Упражнения для формирования правильной осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Противопоказания

Перед тем как начать тренировку осанки в домашних условиях следует выяснить, в какой части спины есть проблемы. При воздействии на грудной отдел спины, следует учитывать болезненные ощущения в шее или пояснице.

При деформациях позвоночника нельзя использовать:

  1. Статические движения с сильной нагрузкой на область спины.
  2. Резкие повороты, скрутки и рывки.
  3. Неравномерные усилия для корпуса.
  4. Значительные перегибы в области поясницы и груди.
  5. Акробатические элементы.
  6. Прыжки, соскоки и бег на скорость.


Комплекс упражнений для осанки нельзя выполнять на полный желудок. Движения следует начинать с 4-7 повторов. Затем количество можно увеличить до 15. Можно использовать до 5 подходов.

Формирование осанки у детей: значение профилактики искривления

Под осанкой понимается привычное непринужденное положение тела стоящего человека.

Если осанка правильная или физиологическая, то плечевой пояс, лопатки, крылья и другие костные ориентиры тела расположены симметрично.

Ось позвоночника и линия отвеса совпадают. При осмотре сбоку отмечаются физиологические изгибы, формируемые с двигательным развитием ребенка.

Нарушения осанки у детей могут отмечаться как во фронтальной плоскости (при осмотре сзади и спереди), так и в саггитальной (при осмотре сбоку).

При этом у детей они лучше поддаются корректировке, поскольку позвоночный столб у них еще не до конца сформирован.

Под осанкой понимается привычное непринужденное положение тела стоящего человека.

Упражнения для укрепления спины для детей

Элементы для спины немыслимы без упражнений для укрепления осанки. Мышцы спины можно укрепить следующими заданиями:

  • садимся на пол, подтягиваем колени к себе, обхватывая их руками, катаемся по полу;
  • кладем ребенка на пол, упираем его руки в пол, далее берем за лодыжки, приподнимая ноги, позволяя карапузу некоторое время походить на руках;
  • просим занимающегося поочередно ходить на пятках, носках, внешних краях стоп;
  • встаем на четвереньки, вытягиваем разноименные конечности.

  • садимся на пол, подтягиваем колени к себе, обхватывая их руками, катаемся по полу;
  • кладем ребенка на пол, упираем его руки в пол, далее берем за лодыжки, приподнимая ноги, позволяя карапузу некоторое время походить на руках;
  • просим занимающегося поочередно ходить на пятках, носках, внешних краях стоп;
  • встаем на четвереньки, вытягиваем разноименные конечности.

Немного о правильной осанке

Под правильной осанкой принято понимать положение тела, при котором голова немного приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступая при этом, а линия живота не выходит за уровень грудной клетки.

Правильная осанка – залог здоровья. И это не просто громкие слова. Важно отнестись к этому ответственно, поскольку искривление позвоночника и нарушения в работе мышц спины провоцируют серьезные нарушения в работе внутренних органов. Ребенок с искривленной спиной больше подвержен простудам, бронхиту, гастриту, запорам, проблемам в развитии сердца и легких.

За позвоночником малыша нужно следить с самых ранних лет. Нужно просто и доступно объяснить ребенку, что если он будет неровно держать спинку и неправильно сидеть, может заболеть. Важно взять за правило делать с малышом легкие упражнения для профилактики – это предотвратит многие неприятности.

Нарушения осанки достаточно часто проявляются в школьном возрасте. Школьникам приходится подолгу находиться в одном и том же положении, мышцы постоянно напряжены, они устают, возникает боль. Для снятия напряжения ребенку нужно постоянно менять положение, изгибать позвоночник и отклоняться в сторону.

Формирование осанки является достаточно длительным процессом, начинающимся с рождения и длящимся до 25 лет. Особое внимание нужно обратить на осанку в период, когда малыши активно растут – 5-6 лет у дошкольников, а также подростковый возраст: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков.

Чтобы избежать нарушения осанки у детей, придерживайтесь следующих принципов:

  • Правильная организация сна. Нужно применять жесткий матрас и специальную ортопедическую подушку, что поможет обеспечить правильную работу позвоночника. Постарайтесь приучить малыша спать на спине.
  • Борьба с малоподвижностью. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок вел активный образ жизни, больше гулял, играл в подвижные игры.
  • Правильный подбор обуви. Старайтесь покупать обувь с супинатором, которая поможет обеспечить правильную походку. Также следите за тем, чтоб ребенок не искривлял ступни при ходьбе.
  • Контроль нагрузки на позвоночник. Следите за тем, чтобы она была равномерной. Не разрешайте носить чрезмерно тяжелые портфели и постоянно носить сумку на одном плече.
  • Правильная ходьба. Важно избавить ребенка от привычки стоять, опираясь на одну ногу. Это провоцирует косое положение тела, что приводит к неправильному изгибу позвоночника в свою очередь.
  • Правильный выбор мебели. Мебель нужно подбирать с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Приучите его правильно сидеть за столом. Оптимальное расстояние между столом и глазами – 30-35 см. В такой позиции осанка будет максимально правильной, и позвоночник будет разгружаться. Стулья лучше использовать со спинкой. Пусть ребенок не ложится на стол. Если он ощущает усталость в спине, пусть сделает перерыв – полежит или подвигается.


За позвоночником малыша нужно следить с самых ранних лет. Нужно просто и доступно объяснить ребенку, что если он будет неровно держать спинку и неправильно сидеть, может заболеть. Важно взять за правило делать с малышом легкие упражнения для профилактики – это предотвратит многие неприятности.

Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений у детей дошкольного возраста

Сохранение и управление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.

Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней…»

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние, как неблагоприятные социальные факторы, так и экологические, демографические, климатические условия, а именно:

  • наследственность
  • неблагоприятная экологическая обстановка
  • электронно-лучевое и «метало-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов)

Не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в опорно-двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Например, нарушение осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У них обычно отмечается повышенная утомляемость и плохое самочувствие.

Почему у современного ребенка развиваются нарушения осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Многое зависит от наследственности, но не в том смысле, что дети наследуют от родителей уже искривленный позвоночник. Нет, обычно дети рождаются с нормальным позвоночником, однако очень часто перенимают от родителей привычки неправильно сидеть, стоять и ходить, а также вынужденные неудобные позы, например, при чтении или письме. Перегружает позвоночник избыточный вес.

