год

В младенческом возрасте ребёнок, как и в новорожденном, полностью зависим от взрослого. Через взаимоотношения с мамой малыш воспринимает и познает окружающий мир.

кризис развития новорожденного

Кризис новорожденного от 0 до 2 месяцев

Первый год жизни ребёнка – это особенный период для всех членов семьи. Ребёнок адаптируется к новым условиям жизни, осваивает необходимые навыки, и.

кризис 2-х лет у детей

Кризис 2-х лет у детей: период отрицания всех и вся

Согласно возрастной периодизации данный этап относится к раннему детству. Малыши от полутора до 2,5 лет – это маленькие упрямцы, от которых отрицание.

кризис первого года жизни

Кризис первого года жизни: осторожно, человек «ходячий»

Японский иероглиф «кризис» имеет двойной смысл, с одной стороны – это опасность, а с другой – благоприятная возможность. Давайте договоримся воспринимать понятие.

Растим ребенка

kukuriku.ru – все о детях и для детей: беременность и роды, развитие и воспитание детей, здоровье, развивающие занятия с детьми, творчество, стихи, сказки, раскраски.

Растим ребенка

Развиваемся онлайн

О проекте

kukuriku.ru – все о детях и для детей: беременность и роды, развитие и воспитание детей, здоровье, развивающие занятия с детьми, творчество, стихи, сказки, раскраски.

Присоединяйтесь к нам:

Все публикации на сайте носят исключительно информационный характер, ни при каких обстоятельствах не могут быть восприняты как экспертная консультация и не отменяют посещения профильных специалистов.

Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат правообладателю, и защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Перепечатка материалов возможно только при соблюдении “Правил перепечатки материалов с сайта Кукурику.ру”

Развитие ребенка на разных возрастных этапах

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы. Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

Безусловные рефлексы новорожденного

РаздражителиРефлексы
Действие яркого светаГлаза закрываются
Шлепок по переносицеГлаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребенкаГлаза закрываются
Поворот головы ребенка направоПодбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороныРуки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенкаПальцы ребенка сжимаются и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву ребенкаПальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пяткеБольшой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвыКолено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка животом внизРебенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери. У него возникают сосательные движения. Но в целом образование условных рефлексов характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность говорить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоционально подчеркнутых состояниях ощущений» (Л. С. Выготской).

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом, оживления», Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление, первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенчество

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес — почти в 2 раза.

Физическое развитие младенца

Время появленияРазвитие моторики
1 месяцПоднимает подбородок
2 месяцаПоднимает грудь
3 месяцаТянется за предметом, но, как правило, промахивается
4 месяцаСидит с поддержкой
5—6 месяцевХватает рукой предметы
7 месяцевСидит без поддержки
8 месяцевСадится без посторонней помощи
9 месяцевСтоит с поддержкой; ползает на животе
10 месяцевПолзает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками
11 месяцевСтоит без поддержки
12 месяцевХодит, держась одной рукой

Восприятие

После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двигается и повизгивает.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает форму предметов, выделяет контур и другие их элементы.

Можно сказать, что в младенческом возрасте дети уже способны ориентироваться во многих параметрах объектов. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых предметов и другие их свойства.

К 2—3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Развивается также пространственное восприятие, в частности, восприятие глубины. Американские психологи провели красивый эксперимент с «обрывом»: младенца помещали на стеклянный стол, под которым находились две большие доски, прикрепленные на разных уровнях. Разница в уровнях этих досок, обтянутых яркой, в крупную клетку материей, и создавала иллюзию обрыва. Маленький ребенок, тактильно ощущая ровную поверхность стекла, ползет к матери, не замечая глубины. После 8 месяцев большинство детей избегают «обрыва» и начинают плакать.

Движение и действия

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5—6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных координации. Хватание — первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т. д. Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся действий, которые Жан Пиаже назвал круговыми реакциями. После 7 месяцев встречаются «соотносящие» действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек. После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых. Ребенок катает машинку, бьет по барабану, подносит ко рту чашку с соком.