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно сидящего человека, с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах вперед, в грудном и крестцовом – назад. В Толковом словаре В.И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья».

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, ассиметрия надплечий, сутуловатость.

При вялой осанке голова опущена, грудь уплощена, плечи сведены, лопатки отстают от спины, ноги слегка согнуты в коленях. При сутуловатости голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены, живот выпячен. Для лордической осанки характерен увеличенный прогиб поясничного отдела позвоночника, для кифотической – увеличение глубины как шейного, так и поясничного изгибов (спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен).

Большая часть этих нарушений носит чисто функциональный характер и связана в основном с нарушение симметрии мышечного тонуса (слабость мышечного тонуса). Причинами этих функциональных нарушений осанки могут быть общая ослабленность организма, нерациональная организация режима, нарушение зрения, понижение слуха, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность. К гораздо более серьезным нарушения относится сколиоз, в основе которого лежит боковое искривление позвоночника со скручиванием (торсией) позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилактику дефектов или коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища. Самые лучшие средства для профилактики нарушений осанки: движение во всех видах, подвижные игры на воздухе, утренняя гимнастика, закаливание, достаточное освещение и правильно подобранная мебель, постоянное наблюдение за позой ребенка во время игры, занятий, специальные комплексы упражнений.

Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия.

В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально-дифференцированный подход каждому ребенку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим правильной осанки применяются специальные упражнения.

Общие методические рекомендации

Очень важно убедить детей заниматься систематически специальными упражнениями. Растущий организм ребенка еще не сформирован, поэтому необходимо следить за тем, чтобы занятия не вызывали перенапряжения. Если ребенок неустойчив в какой-то позе, лучше всего выйти из нее, отдохнуть и перейти к другому упражнению. Ослабленные дети могут пробовать выполнять позы по выбору. Начинающим не стоит перенапрягаться, чтобы скорее достичь выполнения позы. Важно, чтобы прошло хотя бы 2 часа после еды перед началом занятия. Желательно не смешивать энергичные упражнения и игры с практикой. Комплекс рассчитан на 2 дня: первый день – упражнения в положении стоя, второй день – упражнения в положении лежа.

Ходьба

Ходьба с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах, ходьба по бревну, скамейке и спрыгивание.

Упражнения, выполняемые в положении стоя

  1. Поза горы

Основная стойка – встать твердо и прямо как гора. Все позы стоя, описанные ниже, начинаются именно в этой стойке с опущенными руками.

Техника. Встать прямо, соединив стопы так, чтобы пятки и большие пальцы ног соприкасались. Живот втянут, грудь вперед, шею держать прямо. Нельзя переносить вес тела только на пятки или на пальцы, а следует равномерно распределять между ними.

Эффект упражнения. Формируется правильная осанка, умение управлять своими движениями.

  1. Выпад вперед, руки вверх

Техника. Из основной стойки поднять руки вверх, сложив ладони вместе. Сделать глубокий выпад вперед правой ногой, голову поднять и смотреть на сложенные руки. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, ног, плеч.

  1. Выпад в сторону

Техника. Из основной стойки развести руки в стороны. Сделать глубокий выпад в сторону правой ногой. Туловище держать прямо. Угол в коленном суставе правой ноги составляет примерно 90 0 , левая нога – прямая. Держать позу 20-30 секунд. Дыхание свободное. Вернуться в исходное положение и выполнить упражнение с выпадом левой ногой.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы спины, плеч. Способствует профилактике нарушений осанки.

  1. Растяжка спины

Техника. Встать в основную стойку. Соединить ладони за спиной. Поднять ладони вверх на уровне лопаток. Ноги расставить шире плеч. Нагнуть туловище вперед к колену правой ноги. Сохранять позу 20-30 секунд, дыхание нормальное. Вернуться в основную стойку, убрав руки со спины. Если не удается сложить кисти рук за спиной, можно захватить запястье и совершать указанные движения.

Эффект упражнения. Укрепляются мышцы ног и спины, увеличивается подвижность в плечевом поясе.

  1. Поза треугольника

Техника. Из основной стойки прыжком расставить ноги шире плеч. Руки поднять в стороны на уровне плеч, ладони вниз. Повернуть правую и левую стопу вправо, левая нога вытянута. Наклонить туловище вправо, коснуться правой ладонью правой лодыжки, можно положить ладонь на пол. Вытянуть левую руку вверх. Сохранять позу 30-40 секунд, дыхание глубокое, ровное. Возвратиться в исходную позицию. Выполнить упражнение в другую сторону.

Эффект упражнения. Увеличивается подвижность в тазобедренных суставах и позвоночном столбе, расширяется грудная клетка.

  1. Поза «руки за спину»

Техника. Из основной стойки завести руки за спину и соединить ладони вместе. Прогнуться назад и держать позу 20-30 секунд. Возвратиться в исходную позицию.

Эффект упражнения. Улучшается гибкость позвоночника. Развиваются мышцы, определяющие красивую прямую осанку.

  1. Поза «ласточки»

Техника. Из основной стойки наклониться вперед. Вытянуть правую ногу параллельно полу, руки вытянуть вперед. Руки, туловище и левая нога составляют прямую линию. Удерживать позу 20-30 секунд, возвратиться в исходное положение. Повторить упражнение с подниманием левой ноги.

Эффект упражнения. Активно тренируются мышцы спины, задней поверхности бедра, плечевого пояса.

Упражнения, выполняемые в положении лежа

Освоив упражнения, выполняемые в положении стоя, можно перейти к выполнению следующего комплекса из исходного положения лежа на спине или на животе. Для выполнения упражнения можно использовать любые коврики или подстилки. Закончив любое упражнение, нужно отдохнуть в течение 1-2 минет в положении лежа (поза 5). Комплекс завершается расслаблением лежа в течение 3-5 минут.

  1. Поза «наклон вперед сидя»

Техника. Лечь на спину, ноги вместе. Медленно сесть, наклониться вперед, стараясь коснуться руками стоп. Наклониться вперед как можно ниже и ухватиться за ноги. Опустить голову и расслабиться в этом положении. Удерживать позу около 20 секунд. Выйти из позы, сесть прямо, затем опустить спину на пол. Руки вдоль туловища ладонями вверх. Ноги слегка развести врозь. Расслабиться.

Читайте также:  Что это может быть, если на флюорографии или рентгене легких выявлено затемнение или усиление легочного рисунка?

Эффект упражнения. Поза благотворно влияет на мышцы спины, икры ног и на область живота.

Поза «лодки» (прогибание назад)

Техника. Лечь животом на пол. Руки отведены назад. Поднять одновременно голову, грудь, ноги как можно выше. Ни ладони, ни ребра не должны касаться пола, на полу только живот. Оставаться в таком положении 10-15 секунд при нормальном дыхании.

Эффект упражнения. Корректируются нарушения осанки, позвоночник становится эластичным, тренируются мышцы таза.

  1. Поза «кобры»

Техника. Лечь на живот, ноги вместе. Положить кисти рук на пол на уровне плеч ладонями вниз. Медленно подняться вверх и максимально прогнуться, не отрывая нижнюю часть живота от пола. Смотреть вверх. Сохранять позу около 20 секунд, дышать нормально. После этого медленно опустить на пол вначале грудь, а затем голову.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на мышцы спины. Укрепляется позвоночник.

  1. Поза «лука»

Техника. Лечь на живот, ноги держать вместе. Согнуть ноги в коленях и ухватиться за лодыжки. Руки держать выпрямленными. Постарайтесь ноги и стопы держать вместе. Медленно поднимать голени. Постарайтесь прогнуться назад так, чтобы живот лишь касался пола. Смотреть вверх. Держать позу около 10 секунд. Медленно опуститься в исходное положение. Расслабить все тело.

Эффект упражнения. Благотворное влияние на все тело, особенно на позвоночник и живот.

  1. Поза для расслабления мышц лежа

Техника. Лечь на спину, раздвинув стопы примерно на 40 см. Голова затылком касается пола. Руки положить ладонями вверх и отодвинуть их от туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Дышать глубоко, постепенно замедляя дыхание. Оставаться в этом положении 3-5 минут

Эффект упражнения. Эта поза полезна для расслабления всего тела.

Заключение

Очень важно, чтобы ослабленный ребенок прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет выполнять их самостоятельно, и не механически, а осмысленно. Это в несколько раз повысит эффективность занятий, поскольку в этом случае к технике подключается умственная работа, ребенок прислушивается к своим ощущениям.

  1. Поза треугольника

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

Упражнения для формирования правильной осанки для детей 4-6 лет

«ВОЛК И ПОРОСЯТА»

Цель: формировать у детей устойчивый навык правильной осанки с помощью стены без плинтуса.

Оборудование: стена без плинтуса.

Ход игры

По сигналу воспитателя или водящего дети двигаются по залу в различных направлениях, выполняя произвольные движения. Ребёнок-водящий («волк») через некоторое время выскакивает из укрытия и пытается запятнать детей. Спастись можно в домиках (специально очерченных местах в зале возле стены без плинтуса). Для этого необходимо плотно прижаться к стене пятками, голенью, ягодицами, лопатками, плечами, затылком (руки вдоль туловища) и не двигаться. Тот, кто принял неправильную осанку или не добежал до стены, считается пойманным и выполняет задания «волка» на укрепление мышечного корсета (отжимания от гимнастической скамейки, приседания, подъёмы туловища из положения лёжа и т.д.). Водящий меняется, и игра продолжается.

Методические указания. Все игры и специальные упражнения для развития интереса и речи лучше сопровождать потешками, считалками и стихами, например:

Поросята.

Серый, серенький волчок

Вышел из засады,

Он зубами щёлк да щёлк,

Мы совсем не рады…

Волк.

Поросят поймать мне нужно

И себе устроить ужин.

Ведь лучше и не надо

Мне другой награды.

А ты попробуй догони.

Разбежались — раз, два, три…

«ЦВЕТОЧЕК»

Цель: учить дошкольников правильно распределять нагрузку на весь опорно-двигательный аппарат, фиксировать позу.

Оборудование: обруч.

Ход игры

Дети двигаются под музыку, выполняя любые движения. По сигналу они должны быстро прилечь вокруг обруча, касаясь его ступнями в виде лепестков, и чётко зафиксировать позу, симметрично расположив части тела (руки вдоль туловища — в стороны или вверх, ноги прямые).

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

А потом ещё вокруг.

Лишь коснёшься ты земли,

Спинку ровненько держи!

Методические указания. Воспитатель обращает внимание на то, как дети опускаются на пол (не шлёпаясь всем телом).

«НЕ УРОНИМ ШЛЯПУ»

Цель: формировать умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.

Оборудование: мешочки с песком (200—300 г) по количеству детей.

Ход игры

Дети стоят. Им кладут на голову лёгкий груз («шляпу» в виде мешочка, наполненного песком). Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельно полу, руки спокойно опущены вдоль туловища), воспитатель даёт сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате (площадке), сохраняя ровную осанку. Можно усложнить игру, предложив играющим пройти по начерченной линии, пританцовывая, бегом или переступая через разные предметы и приговаривая:

Хожу я прямо в шляпе,

Как будто это папа

Шагает на работу,

А, может быть, в кино.

И главное, ребята, —

Шагаю с настроением

«ГОЛОВА НОГИ»

Цель: формировать у детей навыки правильной осанки; развивать силовые качества, укреплять мышцы брюшной полости.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Ребёнок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Затем приподнимает носки и одновременно голову, смотрит на ноги (на счёт 1, 2, 3, 4). Ребёнок повторят счёт, после чего медленно опускает на коврик голову, а потом ноги. Воспитатель контролирует положение позвоночника ребёнка, который должен всей спиной прижаться к коврику.

Я лежу на коврике

Ножки дружно поднимаю,

Стройным, сильным быть желаю!

«НАРЯДИ БЕРЁЗКУ»

Цель: тренировать детские мышцы спины, гибкость позвоночника; воспитывать уважение к сопернику.

Оборудование: тренировочная стена из ковролина.

Ход игры

На липучках располагаем на ковровой поверхности стволы берёзок из ткани или бумаги и листики разных размеров.

По сигналу дети «наряжают берёзки» в осенний убор. Брать листья нужно только по одному. Выигрывает тот, кто быстрее и выше прикрепит листики на берёзку.

«ПЧЁЛКИ И ЛАСТОЧКА»

Цель: учить детей умению бегать, сохраняя правильное положение тела; развивать быстроту реакции, смелость, координацию движений рук и ног.

Оборудование: обруч («гнездо»).