К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действий с ними. Разнообразные действия приводят его к открытию все новых и новых свойств окружающих его объектов. Ориентируясь в окружающей действительности, он интересуется не только тем, «что это такое», но и тем, «что с этим можно делать».

Восприятие и действие – та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте.

К концу 1 года ребенок включается в достаточно сложные действия игры.

Память

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным, находящимся в поле его зрения, 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

После 8 месяцев появляется воспроизведение – восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, наряду с познавательным, и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близкими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, снижение сердечного ритма), тревожность при физическом дискомфорте (усиление движений, повышение сердечного ритма, зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности.

После 3-4 месяцев он улыбается знакомым, но несколько теряется при виде незнакомого взрослого человека. В 7-8 месяцев беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается.

Примерно в это же время, между 7 и 11 месяцами, появляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы (когда ее долго нет или она просто на какое-то время вышла).

Общаясь с мамой или другим близким человеком, младенец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие

В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10—20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.

Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Слово «нельзя» в кризисный период приобретает особую актуальность.

Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). У ребенка своя логика, и его слова становятся многозначными и ситуативными.

Язык маленького ребенка аграмматичен. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия, напоминая ряд бессвязных восклицаний.

Детская речь понятна только самым близким людям, постоянно находящимся рядом с ребенком и понимающим значения его слов.

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период – раннее детство, – уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым – центральном новообразовании данного возрастного периода.

Читайте также:  Онемение верхней части ноги бедра

Календарь развития ребенка с рождения до 12 лет

О важности 12 месяцев

Почему врачи уделяют столь пристальное внимание развитию младенца именно в первые 12 месяцев его жизни? Дело в том, что в этот период малыш приобретает новые навыки с особой скоростью. Серьезные изменения происходят во всех системах его организма. Развивается зрение, мелкая моторика, опорно-двигательный и речевой аппарат. В дальнейшем ребенок никогда не будет обучаться новому в таких масштабах. Заторможенные рефлексы, неумение фокусировать взгляд, хаотичность движений на определенном этапе могут свидетельствовать о наличии серьезных заболеваний. Их признаки зачастую проявляются именно в первый год жизни. Поэтому так важно наблюдать за тем, правильно ли развивается новорожденный.

1 месяц. Адаптация

В этот период организм младенца привыкает к новым условиям. В течение дня новорожденный спит около 70% всего времени. Во сне он прибавляет в росте и весе, усваивая питательные вещества, полученные через молоко матери или смесь. В среднем за четыре недели малыш вырастает на 2-3 сантиметра и набирает 600-700 граммов. Просыпаясь, ребенок хаотично машет ручками и ножками, согнутыми в коленях. Сжимает кулачки. К концу первого месяца младенец умеет ненадолго удерживать голову, фокусировать взгляд на близко расположенных предметах, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговорам.

Рефлексы – верный индикатор

С первых дней жизни у малыша наблюдаются врожденные рефлексы. Часть из них сохраняется на всю жизнь (например, чихание, вздрагивание, зевота, моргание и другие), а некоторые исчезают по мере взросления. К таким угасающим рефлексам относятся:

  • Поисковый (малыш ищет грудь матери: если прикоснуться к уголку его рта, он повернет голову на раздражитель; исчезает к 4 месяцам)
  • Сосательный (ребенок обхватывает губами предмет, прикасается к нему языком; исчезает к году)
  • Хватательный (малыш моментально сжимает кулачок, если коснуться его пальцем; ослабевает к 4 месяцам)
  • Плавательный (если положить малыша на животик в воду, он начнет двигать ручками и ножками; сохраняется примерно до 5 месяцев)
  • Рефлекс «автоматической» ходьбы (если поднять ребенка вертикально и немного наклонить вперед, он начнет перебирать ножками так, как будто бы идет, при этом он должен опираться на всю стопу; исчезает к 3-4 месяцам)

Врачи определяют, правильно ли развивается нервная система у малыша, именно по степени и верности проявления врожденных рефлексов.