Ход игры

Один ребёнок — «ласточка», остальные — «пчёлки». Играющие («пчёлки») летают по поляне, размахивая «крылышками» (руками) и издавая характерное жужжание (спинки ровные), напевая песню:

«Ласточка» сидит в «гнезде» и слушает песенку. По окончании песенки говорит:

Ласточка летает быстро —

Пчёлке нужно улетать,

Будешь чуть нерасторопной,

Может ласточка поймать…

С последними словами «ласточка» вылетает из «гнезда» и ловит «пчёл». Пойманные «пчёлы» принимают определённую позу (спинка ровная, руки в стороны).

«СОХРАНИ ОСАНКУ»

Цель: закреплять умение принимать правильную осанку, учить сохранять её в движении.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

По предложению взрослого ребёнок подходит к стене без плинтуса, принимает правильную осанку: руки опущены, затылок, лопатки, ягодицы, пятки плотно касаются стены, голова прямая шея вертикально, взгляд устремлён вперёд, губы сомкнуты, плечи слегка опущены на одном уровне, лопатки сведены, передняя поверхность грудной клетки развёрнута, живот слегка подтянут, ягодицы напряжены, колени выпрямлены.

Скользя по стене тыльной стороной кистей, ребёнок слегка поднимает руки, пальцы разведены (как у ёлочки иголочки), напряжены. В такой позе отойти на 3—4 шага вперёд от стены (поза напряжённая), затем руки свободно опустить, но всё туловище и голову держать прямо (будто «орешек проглотил»), пройтись 1—2 раза по комнате, сохраняя правильную осанку, со словами:

Я стройный, как ёлочка,

Я стройный, как линеечка,

Все любят стройных мальчиков,

Все любят стройных девочек».

«ВОЛШЕБНЫЕ КВАДРАТИКИ»

Цель: развивать воображение детей в движениях посредством музыки и художественного слова; упражнять в равновесии на ограниченной площади; развивать координационные способности и двигательное творчество.

Оборудование: квадратики по количеству детей, карточки с изображением зверей, птиц, набор четверостиший.

Ход игры

Дети становятся на свои квадратики и выполняют движения, характерные для изображения на карточке, которую показывает ведущий в сопровождении слов. После выполнения упражнения дети возвращаются в свои «домики».

Ведущий (В.).

По болоту я хожу,

Во все стороны гляжу,

Потом ровно постою

И немного отдохну.

(Встать на квадрат и под музыку тянуть руки вверх.)

Шея жирафа длинна и гибка,

Ветки жираф достаёт свысока.

(Ходьба гуськом вокруг квадратиков.)

Как-то летним вечерком

Утята в стайке шли гуськом.

Шли они на пруд купаться,

(На голове у детей «блинчики» или другие приспособления.)

Ветер северный подул: «с-с-сс»

И все листья с липы сдул.

И на землю опустились.

Методические указания. Воспитатель обращает внимание на качество выполнения того или иного движения.

«ПТИЦЫ НА ВЕТКАХ»

Цель: формировать навыки правильной осанки у детей-дошкольников; развивать умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

Оборудование: гимнастические скамейки (для детей старшего дошкольного возраста).

Ход игры

Дети делятся на две команды («Синицы» и «Снегири»). Стоят на гимнастических скамейках («ветках») с красивой осанкой (спина прямая, голова и подбородок приподняты). По сигналу воспитателя: «Птички могут полетать, кошки вроде не видать…» дети бегают («летают») по залу, размахивая руками, как птица крыльями.

Воспитатель читает стихотворение:

Кошка выспалась немножко,

Хочет птичек пощипать,

Нужно всем быстрей на ветки,

Чтобы в пасть к ней не попасть…

Появляется «кошка». Дети должны забраться на гимнастические скамейки и принять ранее обусловленную позу (спина прямая, руки чуть в стороны). Выигрывают те, кто раньше и правильнее примет позу.

Методические указания. Воспитатель предупреждает и следит за тем, чтобы дети аккуратно, не толкаясь, забирались на гимнастические скамейки, при необходимости помогает им. «Кошке» предлагается только имитировать погоню за птицами. Воспитатель обращает внимание на то, что у неё очень грациозная походка и гибкая спинка. С младшими дошкольниками лучше проводить эту игру без использования гимнастических скамеек.

«СТОЙ»

Цель: развивать координационные способности, ритмичность, умение принимать правильную осанку по сигналу; воспитывать внимание, самостоятельность.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Дети находятся на площадке и под музыку выполняют танцевальные движения, предложенные водящим, т.е. воспитателем, или одним из детей (самостоятельно, в парах, тройках и четвёрках). Музыка замолкает, дети принимают стойку «оловянного солдатика», фиксируя правильную осанку. Водящий внимательно осматривает детей, их осанку, выделяет лучших после каждой остановки.

Я солдатик оловянный,

На посту стою — не дрогну,

Проходи своей дорогой,

За осанкой слежу строго!

Методические указания. Сначала оценивается индивидуальное, затем парное и т.д. выполнение предложенных заданий. Выигрывает тот, кто правильнее всех справится с заданием.

«ПЕРЕБЕЖКИ, ПЕРЕХОДЫ»

Цель: развивать быстроту, ловкость; формировать правильную осанку; воспитывать желание быть крепким и здоровым.

Оборудование: «блинчики».

Ход игры

Игроки строятся в шеренгу за стартовой линией. По команде педагога дети бегут по прямой к финишу (дистанция 10—15 метров), поворачиваются кругом, кладут на голову «блинчик» и шагом, соблюдая правильную осанку, возвращаются на стартовую линию. Отмечаются три первых победителя.

Методические указания. Игра проводится с группой детей (6—8 человек) на ровной площадке.

«ПОЛЕЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Цель: развивать координационные способности; воспитывать внимание; учить выполнять упражнения, направленные на коррекцию осанки.

Оборудование: не требуется.

Ход игры

Сначала в роли водящего выступает воспитатель. Он показывает ряд упражнений, направленных на формирование правильной осанки, и объясняет, почему эти движения полезны, какие мышцы укрепляют. Дети повторяют. Ребёнок, который выполняет упражнения лучше всех, становится водящим.

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь,

Ах, красивая спина,

Посмотрите на меня!

Методические указания. Воспитатель помогает детям объяснять полезность того или иного движения.

Разбежались — раз, два, три…

10 упражнений для формирования правильной осанки у ребенка

Формирование правильной осанки у своего ребенка – предмет беспокойства каждого сознательного родителя. Подростковый период таит в себе массу рисков на этот счет. Отсутствие привычки держать спину ровно во время нахождения за школьной партой, компьютером, за чтением книги или ее электронного аналога в период активного роста и формирования опорно-двигательного аппарата чревато в ближайшем будущем вереницей таких заболеваний как:

– ассиметричная осанка;
-сколиоз;
– сутулость, круглая спина (гиперкифоз грудного отдела);
– гиперлордоз поясничного отдела;
– плоская спина (уплощение физиологических изгибов позвоночника);
– остеохондроз;
– протрузии;
– грыжи межпозвонковых дисков и т.п.

Чтобы избежать всех этих проблем, о формировании правильной осанки своего ребенка нужно заботиться, начиная с его раннего возраста. К сожалению, элементарные наблюдения за своим чадом и регулярные замечания в духе «не сутулься!», «выпрями спину!» часто не дают хорошего результата. О ваших просьбах ребенок забывает, не находясь под вашим присмотром (в детском дошкольном заведении, школе, во время прогулок с друзьями и т.д.).

Деятельно помочь сформировать правильную осанку поможет специальная гимнастика и упражнения для развития и укрепления мышц спины и различных отделов позвоночника. Заниматься можно как дома с минимальным количеством дополнительных приспособлений, так и в спортивном клубе на специальных тренажерах.

С детками помладше занятие лучше организовать в форме игры, чтобы постоянно подогревать интерес малыша к тренировке.
Для занятий дома пригодятся такие бюджетные и компактные приспособления как гимнастическая палка и длинный ленточный эспандер. Показываем, какие упражнения с их помощью можно делать.

Читайте также:  Рекомендации по приёму «Капотена» при высоком артериальном давлении

Упражнение 1. Растягиваем эспандер в стороны

Пусть ребенок встанет прямо, центр эспандера накинет на плечи, а за его концы возьмется разведенными в стороны прямыми руками. Попросите малыша еще больше натянуть эспандер, преодолевая его сопротивление. При этом следите, чтобы ребенок держал спину ровно и не ронял голову вниз.

Упражнение 2. Растягиваем эспандер над головой

Все так же удерживая эспандер за края, пусть малыш поднимет прямые руки над головой и старается развести их в стороны, преодолевая сопротивление резинки.

Упражнение 3. Наклоны в стороны.

Не меняя исходное положение после выполнения предыдущего упражнения, предложите ребенку выполнить по несколько наклонов вправо-влево.

Вместо эспандера в данном упражнении можно использовать гимнастическую палку.

Упражнение 4. Отведение рук назад с наклоном вперед

Пусть ребенок центр эспандера пропустит за спиной и ухватиться за его края руками (вместо эспандера в этом упражнении, как и в предыдущем, можно использовать гимнастическую палку). Попросите малыша сделать шаг вперед. Одновременно пусть ребенок наклонится вперед, а прямые руки отведет назад. Теперь можно выпрямиться, а затем повторить упражнение с другой ноги.

Упражнение 5. Ходьба с гимнастической палкой за спиной.

Полезно также просто походить по комнате, закинув гимнастическую палку на лопатки и удерживая ее согнутыми в локтях руками.

Упражнение 6. Вращения корпусом.

Не меняя расположение гимнастической палки после ходьбы, попросите ребенка остановиться и выполнить по несколько разворотов корпуса вправо-влево.

Упражнение 7. Наклоны вперед с опорой на гимнастическую палку.

Пусть ребенок расположит гимнастическую палку в шаге перед собой перпендикулярно полу (словно посох). Теперь пригласите малыша наклониться вперед до параллели спины с полом, опираясь обеими руками на гимнастическую палку. Следите, чтобы руки и спина находились на одной линии.

Упражнение 8. Подтягивания на канате

Предложите ребенку повиснуть на прямых руках на канате или TRX-петлях, упершись стопами в пол, затем пусть малыш сгибает руки в локтях и тянется грудью к краю каната или ручкам петель. Повторите упражнение посильное количество раз.

Детям постарше можно пробовать делать обычные подтягивания, повиснув на прямых руках на высокой перекладине.

Если занимаетесь в спортивном клубе, то можно позаботиться о хорошей осанке с помощью имеющихся там приспособлений.

Упражнение 9. Гиперэкстензия

Установите специальную скамью для гиперэкстензии под углом к полу. Пусть ребенок ложится на нее бедрами и упирается ногами в специальные подставки. Верхняя часть тела при этом должна остаться на весу. В исходном положении она должна находиться на одной линии с ногами.

Затем необходимо выполнить наклон вперед и медленно вернуться в исходное положение. Рекомендуемое количество повторений – 12-15 раз в три подхода.

Упражнение 10. Тяга верхнего блока к груди

Установите высоту валиков над скамьей на таком уровне, чтобы, сидя, ребенок упирался в них коленями. Прямыми руками широким хватом пусть подросток возьмется за верхний блок, растягивая спину.

Далее следует тянуть блок к груди, отводя немного корпус назад. Рекомендуемое количество повторений – 12-15 раз. Для ровной спины также полезно аналогичным образом тянуть верхний блок за голову.

Не лишним будет упомянуть, что предложенные в статье упражнения вполне подходят и для взрослых. Так что вы запросто можете заниматься по предложенной программе всей семьей. Ровных и красивых осанок вам и вашим деткам!

Установите высоту валиков над скамьей на таком уровне, чтобы, сидя, ребенок упирался в них коленями. Прямыми руками широким хватом пусть подросток возьмется за верхний блок, растягивая спину.

Формирование правильной осанки у детей

Для приобретения красивой, правильной осанки следует выполнять такой несложный комплекс упражнений:

  1. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, руки расположите на поясе. На вдохе разведите локти до того момента пока лопатки не соприкоснуться. На выдохе вернитесь в начальное положение. Повторять упражнение нужно не менее пяти раз.
  2. Разведите в сторону руки. Выполняйте движения назад по кругу не менее десяти раз. Дыхание при этом может быть произвольным.
  3. Поставьте ноги шире, кисти прижмите к плечам. На выходе выполните наклон вперёд, на вдохе вернитесь в начальную позицию. При выполнении упражнения спина должна оставаться прямой. Осуществите не менее пяти наклонов.
  4. Соедините руки за спиной. Произведите пять-шесть наклонов в стороны.
  5. Возьмите в руки гимнастическую палку, вытяните руки перед собой. На выдохе выполните приседание, на вдохе возвращайтесь в начальную позицию. Спина должна оставаться прямой. Необходимо осуществить четыре-пять подходов.
  6. Зажав палку в руках, на вдохе потянитесь вперёд и вверх. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите четыре-пять раз.
  7. Лягте на спину, положите руки вдоль туловища. Попеременно поднимайте вверх ноги. Выполнить упражнение необходимо три-четыре раза.
  8. Лягте на живот, руки расположите на поясе. Поднимайте тело вверх на вдохе, опускайте на выдохе. Осуществите три-четыре подхода.
  9. Расположив руки на талии выполняйте прыжки в высоту. Чередуйте эти подскоки с ходьбой.
  10. В заключении выполните разведение рук в положении стоя. На выдохе широко разводите руки, на вдохе – соединяйте.