Особенности первого месяца

Итак, к концу четвертой недели жизни малыш:

  • Вырастает на 2-3 сантиметра и прибавляет в весе около 700 грамм
  • Просит кушать каждые два часа; в ночное время просыпается для этого до пяти раз
  • Бодрствует в день два-четыре часа о пяти раз
  • Действует рефлекторно, его движения хаотичны, ладони сжаты в кулачки
  • Лежа на животе, пытается поднять голову
  • Общается с родителями с помощью плача или кряхтения. Так он сообщает о голоде, дискомфорте, боли или о том, что ему необходимо ваше внимание
  • Ненадолго фокусирует взгляд на предметах, находящихся перед глазами
  • Реагирует на громкие и резкие звуки
  • Узнает маму, реагируя на ее голос и запах
  • Если вы постоянно общаетесь с малышом, к концу четвертой недели он начнет агукать

2 месяц. Оживление

Малыш становится более активным. Начинает различать эмоции взрослых и по-своему на них реагировать. Он увереннее держит голову. Начинает махать ножками и ручками, когда родители подходят к кроватке.

К концу восьмой недели жизни младенец:

  • Прибавляет в росте около 3 сантиметров и в весе от 700 грамм до килограмма
  • Бодрствует около 20 минут в час
  • Поднимает и ненадолго удерживает голову
  • Разводит ручки в стороны, активно двигает руками и ногами
  • Переворачивается с бока на спину
  • Постоянно агукает
  • Улыбается, тянется ручками и ножками к взрослым
  • Провожает предметы взглядом, следит за приближающимися и удаляющимися объектами
  • Поворачивает голову на звук
  • Движения становятся более скоординированными
  • Малыш рассматривает свои ручки, сосет пальцы
  • Если вложить в его ладонь предмет, он постарается его удержать
  • Пытается дотянуться до предмета

3 месяц. Новые краски

Малыш все увереннее держит голову. Пробует делать более сложные движения, например, опирается на локти, если перевернуть его на животик. Ребенок начинает различать цвета, интересуется яркими игрушками, проявляет любопытство к происходящему вокруг, достает соску изо рта и пытается вернуть ее обратно.

  • Прибавляет в росте до 3,5 сантиметров, в весе – около 750 грамм
  • Дольше спит ночью и меньше днем
  • В горизонтальном положении малыш удерживает голову до 25 секунд, в вертикальном – до 15 секунд, без труда поворачивает ее в разные стороны
  • Переворачивается на бок со спины. Лежа на животике, опирается на предплечья
  • Узнает близких, улыбается им
  • Начинает смеяться, копирует мимику взрослых
  • Легко находит источник звука и света
  • Если вы держите его вертикально над твердой поверхностью, он перебирает ножками, отталкивается от опоры, «подпрыгивая»
  • Ладони расправлены, малыш не только тянется к предметам, но и пробует их взять, засовывает игрушки в рот
  • Ребенок нашел свои ноги, исследует их, руками ощупывает личико
  • Основные движения остаются произвольными

4 месяц. Первые исследования

Малыш без труда держит голову. Лежа на животике, опирается на локти и выпрямляет руки. Тянется к предметам, берет их, рассматривает и пробует на вкус. Узнает маму среди других людей.

К концу четвертого месяца ребенок:

  • Вырастает еще на 2,5 сантиметра и прибавляет в весе в среднем 700 грамм
  • Переворачивается со спины на живот, уверенно держит голову, поворачивает ее в разные стороны
  • Спокойно поднимается на локтях, когда лежит на животике
  • Лежа на спине, пробует сесть, приподнимая верхнюю часть тела
  • Ползает на животе
  • Держит предметы одной или двумя руками, тянет их в рот
  • Изучает объекты, стучит ими, кидает
  • Во время кормления придерживает руками мамину грудь или бутылочку
  • Интересуется своим отражением в зеркале, хорошо фокусирует взгляд на предметах и внимательно за ними следит
  • Часто улыбается, смеется
  • Реагирует на свое имя, начинает прислушиваться к музыке
  • Произносит более сложные слоги («па», «ба», «ма»)
  • Любит общаться с мамой, переживает, когда ее нет рядом

5 месяц. Все быстрее и быстрее

Происходит заметный скачок в развитии малыша. Он активно ползает, переворачивается, пытается садиться и даже вставать на ноги. Произносит звуки гораздо увереннее, хотя еще и неосознанно. В этот период надо начинать учить его простым словам и помогать подниматься на ножки, делать вместе с ним первые шаги, поддерживая за подмышки.

  • Прибавляет в росте 2,5 сантиметра и в весе 700 грамм
  • Переворачивается с живота на спину и обратно, уверено держит голову в вертикальном положении, опирается на ладошки
  • Недолго сидит с опорой
  • Различает своих и чужих. Предпочитает находиться на руках у родителей. На незнакомцев реагирует настороженно
  • Призывает родителей к общению, тянется ручками, по-своему разговаривает, требует внимания
  • С удовольствием играет, активно изучает предметы
  • Разглядывает изображения на картинках
  • Начинают резаться первые зубки

Полгода. Новый уровень

К шести месяцам малыш запоминает свое имя и может отличать его от других. Он сидит без опоры, уверенно держит предметы в руках, перекладывает их из ладони в ладонь. Пытается встать на четвереньки. Учится произносить слоги, трудные согласные («в», «ф», «з», «с»). В этот период малыш уже готов усваивать новую пищу. В его рацион начинают вводить первые продукты прикорма.

В полгода младенец:

  • Прибавляет 2,5 сантиметра в росте и около 700 грамм в весе
  • Садится без посторонней помощи и может находиться в таком положении некоторое время
  • Ползает, опираясь на локти. Может подползти к предмету, который находится от него на небольшом расстоянии
  • Встает на четвереньки и раскачивается
  • Наклоняется, поворачивается в разные стороны
  • Пьет из кружки с посторонней помощью
  • Поднимает упавшие предметы
  • Выстраивает простые логические связи, изучая свойства объектов: если толкнуть игрушку – упадет, если нажать на кнопку – раздастся звук и так далее
  • Находит взглядом крупные предметы, на которые показывают родители
  • Хлопает в ладоши
  • Проявляет новые эмоции
  • Прислушивается к речи, повторяет за взрослыми слоги

7 месяц. Пик активности

Малыш становится настоящим непоседой. Легко перекатывается с живота на спину или на бок, уверенно сидит, самостоятельно ползает (как правило, пока только назад), ходит вдоль опоры. Запоминает названия предметов, частей тела. Нужно развивать его память, спрашивать, где у него находится носик, где висит зеркало и так далее. Малыш будет их искать и показывать. В этом возрасте дети любят стучать предметами, бросать их на пол и следить за тем, как они падают.

К концу седьмого месяца жизни младенец:

  • В среднем прибавляет в росте 2 сантиметра и в весе 600 грамм
  • Уверенно сидит, иногда опирается на руку, прямо держит спину
  • Начинает ползать или делает это лучше, если научился раньше
  • Учится есть с ложки
  • Встает с опорой, недолго держится на ногах
  • Ходит с поддержкой
  • У него развивается мелкая моторика, хватательные движения
  • Может держать предметы одновременно в двух руках, продолжает с интересом изучать их свойства
  • Копирует поведение взрослых
  • Может сказать, как лает собачка, мяукает кошечка и так далее. То есть в речи появляется звукоподражание
  • Понимает родителей по интонации. Например, если вы говорите «нет», что-то ему запрещая
  • Начинает интересоваться книгами

8 месяц. Развитие продолжается

В этом возрасте ребенок умеет передвигаться без посторонней помощи, садиться и вставать. Он понемногу начинает понимать ваши просьбы. Угадывает маму и папу на фотографиях. Учится самостоятельно кушать.

Также к концу восьмого месяца малыш:

  • Прибавляет в росте еще 2 сантиметра и в весе 600 грамм
  • Сильно привязан к маме, болезненно переживает расставание с ней
  • Самостоятельно сидит, встает, передвигается вдоль опоры
  • Хорошо ориентируется в знакомом пространстве
  • Выполняет простые задачи: показывает предметы, приносит их
  • Умеет делать сложные операции с объектами: собирать пирамидку, закрывать банки и так далее
  • Проявляет новые эмоции: грусть, удивление, восторг, настойчивость
  • Произносит первые осознанные слова Танцует под музыку и любит ее слушать

9 месяц. Маленький манипулятор

В этом возрасте дети не только учатся самостоятельно ходить, но и начинают понимать, как устроены окружающие люди. Появляются первые попытки влиять на решение родителей с помощью капризов и плача.