Если вы наблюдаете у ребёнка один или несколько из этих симптомов следует обратиться к врачу.

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

Зайкова Оксана Юрьевна
Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса с гимнастическими палками (можно выполнять с 4-5 лет).

1. Ходьба на носках, руки подняты над головой в замок.

2. Руки перед грудью, ходьба в полуприсяде.

3. Ходьба на пятках, руки сзади в замок.

4. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки – вдох; вернуться в и. п. – выдох.

5. И. п. – стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной – выдох; вернуться в и. п. – вдох.

Упражнения с гимнастическими палками.

1. И. п. – ноги на ш. стопы, палка в опущенных руках. 1-2- поднять палку вверх, за голову; 3-4-и. п.

2. И. п. – ноги на ш. плеч. палка за головой. 1-3-повороты вправо (влево); 2-4-и. п.

3. И. п. – ноги на ш. плеч, палка зажатая в локтях. 1-наклон вперёд с прямой спиной. 2-и. п.

4. И. п. – стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и. п.

5. И. п. – стоя, ноги на ш. плеч, палка на лопатках. 1-3-повороты в стороны. 3-4 и. п.

6. И. п. – стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и. п.

7. И. п. – стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и. п. Спина прямая.

8. И. п. – о. с, палка на голове. 1-присесть;2-и. п.

7. Палка на полу, прыжки через палку.

Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

2. Упражнения с мешочком на голове.

1. Принять правильную осанку в положении стоя, положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.

2. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по траве, песку, мостику, по брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны).

3. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия – веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки.

4. Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку.

5.Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений: ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке присесть сохраняя правильную осанку.

6. Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку.

3. Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение “Основная стойка”: голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу (можно выполнять на пособиях: на мостике, пеньках, на песке).

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.

“Журавлик”. Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

“Вырастаем большими ” Ходьба на носках (руки вверх, “в замке”) 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

“Мишка косолапый”. Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): “Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ!” Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег.

Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении “стоя”

“Воробушек”. Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

“Лягушонок”. Из и. п-ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором “квак”, вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении “кисти к плечам”, локти должны быть прижаты к бокам.

“Большие круги”. Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

“Мельница”. Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

“Резинка”. Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И. П., произнеся звук “ш-ш-ш” – выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

“Вместе ножки – покажи ладошки”. Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.

“Потягивание”. Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-6 раз). Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

4. Игровые упражнения на укрепление осанки «Река, берег, парус».

Дети встают в шеренгу, проверяют свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). На слово «Река!» – делают шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимают руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки.

«Волшебные ёлочки»

Дети встают у стены (забора, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебные елочки, которые по сигналу «Ночь!» бегают, красиво и легко кружатся по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит елочки, осматривает их, неровные забирает с собой.

Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочки останавливаются там, где их застал сигнал.

Массаж спины «Суп»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребёнка.

Чики-чики-чики-ща! Похлопывают ладонями.

Вот капуста для борща.

Покрашу картошки, Постукивают рёбрами ладоней.

Пол головки лучку Поколачивают кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок- Поглаживают ладонями.

И готов борщичок.

«Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу, (Наклоняют корпус вправо-влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен).

И сам себе я помогу.

Всёвыполню я по порядку:

(Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи).

Сначала сделаю зарядку,

(Наклоняются вперёд).

(Слегка прогибаются назад).

(Встают прямо).

И вправо, влево наклонюсь.

(Наклоняют корпус вправо и влево).

С друзьями поиграю в мяч,

(Бегут на месте).

Он весело помчится вскачь.

(Прыгают на обеих ногах).

И за столом я посижу,

(Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью).

И телевизор погляжу.

(Встают прямо, руки в стороны).

Но буду помнить я всегда:

(Кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной.)

Должна прямою быть спина!

(Меняют положение рук).

Массаж спины «Свинки»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение потешки поворачиваются на 180 и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями).

5. Упражнения у стены

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.

3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье», выпрямиться и постараться снова встать правильно.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустить в исходное положение.

5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены

Читайте также:  Трубно-перитонеальное бесплодие: диагностические и терапевтические возможности

Формирование правильной осанки у детей Формирование правильной осанки у детей Анастасия Свинухова Формирование правильной осанки у детей Статья для воспитателей дошкольных учреждений.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Статья: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного.

Формирование правильной осанки у детей посредством использования игровых упражнений Осанка – это приобретённое человеком в ходе роста привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Дошкольный возраст.

Комплексы игровых упражнений «Как общаться с ребёнком?» Организация тактильных ощущений. В тактильных играх привлекайте внимание ребенка к собственным ощущениям, разнице получаемых ощущений с.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы Утренняя гимнастика Июнь 1 неделя 1. «На носок» И. п. : ноги на ширине плеч,.

Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РУСАЛОЧКА». Консультация для родителей: «Формирование правильной.

Консультация для воспитателей «Игровые упражнения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста». Консультация для воспитателей «Игровые упражнения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста». Игра «Встань прямо».

Педкопилка: Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей 4–7 лет. Построение в шеренгу. Встать в положение “основная стойка”: голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное.

Повседневное формирование правильной осанки у детей. Консультация для родителей ПОВСЕДНЕВНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ. Консультация для родителей. Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших.

Примерный комплекс физических упражнений на формирование правильной осанки детей 4–6 лет Целью лечебной гимнастики является формирование правильной осанки. Данный комплекс выполняется в игровой форме, развивает воображение и.

Чики-чики-чики-ща! Похлопывают ладонями.