Также в этот период младенец:

  • Прибавляет в росте и весе 2 сантиметра и 600 грамм соответственно
  • Садится из положения лежа и встает из положения сидя. Учится залезать на диваны и стулья, открывать двери и ящики
  • Когда ползает, свободно разворачивается, меняет направление движения
  • Настойчиво достает спрятанные предметы, запоминает, куда вы кладете его игрушки
  • Проявляет различные эмоции по отношению к родителям
  • Учится самостоятельно пользоваться ложкой, пробует одеваться
  • Развивается мелкая моторика. Ребенок может брать в руки небольшие предметы, рвать бумагу на кусочки, мять пластилин
  • Копирует действия родителей, выполняет простые поручения и любит делать это публично
  • Формируется словарный запас, развивается собственная манера речи, понятная только родным

10 месяц. Сознательный

Малыш продолжает учиться, копируя поведение взрослых. Самостоятельно играет, уверенно двигается и держит предметы, перелистывает страницы книжек. Учится общаться с другими детьми. Хорошо знает слово «нельзя».

К концу десятого месяца жизни ребенок:

  • Вырастает в среднем на 1 сантиметр и прибавляет в весе около 350 грамм
  • Быстро передвигается на четвереньках, стоит без посторонней помощи, пробует делать первые шаги
  • Может удержать в одной руке несколько предметов
  • Умеет совершать двойные действия: отдавать и забирать, открывать и закрывать
  • Начинает пользоваться преимущественно одной рукой
  • Понимает, какие действия нужно совершать с предметами: машину – катать, кубики – ставить один на другой и так далее

11 месяц. Почти взрослый

Малыш может назвать почти все предметы в доме. Понимает и выполняет ваши просьбы. Его движения становятся сложнее, словарный запас расширяется.

К концу 11 месяца ребенок:

  • Вырастает на 1 сантиметр и прибавляет 350 грамм
  • Активно двигается, встает, ложится, садится, может сделать несколько самостоятельных шагов
  • Все пытается делать сам. Умеет пользоваться ложкой и кружкой, пробует надевать одежду
  • Эмоционально реагирует на все новое – от игрушки до незнакомых людей
  • Понимает по реакции родителей, хорошо или плохо поступил
  • Любит, когда его хвалят
  • Много разговаривает, четко произносит простые слова
  • Свои желания умеет выражать не только плачем
  • Машет рукой, когда прощается
  • Иногда вместо «да» и «нет» утвердительно качает или отрицательно машет головой
  • Интересуется музыкальными игрушками, яркими картинками
  • Может брать указательным и большим пальцами мелкие предметы размером с горошину

Год. Последний этап быстрого развития

В этом возрасте малыш самостоятельно ходит, помогает родителям его кормить, купать и одевать. Ребенок начинает заботиться о своих игрушках так же, как и взрослые о нем: укладывает спать, дает еду, защищает.

  • Вырастает еще на 1 сантиметр и прибавляет в весе 350 грамм
  • Умеет приседать, ходить без посторонней помощи, перешагивать препятствия
  • Пережевывает твердую пищу
  • Проявляет особенную привязанность к родителям и своим игрушкам, у него обостряется чувство собственности
  • Знает, как пользоваться самыми разными предметами
  • Если нужно освободить руки, перекладывает вещи под мышку
  • Ищет нужный ему предмет, даже если не видел, куда его убрали
  • Понимает все, о чем ему говорят взрослые
  • Выражает свои желания словами. Знает около 10-15 наименований предметов

Важно знать: Дети развиваются по-разному. Малыш может несколько отставать или опережать указанные сроки. Главное – не забывайте его хвалить за достижения и не расстраивайтесь, если у него что-то не получается. Кроха обязательно справится со всеми задачами, чувствуя вашу любовь и поддержку.