Гимнастика для укрепления мышц спины и позвоночника для детей

Комплекс упражнения для спины для детей назначается индивидуально врачом. Общие рекомендации могут включать в себя:

  • ходьбу с правильной осанкой не менее 1 минуты;
  • ходьбу на полной стопе с вытянутыми в стороны руками;
  • ходьбу на пятках с опущенными руками не менее 40 секунд;
  • поднятие выпрямленных рук над головой (не менее 12 раз);
  • наклоны корпуса в стороны (до 10 повторов за подход);
  • приседания с вытягиванием рук перед собой (до 15 раз);
  • подъем гимнастической палки над головой с одновременным отводом одной ноги назад;
  • лежа на спине по очереди поднимать ноги, при этом держа их в выпрямленном состоянии;
  • прогиб спины, стоя на пятках и локтях;
  • прогибать и округлять спину, стоя на четвереньках;
  • удерживание большого мяча или нетяжелой гантели на вытянутых руках;
  • хождение с высоким подниманием коленей.

Выполняя все упражнения, важно держать правильно осанку.

Обратите внимание! Помимо гимнастических упражнений также хорошо помогают при проблемах с осанкой и позвоночником плавание и массажи. Курсы массажа делают детям даже для профилактики, когда проблема еще не появилась.

Обычно специалисты рекомендуют водить детей на массаж спины в периоды 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет. Именно в это время идет активное завершение укрепления мышечного корсета. И именно в это время детский позвоночник наиболее восприимчив и податлив искривлениям.

Важно! На плавание детей можно отдавать с месячного возраста. Тогда ребенку вообще не грозит искривление, а осанка всегда будет красивой и ровной. Кроме того плавание отлично закаляет и поднимает иммунитет.

  • постоянное присутствие болевого синдрома;
  • спазмирование мышц;
  • пережатие нервных отростков позвоночника;
  • растяжение связок;
  • ухудшение положения позвоночника;
  • усугубление искривления.

Комплекс упражнений для укрепления мышц спины

Дополнением к первой подборке упражнений является комплекс, целенаправленно укрепляющий мышцы спины. На выполнение каждого упражнения может потребоваться от половины минуты до 3 минут.

  1. Лежа на спине, сочетайте два упражнения ногами: сначала «велосипед», затем «ножницы» в горизонтальной плоскости.
  2. Сидя на полу, обхватите руками согнутые в коленях ноги. Покатайтесь на спине, а затем, не расцепляя рук, попытайтесь обратно сесть.
  3. Лягте на спину, руки вытяните вдоль тела, колени согнуты. Приподнимите таз как можно дальше от пола, удерживайте позу 5 секунд и медленно вернитесь на исходную позицию.
  4. Положение аналогичное предыдущему. Сомкнутые прямые ноги попытайтесь перекинуть через голову и достать кончиками пальцев до пола.
  5. Перекатитесь на живот. Обхватите обеими руками лодыжки, и всем телом потянитесь наверх.
  6. Опуститесь на руки и колени. Попеременно прогибайте спину вверх (голова тоже тянется вверх) и вниз (голову опускаете).
  7. Очень эффективна ходьба на руках, когда взрослый держит ребенка обеими руками за лодыжки.

Данные упражнения для осанки полезны детям, чтобы поддерживать позвоночник в правильной физиологической форме и для исправления легкой степени сутулости. Родителям нужно следить, чтобы ребенок во время тренировки не задерживал дыхание.


  1. В положении лежа на спине, соедините руки в замок в районе затылке так, чтобы локти соприкасались друг с другом. На «раз», не разъединяя замок, максимально раздвиньте руки по сторонам. На «два» снова сведите локти вместе. Рекомендуется сделать 5 повторов.
  2. Лежа на спине, попытайтесь приподнять голову и плечи, при этом тело должно оставаться неподвижным. Повторить 5 раз.
  3. Затем из этого же положения свернитесь клубочком, подтягивая колени к груди. Лопатки должны оставаться на полу. Затем колени опустить. Повторить 5 раз.
  4. Перевернитесь на живот, руки расположите так, чтобы ладони упирались в пол на уровне чуть выше талии. Теперь одновременно поднимайте обе ноги и пытайтесь руками отталкиваться от пола. Достаточно 3-4 повторов.
  5. Сядьте на пол, спину держите ровной. Приподнимитесь на руки и ноги. А теперь оторвите от пола одновременно правую ногу и левую руку, удерживая равновесие. Поменяйте стороны. Повторить 5 раз.
  6. Опуститесь на колени и руки, бедра и спина должны быть в одной горизонтали. Сделайте 5 отжиманий.

Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника. Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий. Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.


При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Упражнения для формирования правильной осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Комплекс основных упражнений красивой осанки для детей:

Заниматься такими упражнениями можно с 3 лет, в удобной спортивной одежде. Перед занятиями обязательно проветрите помещение и можете начинать. Cначала разогрейте организм. Для этого можно использовать любой гимнастический комплекс или утреннюю зарядку на 10-15 мин. После этого приступайте к первому упражнению:

1. Упражнение «Кошечка»: Встаньте на колени, руками держитесь об пол. На раз прогните спину вверх (круглая спина) голова опущена вниз, на два — прогните спину вниз, голова смотрит вверх. При этом упражнении очень хорошо чувствуется, как работает позвоночник. 6-8 повторений.

2. Упражнение «Большая собака»: Ноги выпрямлены, прямыми руками держитесь об пол. В этом упражнении хорошо развивается гибкость позвоночника, тренируется поясничный отдел. Повторить упражнение 4-6 раз.

3. Упражнение «Скручивание»: Лежа на спине, руки разведены в стороны. На раз – ноги согнутые в коленях поворачиваем в одну сторону, голова и руки смотрят в другую. На два – то же в противоположную сторону. Повторять 8-10 раз. Такое упражнение — хорошая гимнастика для позвоночника и профилактика сколиоза.

4. Упражнение «Топорик»: Для него вам понадобится гимнастическая палка или скакалка. Палку или скакалку (складываем вдвое) держим хватом сзади, ноги прямые, стоят врозь или вместе, как удобно. На раз – наклон вперед, руки с палкой (скакалкой) поднимаем вверх, на два – И.п. Упражнение повторять 8-10 раз. Упражнение способствует укреплению мышц спины, непосредственно тех, которые поддерживают позвоночник.

5. Упражнение «Качалка»: Для этого упражнения нужно лечь на спину, ноги согнуть в коленях, обхватить колени руками и покататься на спине по коврику, делая покачивающиеся движения вперед и назад. Маленьким детям должны помогать родители делать такие движения. Повтор упр. 6-8 раз.