Резюме: В первый год жизни малыш проходит серьезный путь развития от бессознательного младенца до почти самостоятельного человека. Родителям необходимо знать основные этапы этого процесса, чтобы следить за состоянием здоровья своего ребенка.

Психическое развитие детей

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно – правдивые ответы.
Читайте также:  Аэртал: инструкция, показания, отзывы

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

отклонения у детей

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

психическое развитие детей 3.jpg

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Как развивается ребенок по месяцам?

Как развивается ребенок по месяцам?

Первый год жизни малыша – это особый период в жизни семьи.

Новый ритм жизни, новые хлопоты, новые привычки. Каждый день малыш открывает для себя мир, радуя родителей даже самым маленьким достижением. Родители следят за развитием новорожденного буквально по неделям. Чтобы семейное счастье было безоблачным, а детство радостным, маме и папе важно знать все о развитии ребенка по месяцам. В этой статье мы собрали актуальные рекомендации от ведущих педиатрических сообществ. Прочитав ее вы будете знать, какой навык стоит развивать малышу в следующем месяце, а также знать, на какие тревожные признаки стоит обратить внимание.

Рассмотрим этапы физического и психического развития ребенка до года .

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка в 1 месяц

Первый месяц – это период адаптации для всех: карапуза – к миру, а родителей – к миру, в котором есть малыш . Поэтому очень важно знать, как развивается ребенок в первый месяц жизни .

Физическое развитие

  • ребенок до месяца почти все время спит;
  • движения малютки в первый месяц жизни хаотичны;
  • малыш, лежа на животике, пытается поднять головку на несколько секунд;
  • может ненадолго останавливать взгляд на одном предмете;
  • узнает маму по голосу и запаху;
  • у ребенка в 1 месяц начинают проявляться черты лица, проходит отечность;
  • плачет, когда голоден и ощущает дискомфорт от мокрого подгузника.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом

Для психического развития малыша важно разговаривать с ним спокойным голосом, петь песенки или рассказывать стишки. Педиатры также рекомендуют чаще брать малыша на ручки: тактильный контакт очень важен. Можете купить небольшие мягкие игрушки, чтобы малыш мог учиться концентрировать на них внимание.

Развитие ребенка в 1 месяц

Развитие ребенка в 2 месяца

В это время малыш становится более активным, чем в первый месяц.

Физическое развитие

  • ребенок спит в среднем по 20 минут в час;
  • поворачивается с боков на спинку;
  • реагирует на звуки, поднимает и поворачивает головку;
  • может ненадолго поднять и удержать голову, лежа на животике;
  • тянет ручки к маме;
  • агукает;
  • сосет пальцы рук и ног, активно их исследуя;
  • пытается дотянуться до игрушки;
  • начинает различать цвета.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с двухмесячным малышом

Разговаривайте с ребенком как можно чаще: делитесь с ним планами на день, пойте веселые песенки, делайте легкую зарядку по утрам, сопровождая ее потешками. Меняйте интонацию голоса, чтобы малыш учился ее различать. Учитывая нормы развития ребенка до года , не лишней станет в этот период покупка мобиля в кроватку или ночника с проекцией, чтобы малыш мог следить за динамичными предметами. Можете купить браслетик на липучке на ручку или ножку с разноцветными игрушками на нем.

Развитие ребенка в 3 месяца

Малыш к третьему месяцу заметно подрос, у него появились новые навыки.

Физическое развитие

  • малыш больше бодрствует ;
  • уверенно держит головку;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • пытается опираться на локотки, лежа на животике;
  • ловит свои ножки и играет с ними;
  • понимает, откуда исходит звук и поворачивает голову в этом направлении;
  • тянет в рот все, что попадает в руки;
  • хватает игрушки, к которым может дотянуться, удерживает их в руке.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте 3 месяцев

В этот период малыш с помощью плача уже начинает требовать к себе внимание, выражает свое недовольство. Ребенок узнает близких людей, улыбается им. Пытается копировать мимику близких. В этот период целесообразно уже купить игровой коврик с дугами, на которые подвешены различные по форме и фактуре небольшие игрушки и погремушки.