Для красивой и правильной осанки нужно уметь держать равновесие. Упражнение – приседания около стены . Во время приседания спина скользит по стене, руки выпрямлены вперед. Спину держите ровно. Повторять 6-8 раз.

Ходьба с книгой на голове. Для уверенности можно поставить руки в стороны. В ходьбе используем упражнения для стоп: ходьба на носочках, на пяточках, на боковой части стопы, полуприсяд и другие упр. Такое упражнение разовьет у ребенка правильную осанку во время ходьбы. Ходить 3-4 мин.

«Волна»: Ребенок лежит на полу, его руки прямо вытянуты перед вперед. Следующий этап — одновременное поднятие обоих рук и нов вверх, прогнувшись в пояснице, тело опирается на грудную клетку, таз и живот. Задержаться в данном положении на секунду, затем вернуться в исходное положение. Упражнение повторяют не менее пяти раз, дыхание при его выполнении произвольное.

«Крокодил»: Ребенок ложится на живот, опираясь при этом ладошками рук об пол. Затем медленно приподнимает голову вверх, прогибаясь в пояснице и стараясь при этом как можно сильнее потянуться вперед (но, не отрывая рук от пола). На заключительном этапе голову необходимо опустить на руки и полностью расслабить тело. Во время выполнения этого упражнения дыхание может быть произвольное, а повторить его необходимо не менее пяти раз.

«Лягушка»: Кисти согнутых в локтях рук приблизить к плечам ладонями вперед, пальцы рук напряжены, разведены, большие пальцы касаются плеч, локти прижаты к туловищу; голову держать прямо, грудную клетку приподнять; плечи, лопатки на одном уровне. Согнуть руки в локтях перед собой, опустить на них голову, расслабиться. Дыхание во время выполнения упражнения произвольное, повторить не менее пяти раз.

«Плавание»: Поднести руки, сложенные ладонями, к подбородку, выпрямить их, развести в стороны, повернув кнаружи. Затем согнуть руки в локтях перед собой, опустить на них голову и расслабиться. Упражнение повторяется более пяти раз, дыхание во время выполнения упражнение произвольное.

А вот физические упражнения, выполняемые лежа на спине. Их также удобнее всего выполнять на полу, предварительно положив на него, например, шерстяное одеяло в один слой.

«Велосипед»: Лежа на спине поднимаем обе ноги над полом и имитируем движения, как при езде на велосипеде («крутим педали»). После 5-10 «вращений педалей» опускаем ноги на пол и отдыхаем несколько секунд. Затем повторяем упражнение еще около десяти раз.

«Ножницы»: Ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки «по швам». Держа ноги вместе приподнимаем их над полом и разводим в разные стороны, затем скрещиваем, опять разводим в стороны и скрещиваем, сменив ногу, которая находится выше. Опускаем ноги на пол, и отдыхаем 2-4 секунды. Повторяем упражнение до десяти раз.

Физические упражнения для коррекции нарушений осанки:

Приводим и маленький комплекс корректирующих упражнений. Физические упражнения предназначены для школьников средних и старших классов, и выполнять их лучше всего перед большим зеркалом.

«Упражнение 1»: Стоя у стены без плинтуса и касаясь ее лопатками, ягодицами и пятками, развести руки (до уровня плеч), скользя ими по стене (ладони при этом обращены вперед); слегка напрячь мышцы спины, рук. Затем опустить руки и расслабиться. Голову все время выполнения упражнения необходимо держать прямо. Дыхание — произвольное, количество повторов — до пяти.

«Упражнение 2»: Стоя в том же исходном положении, что и в предыдущем упражнении, проверить правильность принятой осанки перед зеркалом, отойти, сохраняя осанку. Повторить упражнение не менее трех раз.

«Упражнение 3»: Кисти на поясе пальцами вперед, локти касаются стены. Присесть, скользя, по стене руками, лопатками и ягодицами; встать, сохраняя правильную осанку. Во время выполнения упражнения наблюдать за собой в зеркало — все ли правильно. Повторить 3-5 раз.

Выполняйте все упражнения под музыку. Разминку под ритмичную и бодрую мелодию. Упражнения под спокойную и релаксирующую, а приседания и ходьбу под веселые детские песни. После такой 30 – минутной гимнастики хорошее настроение вам обеспечено на целый день, а здоровье, как мы знаем во многом зависит не только от упражнений, но и от настроения. Успехов вам и вашим детям королевской осанки!

«Волна»: Ребенок лежит на полу, его руки прямо вытянуты перед вперед. Следующий этап — одновременное поднятие обоих рук и нов вверх, прогнувшись в пояснице, тело опирается на грудную клетку, таз и живот. Задержаться в данном положении на секунду, затем вернуться в исходное положение. Упражнение повторяют не менее пяти раз, дыхание при его выполнении произвольное.

Виды нарушений

У детей с 6 до 16 лет диагностируются следующие виды деформации и неправильного формирования позвоночного столба:

  • Лордоз. Позвоночник выдвинут вперед в поясничной области. При наклонах прогиб не изменяется. Дети постоянно ощущают тяжесть в нижней части спины.
  • Кифоз. Школьник сильно сутулится. Позвоночный столб искривлен в грудном отделе, спина круглая. У детей с кифозом часто болят ноги, спина, голова выдвинута вперед. Им сложно долго сидеть, бегать.
  • Сколиоз. Позвоночник кривится в левую или правую сторону. На третьей стадии заболевания признаки видны невооруженным взглядом. Это перекос плеч, наклон корпуса в одну сторону при сидении, ходьбе. Позвоночник на рентгеновском снимке выглядит как буква S или С.
  • Кривошея. Характерна для малышей грудничкового возраста. Неповоротливость головы, шеи формируется из-за долгого лежания в период новорожденности на одной стороне. Невылеченная кривошея провоцирует патологические изменения в процессе формирования позвоночного столба.

Важно! Начинать лечить неправильную осанку, а тем более кривошею, нужно как можно раньше.

На первых стадиях искривления эффективно помогают консервативные методы терапии. Это массаж, ЛФК, корсеты, электрофорез.

  • неправильная осанка;
  • сколиоз;
  • кифосколиотические изменения в позвоночном столбе;
  • лордоз;
  • кривошея;
  • подростковый остеохондроз;
  • межпозвонковая грыжа;
  • кифотические нарушения;
  • рахит.
Добавить комментарий