Развитие ребенка в 4 месяца

Малыш взрослеет на глазах. В 4 месяца он уже не просто узнает вас, но и понемногу понимает обращенную речь, вливается в режим семьи.

Физическое развитие

  • малыш с легкость переврачивается на бок, на спинку, опирается на руки
  • ползает на животе;
  • пытается сесть;
  • переворачивается с живота на спинку;
  • осознанно берет и бросает игрушки;
  • пытается поддерживать бутылочку при кормлении.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с четырехмесячным малышом

Родители, зная особенности развития ребенка с первого дня , могут ожидать от малыша в это время попытки лепетать первые слоги “ма”, “па”, “ба”. Карапуз уже начинает реагировать на свое имя, чувствует настроение родителей У него появляются любимые игрушки. Малыш прислушивается к музыке, начинает стучать игрушками в такт. Поэтому, на этом этапе развития ребенка хорошо купить игрушки со звуковыми эффектами, которые вращаются или вибрируют.

Развитие ребенка в 5-6 месяцев

Развитие ребенка в 5-6 месяцев

В календаре развития ребенка этот период необычайно занимателен. Малыш начинает всем интересоваться, на прогулке все привлекает его внимание. Он очень активничает.

Физическое развитие

  • ребенок некоторое время сидит, опираясь;
  • играет с ногами, тянет их в рот;
  • начинает понемногу ползать;
  • в этот период у некоторых детей уже начинают прорезываться зубки, поэтому обзаведитесь безопасными прорезывателями;
  • в это время можно начинать понемногу вводить прикорм.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с полугодовалым малышом

Малыш становиться более коммуникабельным, пытается поддержать беседу на “своем языке”. Он играет с различными предметами, в том числе и с домашней утварью. Радуется близким и с опаской относится к незнакомцам. Любит рассматривать картинки, на которых изображены лица людей. К этому моменту у малыша уже выработались некоторые привычки (покушать, поиграть, прогулка).

Актуальными для развития мелкой моторики будут различные сортеры, игрушки молоточки. Но будьте внимательны к мелким деталям: маленький почемучка может проглотить их или попытаться засунуть в нос. Купите малышу рельефный прорезыватель для зубок (из нетоксичного геля или пластика), который может стать также интересной игрушкой.

Развитие ребенка в 7-8 месяцев

Это период начала социализации малыша, он старается во всем копировать родителей.

Физическое развитие

  • ребенок уверенно сидит;
  • старается встать на ножки, держась за бортик кроватки;
  • хорошо ползает, особенно за понравившейся вещью;
  • проявляет интерес к еде из общего стола, пьет из чашки при поддержке взрослого;
  • продолжают прорезываться зубки. При достаточном их количестве, малыш может жевать мягкую пищу;
  • встает на четвереньки.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом в возрасте восьми месяцев

В этот период ребенок проявляет активный интерес к разным игрушкам. Малыш все чаще копирует поведение взрослых. Он становится очень любознательным. Начинает понимать причинно-следственные связи, показывает на предметы, которые называет мама. В этом возрасте ребенок также узнает любимые песни и стишки, может просить родителей включить или спеть какой-либо из них. Малыш пытается произносить первые слова из повторяющихся слогов (ма-ма, па-па и т.д), имитирует звуки. В этом возрасте также можно начинать учить с малышом название частей тела, названия животных, и звуки, которые они издают.

Развитие ребенка в 9-11 месяцев

Развитие ребенка в 9-11 месяцев

В это время ваш малыш будет вас удивлять все больше и больше своими достижениями.

Физическое развитие

  • малыш уверенно сидит, держа ровно спинку;
  • уверенно стоит, держась за ручку;
  • ходит с помощью взрослых;
  • активно пробует новые продукты;
  • прорезываются еще зубы, из-за чего малыш может часто капризничать и плохо спать;
  • появляется много осознанных движений.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом, который готовится к первому дню рождения

Малыш начинает проявляет заботу о маме, высказывает знаки внимания, делает первые подарки. Также ребенок начинает интересоваться другими детьми, пытается с ними взаимодействовать. Малыш понимает, что можно, а что нельзя, выполняет первые просьбы. Чтобы занять ребенка, рекомендовано приобрести различные сортеры, книжки с большими и красочными иллюстрациями, карточки с изображением игрушек, животных, частей тела, фруктов и овощей. Это период активного развития речевого аппарата, разговаривайте с малышом постоянно, называйте все вещи, которые вас окружают. И тогда ваш малыш заговорит в ответ!

Развитие ребенка в год

Физическое развитие

  • ребенок уверенно сидит;
  • сам встает и пытается ходить без поддержки;
  • имеет около 6-8 зубов;
  • вес составляет около 10 кг, а рост в пределах 80 см;
  • малыш активно ест овощи, фрукты, мясо, рыбу, яйца, зерновые каши, молочные продукты, совмещая прикормы с грудным молоком матери или смесью. После года, при отсутствии противопоказаний, ребенка можно постепенно переводить на “взрослый” стол.

Психическое развитие. Советы по развитию и занятиям с малышом

Ребенок в год – это уже полноценные человек. Только маленький. Он потихоньку ходит, говорит (словарный запас 10-12 слов). Может выразить свои чувства, проявляет эмпатию, пытается дружить с детками. Узнает членов семьи, выражает свои эмоции по отношению к ним (например, скучает). Ребенок понимает, о чем его просят, соотносит некоторые слова с предметами. Малыш готов к новым открытиям, ведь в мире столько всего нужно еще узнать!

Что делать, если ребенок отстает в развитии

Родители, зная как развиваются дети до года , смогут проследить, отстает ли малыш в развитии .

Важно понимать, что каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, у некоторых малышей показатели могут отличаться от общепринятых норм (рекомендуем изучить нормы развития ребенка до года в таблице ниже).

Признаки, при которых может потребоваться консультация специалиста:

  • ребенок не реагирует на источник звука или обращенную речь;
  • неравномерное физическое развитие (например, нарушения моторики при нормальном росте и наборе массы);
  • регресс (исчезновение) ранее приобретенных физических навыков;
  • ребенок не поддерживает зрительный контакт;
  • судороги (локальные или генерализованные).

Если вы отметили у малыша эти или другие тревожные симптомы,, обратитесь за помощью к современному доказательному детскому врачу . Запишитесь на прием в Педиатрическом центре ADONIS или пригласите врача на дом по номеру:

Во время осмотра педиатр определит, нужна ли консультация детского хирурга , невролога или логопеда для исключения глухоты, а также других специалистов.

Преимущества педиатрии в ADONIS

Педиатры центра расскажут не только, как развивается ребенок в первый месяц жизни , но и станут вашими надежными помощниками в воспитании здорового малыша.

В отделении педиатрии ADONIS работают врачи большинства узких специальностей. Наши центры оснащены новейшим диагностическим и лечебным оборудованием из США и Германии, которое позволяет проводить тщательную диагностику и назначать эффективное лечение.

Педиатрия в ADONIS – это:

  • педиатры с опытом работы с самыми маленькими пациентами более 10 лет;
  • 20 узких специальностей;
  • новейшее оборудование;
  • все необходимые лабораторные и инструментальные исследования в одном месте;
  • консультации врачей экспертов в сложных клинических случаях;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку ;
  • комплексные программы ведение детей от 0 до 18 лет;
  • возможность получения всех необходимых справок после прохождения обследования (в детский сад, школу, лагерь, бассейн и т.д.).

Цены на консультацию

Цена на консультацию педиатра (в Киеве, в Педиатрическом центре или отделении ADONIS в Обухове) зависит от квалификации детского врача и особенностей приема (выездная консультация или прием в клинике).

Цена первичной консультации педиатра начинается от 550 грн. Консультация врача -эксперта педиатра начинается от 750 грн.

Выезд специалиста на дом в пределах Киева от 1300 грн (в зависимости от дальности вызова и других особенностей). Уточнить итоговые расценки вы можете через контакт-центр.

Как записаться к врачам

Записать ребенка на прием к педиатру, хирургу или неврологу в клинике ADONIS или же вызвать детского врача на дом можно через форму обратной связи на сайте или в колл-центре сети медицинских центров ADONIS по телефону:

Ссылка на основную публикацию